Возмездие. 6. Пакты по понятиям

Валерий Русаловский
           Ничего не утверждаю безапелляционно, а исследую лишь факты для того, чтобы каждому было понятно, что развязывание войны - это самое большое преступление перед человечеством, а её пропаганда и поддержка, совершённая в любой форме, должны строго пресекаться. 
           Об этом важно сказать именно сегодня, так как в условиях дефицита здравого смысла - это неумолимо движет к конфронтации с другими странами, а следовательно к войне.



                ВОЗМЕЗДИЕ

6. Пакты по понятиям.

Странное дело. Как только подходишь к важному этапу предвоенной истории, то складывается впечатление, что Сталин и его окружение находились под постоянным гипнозом у Гитлера. Верили ему буквально во всём и воодушевлённые этим принимали важные государственные решения.   Все они тогда противоречили складывающейся обстановке и очевидным событиям, не требующим никаких доказательств коварным замыслам фашистского лидера.

Именно так в последующем и происходило, но вот на деле всё было наоборот, словно  виделось оно в  кривом  зеркале. Нужно только посмотреть на события того времени более пристально. Ведь точка выбора взгляда и угол зрения остаются такими же, как и тогда. Только теперь химера коммунистической морали и пропаганды бессильны перед открывшимися фактами и возможностью свободного осмысления минувших событий.

Конечно, всё это было не случайно. Власти, как и водится, делали своё «праведное дело», а народ потчевали только тем, что ей было выгодно в данный момент. Всё это потом переносилось в плоть и кровь нашей  истории, вызывая неподдельный интерес у охотников за исторической правдой, которые и сегодня продолжают ломать копья в поисках истины.

                *     *     *
Прежде чем подписать Договор о ненападении с Советским Союзом, Гитлер в одностороннем порядке разорвал Декларацию о неприменении силы между Германией и Польшей. Сделал он это буквально за четыре месяца до единения со Сталиным, а точнее 28 апреля 1939 года.

Но до этого времени Гитлер умело использовал Польшу в своих корыстных интересах, завоёвывая жизненное пространство для немцев. Так 30 сентября 1938 года Германия вместе с этим союзником ввела свои войска в Чехословакию, поделив таким образом эту страну между собой. Этот успех окрылил фюрера, взывая к новым победам.

Теперь на прицеле у Гитлера была сама Польша. Но в этой игре ему был нужен новый партнёр, теперь уже более могущественный и авторитетный. Гитлер тогда отлично понимал, что если он не сможет заключить договор со Сталиным о ненападении, то ему не удастся реализовать свои ближайшие замыслы, а следовательно развернуться и создать железный кулак для дальнейших походов.

Не имея такого договора с СССР и решив напасть на Польшу,  Германия сразу же столкнулась бы с Францией и Англией. А самое главное, беспокойство Гитлера состояло в том, что Советский Союз незамедлительно присоединился к ним против этой агрессии. Здесь перед фюрером явно маячила проигрышная ситуация, так как устоять в тот период перед таким противником немецкой  армии было просто не под силу. 

Редкий случай, но замыслы обоих диктаторов на этот раз совпали. Правда, лишь после циничного торга за сферы влияния в Европе. Так благозвучный пакт оказался банальным сговором, нацеленным на оккупацию суверенных территорий, приведший  вначале к локальной эскалации, а потом и к мировой войне.

                *     *     *
После раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году, Гитлер повторит свой польский трюк, но теперь уже со Сталиным, что вызовет глубокое и тяжёлое потрясение у последнего. Произойдёт это в июне 1941 года нападением Германии на СССР. Так закончатся игры с «пактами по понятиям»,  которые не принесут удачи ни Гитлеру, ни Сталину. Возмездие за окаянный сговор настигнет обе стороны, ввергнув их народы в самую кровавую в истории человечества войну.

Здесь встаёт закономерный вопрос. Разве факт разрыва отношений Германии с Польшей не мог насторожить Сталина и его окружение при подписании договора с Риббентропом? Как видно из дальнейших событий,   надлежащих выводов сделано не было.

А разве сам Сталин поступал по-другому? В самый трагичный для Польши период, ровно в день ввода Советских войск в эту страну будет разорван договор о ненападении между СССР и Польшей подписанный ещё в 1932 году.

Затем 26 ноября 1939 года СССР выразит протест правительству Финляндии по поводу «артиллерийского обстрела советской стороны». В связи с этим, не стесняясь в своих коварных замыслах, Москва потребует отвести финские войска на 20-25 километров от границы!?

Буквально через два дня после «инцидента» будет разорван пакт о ненападении с Финляндией, а  на  четвёртый день надуманного конфликта начнутся боевые действия. Вся ответственность за начало войны будет возложена советской стороной на Финское правительство.

Военный конфликт, развязанный Советами, вызвал справедливый протест международной общественности. Уже 14 декабря 1939 года Лига Наций за действия, направленные против Финляндского государства исключила СССР из этой международной организации. Но, тем не менее, Сталин не остановил боевые действия на территории соседней страны и не вывел от туда войска, а лишь прибег к новым более изощрённым способам агрессии уже в других соседних государствах.

Так в июне 1940 года Советский Союз «скопом» обвинит все Прибалтийские страны в нарушении договора о взаимопомощи и выставит ультиматум: сформировать новые правительства способные «честно» выполнять условия этого документа.
Речь идёт о Пактах взаимопомощи   между СССР, Эстонией, Латвией и Литвой подписанных в 1939 году. Этим важным документом было предопределено оказание всяческой помощи друг другу, в том числе и в случае нападения на одну из сторон.

В результате проведённых «выборных» акций с участием высокопоставленных кремлёвских представителей, в Литве, Латвии и Эстонии были созданы советские правительства, действующие по «указке» из Москвы, а также введены дополнительные крупные силы Красной Армии.

 Всё это в итоге означало, не что иное, как оккупацию этих территорий, изощренным недружественным способом. Надо заметить, что всё это происходило уже в присутствии советских войск, ранее введённых в эти страны по договору о взаимопомощи. В этой ситуации правительства Прибалтийских государств были бессильны противостоять воли своего всесильного соседа.

Вот так международные пакты, предписывающие дружбу и взаимопомощь, будут с лёгкостью аннулированы, а отношения между странами перейдут на уровень воровских понятий, что неминуемо приведёт к войне.

                *     *     *
Говоря о советизации Прибалтики, здесь нельзя обойти вниманием и другую точку зрения. Так советские историки утверждают, что правительства прибалтийских стран «добровольно» согласились на все условия СССР, подписывая декларации на вхождение в Союз нерушимый. Таким образом, они якобы «осознано» отказались от своего суверенитета ради светлого коммунистического будущего.

Да, такие документы на самом деле имеются, но исполнены они были под большим давлением, в результате чего многие подписанты и их сограждане поплатились за это своей судьбой.

Так Президент Литовской Республики Сметона перед предъявлением СССР ультиматума Литве в июне 1940 года сбежит с семьёй в Германию. А Президенты Латвии Ульманис и Эстонии Пятс, а также литовский премьер Меркис согласившись на сотрудничество с новой властью, вскоре окажутся репрессированными.

Более того, вслед за ними были высланы из Литвы около 17,5 тысяч граждан, из Латвии до 16 тысяч, а из Эстонии немного более 10 тысяч человек. В 1949 году во второй волне депортации из этих же республик было депортировано около 100 тысяч неблагонадёжных антисоветских элементов. Надо полагать, что все они сражались за свой дом и свою независимость, которую у них тогда просто отняли.

Не менее трагически сложатся и судьбы высшего руководства Прибалтийских государств. Все они, по сути, сгинут с родной земли навсегда: Сметона погибнет при пожаре в США. Ульманис умрёт в тюремной больнице в СССР. Пятс скончается в психиатрической клинике в Калининской области. Меркис с семьёй будет заключен в тюрьму, а после освобождения в 1954 году лишён права возвращаться в «свободную Литву».

С другой стороны всё ближайшее окружение Сталина кроме Берии благополучно доживёт до глубокой старости, а их внуки, выросшие в роскоши и благополучии, ещё будут поучать других, как надо любить родину и строить справедливое общество.

Здесь было бы не справедливо не сказать о других странах и народах попавших под раздел сфер влияния.
 
Так финское правительство было вынуждено переселить 430 тысяч своих граждан из прифронтовых районов вглубь страны. Таким образом, эти люди лишились не только своего крова, но и имущества.

В 1939–1940 годах из западных областей Украины и Белоруссии в восточные регионы СССР было депортировано около  280 тыс. поляков, в том числе 78 тыс. беженцев из оккупированных немцами районов Польши.

В июне 1941 года, перед самым началом Великой Отечественной войны, с Западной Украины депортировали также 11 тыс. «украинских националистов и контрреволюционеров». Из Белоруссии в период с февраля 1940 по июнь 1941 года было выслано 123319 человек. Эта чаша не обошла и Молдавию. Из этой страны тоже было депортировано 29,8 тыс. человек.

Более активные и неравнодушные граждане из вновь присоединённых земель, прибалты, поляки, белорусы, украинцы, румыны, финны испытают не только унижения, но и пройдут Сталинские лагеря или будут расстреляны. Ну а если кому-то захочется бросить вслед им камень, то пусть в ответ получит их судьбу.

                *     *     *
Основным мотивом подписать договор с Гитлером, Сталина якобы побудило опасение воевать в предстоящей войне на два фронта с Германией и Японией одновременно. Возможно такие опасения и были, но реальная обстановка уже тогда складывалась не в пользу самой Японии.

Да, Япония оставалась врагом для СССР и входила в страны «оси», но нападать на Советский Союз она тогда не собиралась. Ей было не до этого. Ввязавшись в 1931 году в вялотекущую войну с Китаем, она погрязла и ослабла в ней. Более того с 1937 года эта война переросла в полномасштабную ожесточённую бойню на многие годы. Ну а поражение на Халкин-Голе лишь подтвердило стране восходящего солнца бесперспективность войны с новой Россией.

Поэтому в момент нападения Германии на Польшу в 1939 году Японское правительство открыто заявило, что его главная задача разрешить проблему  с Китаем, а в европейские дела оно вмешиваться не собирается.

Более того, Япония уже в 1941 году вступит в войну с США и Великобританией, поэтому воевать с СССР она никак не сможет. Её встреча с советскими войсками произойдёт лишь в августе 1945 года и закончится полным поражением.

                *     *     *
Говоря об оценке и анализе предвоенных событий, нельзя не увидеть тенденцию упрощения  ситуации в более выгодную для руководства СССР сторону и прежде всего Сталина. Неприятные факты раздражали вождя, более того, те, кто готовил такие материалы, реально могли поплатиться за них своей головой. Именно это и заставляло людей приукрашивать ситуацию, сдерживая тем самым необходимые решения и действия с целью её своевременного купирования.

Так в докладе, Начальника разведывательного управления Генерального штаба  Красной Армии, генерала Голикова, сделанного в конце марта 1941 года, чётко прослеживалось то, что война неизбежна. В оценке ситуации указывалось, что, эти события произойдут в ближайшие месяцы, а точнее в период с 15 мая по 15 июня. Более того были указаны основные направления ударов немецких войск и уточнилась дата этого наступления -  20 мая 1941 года.

Скорее всего, так бы и произошло, но Гитлера отвлекли Югославские  события. Ситуация на Балканах складывалась таким образом, что Англия могла оседлать Грецию, а Советский Союз Югославию. Подобные действия друзей и недругов ставило Гитлера в крайне невыгодную ситуацию. А это означало, что ему пришлось бы воевать с петлёй на шее, заранее обрекая себя на неудачу.

Буквально в короткое время ситуация была разрешена. Германия оккупировала Югославию и соседнюю с ней Грецию. Здесь важно заметить, что именно в борьбе за Югославию Гитлер откроет свои карты и даст пощёчину Сталину, но Сталин сделает вид, что не заметит и стерпит этот позор. В этой истории немецкий фюрер примет своё решение, невзирая на договоренности определенные пактом «Молотова-Риббентроппа» и воли самого Сталина.

Германия объявит войну Югославии ровно на второй день после подписания договора с СССР о её защите. Это будет сделано 6 апреля 1941 года. Более того за неделю до операции на Балканах, и вплоть до 19 апреля немецкая авиация 43 раза нарушит государственную границу СССР, производя разведку приграничной территории на глубину до 200 километров.

В это же время немецкие войска начнут активное сосредоточение своих частей в непосредственной близости от границ Союза. Всё это они будут делать небольшими группами до батальона включительно как днём, так и в ночное время. Параллельно этому немцы станут обустраивать боевые позиции, завозить продовольствие и боеприпасы. Об этом Сталину, Молотову и Тимошенко в срочном порядке доложит Народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия. Произойдёт всё это 21 апреля 1941 года в самый разгар войны на Балканах.

Казалось бы, что всего этого было достаточно, чтобы привести приграничные войска в высшие степени боевой готовности для решительных действий в случае нападения со стороны вероятного противника, а точнее сказать - реального. Маски к тому времени уже будут сброшены, а до нападения на Советский Союз останется ровно два месяца.

Но ничего этого не произойдёт даже под видом традиционных летних учений. Советские войска останутся в прежнем положении. В этой связи генерал-фельдмаршал Манштейн, в последующем, точно определит их состояние на этот период времени, как «развёртывание на любой случай». То есть надо понимать так, что того состояния, в котором они находились было вполне достаточно для руководства СССР.

Чтобы ответить на вопрос, почему именно так, следует вновь вернуться к докладу Начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии сделанного им в конце марта 1941 года.

Не смотря на то, что генерал Голиков, достаточно точно осветил реальную обстановку, однако выводы им были сделаны прямо противоположенными.  Вот отсюда и навевалось ошибочное умиротворение. Мол, война будет, но не скоро. Скорее всего, это было лукавство, а советское руководство переоценило свои возможности по обеспечению нерушимости западных границ.

Кстати именно Голиков «обрезал» доклады своих подчинённых, занижая численность немецких войск и делал он это лишь с одной целью чтобы не вызвать гнев у Сталина. Возможно, и выводы из своего доклада он тоже делал, уповая на это обстоятельство. Поэтому он представил в итоге ситуацию так, что Германия нападёт на СССР лишь после того как разделается с Англией, разобьет её «на голову» или подпишет с ней почётный для себя мир. Естественно на всё это потребуется время и не малое. Одним словом, Гитлеру будет сейчас не до нас.

А вот, что касается документов и разведывательных данных из многочисленных источников, в том числе американских, английских и европейских,  то Голиковым будет сделано следующее заявление: «Слухи и документы, говорящие о неизбежности весной этого года войны против СССР, необходимо расценивать как  дезинформацию, исходящую от английской и даже, быть может, германской разведки.

Одним словом, в запасе у СССР было ещё примерно два года, как утверждают Сталинские летописцы, объясняя очередной промах своего кумира. Скорее всего, так же считал и сам Сталин. Исходя из этого, строились дальнейшие планы мирной передышки и накопления военного потенциала.

Ну а когда вставал вопрос: зачем отборные немецкие дивизии сосредоточены у границ Союза. Гитлер уверенно отвечал, что они отдыхают перед решающим броском на Британские острова. Ни каких сомнений, что это ложь не могло и быть, разве только удивление, что ему охотно верили. Следовательно, Сталин и не ставил задачу Наркому обороны повысить боевую готовность войск, на случай внезапного нападения со стороны этой  военной силы.

Что же на самом деле кроится за этим мифом? Германия действительно вот уже как год пыталась массированными авиационными ударами поставить Англию на колени. Всё тщетно, британцы победили в этом единоборстве, геройски сражаясь как с воздушным, так и морским противником.

Следующим шагом для немецкой армии могла быть только морская десантная операция. Войскам надо было преодолеть пролив Ла-Манш, высадится на берег и приступить к выполнению основной задачи. Всё это происходило бы под непрерывными ударами противника, как с воздуха, так и с укреплённых береговых позиций.

Выстоять в этой схватке означало, обескровить свою армию, и Гитлер на это не решился, так как понимал, что он сам в этой ситуации становился лёгкой добычей для своих противников. Более того, как только он повернёт свои войска на Великобританию, Сталин непременно даст ему пинка в зад и выведет из игры. Таким образом, поход на Англию откладывался до лучших времён, впереди был Советский Союз. Всё остальное это уже дело рук немецкой разведки, которой в итоге удалось переиграть своих соперников.
                *      *      *
Трудно поверит в то, что Генеральный штаб Красной Армии разделял мнение о мирной передышке и высадке немецких войск на британские острова. Скорее всего и здесь доминировало мнение Сталина, ещё пожить в мире и хорошо подготовится к войне. Хотя и оно было сомнительным, так как Гитлер не сидел бы сложа руки, а активно вооружал и готовил свою армию к дальнейшим походам. Трудно сказать, кто бы оказался сильнее в результате такой передышки.

Здесь важно заметить ещё одну деталь, Сталин, будучи единоличным правителем огромной страны, не терпел возражений, а инакомыслие выжигал калёным железом. В рабочей ситуации трудно было найти грань между инакомыслием  и разумным предложением, так как её определял сам вождь по своему же разумению. Более того после недавних жестоких репрессий против командного состава Красной Армии военные стали более податливыми и менее разговорчивыми. Это тоже реальный факт, который наложил свою печать на неудачи первых месяцев войны и страдания нашего народа.

Сегодня, когда на свет появилось много правдивого материала о минувшей войне, все аргументы советского агитпропа заметно обветшали,  потускнели и не вызывают доверия. Наверное, нынешним пропагандистам пора  предъявить обществу более  убедительные версии наших неудач и горьких потерь. Но скорее всего, просто надо сказать всю правду о минувшей войне,  зарыв эту страницу нашей истории, памятуя о жертвах и мужестве советского народа.