Моеchtegernewichtigsein - мёхтэ-гернэ-вихтиг-зайн

Нил Крас
                Посвящается Дню физической культуры и спорта Украины
               
Немецкий язык - очень богат и пластичен. Никак не удастся ни по-русски, ни по-украински   о д  н и  м  -  е д и н с т в е н н ы м  словом так объёмно высказаться о личности, которая очень хочет считаться более важной (зна'чимой), чем она на самом деле есть. Или, на худший случай - просто важной (зна'чимой), если она — нуль. Причём, вылетает из уст немцев это уничижающее слово на одном выдохе, скороговоркой, пулей, разящей весьма болезненно.
Это — к объяснению первой части названия статьи.

Если посмотреть в обычный немецко-русский словарь, то там слово моеchtegernewichtigsein (довольно часто употребляемое и в прессе, и в разговорной речи!) отсутствует, а наличествует только его первая половина — моеchtegerne (желаю очень), которая может сочетаться с разными дополнениями: «высоким быть», «стройным быть», и так далее. Я же под sein («быть») подразумеваю gelten («слыть», «иметь репутацию»): «слыть умным», «иметь репутацию честного человека». Отличие между «быть» и «слыть» в том, что «слыть» означает не столько  и с т и н н о е  обладание означенным качеством, сколько  м н и м о е,  внушённое другим людям путём создания ложного имиджа (искусственного образа).
Но моеchtegernewichtiggelten немцы не говорят, посему я и использую слово, вынесенное в заглавие статьи.

Для экономии места и избегания «онемечивания» публикации я буду таких людей впредь именовать оховасами (от сокращения Очень ХОчу ВАжным Слыть — дословного перевода слова моеchtegernewichtiggelten). Говоря кратко, буду использовать аббревиатуру «обрусения» этого длинного немецкого слова, можно даже сказать, однословного выражения.  И - толковать это слово достаточно широко, считая его синонимами следующие понятия (отражающие, правда, в каждом отдельном случае только часть свойств предложенного многогранного определения): тщеславие, самовлюблённость, кичливость, чванство, высокомерие, щегольство, пижонство …
Это — к объяснению второй части названия статьи.

[Запомните это слово — оховас: оно может войти в словарный запас русского языка. Точно прогнозировать языковые новинки почти невозможно. К примеру, вы голодны — поели — стали сыты. А если у вас жажда — попили — стали … напившимся, без жажды (по-другому никак не скажешь). Такой вот неожиданный пробел в языке, которому (со времён А. С. Пушкина) в его современном виде — два века! В языке, насчитывающем до двухсот тысяч слов! И никто не рискнёт вписать в это незаполненное место в словарном запасе великого, могучего, правдивого и свободного придуманный им неологизм …
 — ?..
— Почему - снова я?! Мне хватит предложения слова «оховас».

Не исключено, что «оховас» заполнит пустующую ячейку в непрерывно развивающемся языке. Пустующую, потому что таких людей — масса, а обозначать их — нет слова. Посему я и предлагаю увеличить словарный запас словом «оховас». Ничего страшного в том, что оно сконструировано из слов другого языка. Даже И. С. Тургенев, защищавший чистоту русского языка, полагал, что заимствования не поглотят, не растворят русский язык, не принизят его самобытность. А мнение И. С. Тургенева, безукоризненно владевшего французским, немецким и английским языками, кое-что да значит.
 
Это я — для подтверждения того, что и эссеисты, одним из которых я стал на полчаса, могут впадать в некоторую переоценку своих способностей и возможностей …]

                ***

А теперь - о предыстории этой публикации.
Сказать, что я внимательно слежу за предвыборными кампаниями за рубежом - никак нельзя. Но когда кандидатов остаётся лишь пара, приглядываюсь к ним. Не могу знать ни их общей образованности, ни опыта в большой политике, ни даже ораторских способностей (для этого необходимо хорошо самому владеть их - иностранным для меня - языком). Могу, насколько мне это позволяет полвека общения с пациентами и три четверти века жизненного опыта, только оценивать их манеру общения с избирателями, способ (само)представления, реакцию на восторженные приветствия сторонников или, наоборот, на неудобные вопросы оппонентов.

И вот, глядя на тогда ещё кандидата в президенты сверхдержавы, я сразу же почувствовал, что где-то подобное видел, что кандидат мне кого-то из прежних сильных мира сего напоминает. Вскоре вспомнил: в довоенное и частично военное время - 20-е -40-е годы прошлого столетия - премьера одной из крупных средиземноморских стран, представления которого перед многотысячными скоплениями народа, зафиксированные на киноленте, видел я не раз.
 
Отчётливое сходство было, по крайней мере, в одном: после произнесения перед массой людей какой-нибудь банальной фразы, отмеченной тем не менее  энтузиастическими аплодисментами и возгласами одобрения, оратор не призывал жестом к тишине и не продолжал своё выступление. Нет, он надолго замолкал, с победным видом обводил взглядом толпу и одобрительными кивками головы как бы поощрял это безумное восхищение его фразой (утверждением, призывом, пр.).

Оратор прекрасно знал, что безудержное исступление толпы — не спонтанно, что оно организовано его предвыборным штабом. Он также хорошо ведал, что каждый раз экзальтацию всей массы инициирует небольшая оплаченная клака (группа нанятых для этого людей), что солистами в этом хоре выступают профессиональные клакёры. И всё же устоять перед, говоря словами Гавриила Державина, льющимися в его сердце восторгами, он был не в силах.

Вот так происходит "управление" поведением (движениями) толпы, в которой совсем не тупые люди становятся похожими на одноклеточных организмов -  инфузорий, чья двигательная реакция регулируется элементарно: химическими веществами, выделяющимися скоплениями бактерий (в нашем случае - клакёрами).

Прошли выборы, оратор был избран, но поведение его осталось прежним.
Его показывают по телевизору так часто и таким крупным планом, что можно рассмотреть невероятное сооружение на его голове. Это архитектурное чудо, требующее ежедневно немалого времени для его воссоздания, состоит из строго распределённых, по незыблемой схеме уложенных и зафиксированных, скорее всего, наращенных, мелированных волос. Налицо - один из элементов тщеславия, о котором пойдёт ниже речь.

Я бы не занялся этой темой, если бы не наблюдал, как на территории бывшего СССР, где прежде рекомендовалось «не высовываться», прямо таки, словно грибы после тёплого дождя, (само)выставляются наружу людишки, добившиеся кое-чего и возомнившие себя бог знает кем. Эпидемия тщеславия подбрасывает всё новые и новые жертвы в нестройные ряды ущербных, страдающих комплексами...

Эти люди, совершив «отрыв» от прочего населения, пытаются доказать себе и другим, что они - особые, сверходарённые, уникальные. Они никому не позволяют их одёргивать, указывать на их обыкновенность, обыденность их «достижений», на то, что высказываемая ими «мудрость» - трюизмы, то есть, общеизвестные, избитые истины.

                ***

Кто не слышал о Who’s Who, об основанном шотландцем Adam Black в 1847 г. систематическом издании Энциклопедии личностей? Попасть в этот Справочник знаменитостей было не так просто: с самого начала существовали строгие правила и ограничения. Потом появились подобные книги в других странах (в Германии — с 1905 г., с 1979 г. - под немецким названием «Wer ist Wer?»). Дело оказалось прибыльным.

А в 90-е годы прошлого столетия и в первое десятилетие этого века сделала на оховасах немалые деньги фирма, работающая «под Who’s Who». Почему - «под»? Да потому что появившиеся в несметном количестве, как на территориях распавшегося СССР, так и  - растерявшейся от резкой перемены всей жизни бывшей ГДР, агенты швейцарской фирмы «Who is Who» ничего общего с Who’s Who не имели. Сами видите, наличествует минимальная разница в названиях фирм. Заметить её дано не каждому.  И этого оказалось достаточно не только для введения оховасов в заблуждение, но и - чтобы обойти патентные барьеры.

Всё начиналось обыденно. Звонок телефона, приятный голос сообщал, что снявшего трубку по совету компетентных людей (имена их как бы «держатся в секрете») решено ввести в очередное издание названного выше Справочника. Можно ли встретиться с ним редактору издательства? Всё, мол — бесплатно.
Ну кто, скажите, устоит перед соблазном внести своё славное имя в список немецкой элиты? В верхний слой, включающий всего-то, как его уверяют, 10 тысяч человек. Влиться в «сливки общества», так сказать. (На самом деле, например, в 13-е издание справочника обманщикам удалось втиснуть примерно 75 000 фамилий.)

«Редактор» является, волоча в тяжёлой сумке образец издания (в двухтомнике — около 5 900 страниц!). Записывает предков, образование, титулы и почётные звания, публикации. Никаких документальных свидетельств сообщённого «кандидатом в элиту» не требует. Только уточняет, что фотография сто'ит дополнительно столько-то, заказ экземпляра для себя — столько-то, а с золотистым тиснением  - ещё немного. И так далее. Набегает сумма от 675 до 1 800 евро.

Когда готовое издание доходит до «одного из ведущих (одной их ведущих) мужчин (женщин) ФРГ», выясняется, что там есть, конечно, и канцлер, и главный футбольный тренер страны, прочие из всем известных лиц, но и — владельцы небольших ресторанов, рядовые адвокаты, врачи, ремесленники, словом, все, кто не сдюжил перед заманчивой перспективной похвастаться включением своей персоны в этот сборник, да - к тому же - возможностью упоминать об этом включении в рекламе своего дела (предприятия).

Я рассказываю об этом на основании личных впечатлений в ФРГ. Полагаю, что в России, Украине и прочих странах Восточной Европы и Средней Азии технология охмурения и надувательства была такой же самой. Я, ко времени встречи с коммивояжёром (именовавшим себя редактором), уже обтёрся в новой стране, насмотрелся на жуликов разного рода. Так что не удивительно, что «редактор» сломал в беседе со мной зубы. На следующий день, не зная о результатах моей встречи с «редактором», поздравила меня с включением в новое издание справочника врач, которая и навела на меня «редактора». Интересно, что он ей за это обещал?

                ***               

В последние годы, с тотальным проникновением интернета во все сферы нашей жизни,  оховасов притягивает «ВикипедиЯ». О том, насколько зыбки условия включения той или иной личности в эту - революционизировавшую газетно-книжное дело - энциклопедию во всемирной паутине, я указывал шесть лет тому назад на примере знаменитых (или подаваемых как таковые) людей Винницы ( http://www.proza.ru/2011/07/07/1576).  За прошедшее время многие фамилии надо было бы заменить, но дело не в них, а в самой концепции включения (и его размеров) той или иной личности в «ВикипедиЮ».

Наличие статьи об оховасе в «ВикипедиИ» котируется на современной ярмарке тщеславия даже выше, чем — в истинном  Who’s Who. По самой что ни есть простейшей причине: книгу надо ещё где-то найти, чтобы в этом убедиться, а «ВикипедиЯ» вот она тут рядом — на дисплее сотового телефона.

Но возьмите себе за правило прочитывать не только статью, но и то, что содержит «Обсуждение» этой статьи (слева вверху - переход к этому разделу). И вы нередко поразитесь тем далеко не джентльменским баталиям, которые обнаружите в пристойно названном «Обсуждении». Фактически же это - по большей части - кухонные дрязги. И первой скрипкой в них является, как правило, сам оховас, пробившийся в «ВикипедиЮ» и пытающийся закрепиться там. Читать ноты этой какофонии, признаюсь, неприятно.

И всё-таки рекомендую знакомиться с «Обсуждением», потому что в нём вы нередко узнаете об интересующей вас личности больше, чем отражено в самой статье. Там — и возражения по поводу не подтверждённых фактами утверждений о тех или иных достижениях означенной персоны, об искажении (или умалчивании) ряда важных периодов его (её) биографии, творческой (если о таковой идёт речь в статье) деятельности, о плагиате, пр. И как апогей перепалки — вопрос о целесообразности (правомерности) включения статьи об этой личности в «ВикипедиЮ».

Вот где проявляется оховас! Вот где мгновенно сбрасывает он шелуху интеллигентности, которой прикрывался! Вот где становится ясным, что представил он себя для «ВикипедиИ» сам (через подставных лиц, разумеется). И что пытается спастись от ударов оппонента, спрятавшись за тех же нанятых им лейб-гвардейцев.
Аргументация оховаса (или того, кто выступает от его лица) примитивна, жалостна и сострадательна (к самому себе), полна покорности: он бы убрался из ВикипедиИ сам, но посмотрите, какие люди о нём хорошо отзывались, удостаивали его наград! Мол, исключив его, редакция ВикипедиИ невольно опорочит этих всеми уважаемых, занимающих (занимавших) такие высокие государственные должности лиц… И далее в том же роде.

Признаемся себе честно, большинство статей в ВикипедиИ о ныне живущих личностях вызывают удивление. Мало-мальски известные певцы и певички,  прочие так называемые деятели искусств сваливают в статьи о них самих всё нужное и ненужное, чтобы выглядеть посолиднее. Каждая записанная пластинка, мимолётная роль в кино, малозначимый конкурс, на котором они оказались в первой десятке (дипломантом!) из одиннадцати участников, и многое-многое ничего не стоящее — и это всё о них! И этому, по их мнению, нет цены, «к этому нельзя прикасаться грязным рукам критиков»…

                ***

Кто в этом виноват, кроме нас самих? Средства информации, реклама и иже с ними знают  слабости большинства из нас, одной из которых является мечта и стремление достичь того, чего (нам-то ясно, что незаслуженно) достигли тот или та. Примеров — океан.

Ну вот эта наследница всемирно известной династии владельцев элитных гостиниц.
Не пытавшаяся довести хотя бы школьное образование до конца, не брезговавшая ничем ради шумихи вокруг неё (включая фотографирование без нижнего белья, исполнение «одной из двух главных ролей» в порнофильме, принесшем ей, кстати, немалую «стартовую» сумму) …
А сейчас - уже полтора десятилетия! - падкие на таких «звёзд» СМИ не перестают сообщать подробности её успехов, которые, по большому счёту, мишура. И мы это хорошо понимаем, но всё же читаем, смотрим новую информацию о ней …

А как популярны среди нас оховасы «высшей категории» - образованные, знающие, красноречивые! Они не заикаются при ответе на любой вопрос собеседника-журналиста. Нет, уверенным голосом, не давая возможности журналисту (-ке) вставить даже самую коротюсенькую реплику, они разжёвывают для нас причины событий во всём мире и, даже если их об этом не спрашивают, предрекают то или другое. И кормят зрителей, слушателей сей кашицей из собственных фантазий. Поразительно, что на ошибочность их предсказаний никто не жалуется: так мы к этому охмурению привыкли.

Не имея должного специального образования, тараторящий словно пулемёт считает себя великим знатоком политических систем,  экспертом истинной сущности той или иной политической партии, время от времени предвидит крах власти — и постоянно попадает пальцем в небо. (Это я повторяю вслед за М. Е. Салтыковым-Щедрином: «Не будем парить в эмпиреях, ибо рискуем попасть пальцем в небо...», «Мелочи жизни» - 1887). Но его не гонят с экранов телевидения: сомневающиеся, много размышляющие там не нужны. Самоуверенные, нахрапистые — эти дают хорошие квоты.

Прогнозирование в столь динамичное время — бесперспективное занятие. Есть хрестоматийный пример уже столетней давности: в феврале 1917-го года 47-летний будущий глава Совнаркома на вопрос, когда в России будет революция, ответил, что, мол, вы молодые, может быть и доживёте, и увидите, а нам, старикам, уже не придётся. Это — тогда, когда и средства межгосударственной коммуникации были примитивны, и возможности быстрого перемещения армий и вооружений - минимальны, и количество игроков на мировой арене — ограничено. Надеюсь, вы помните, что Октябрьский переворот свершился в том же году, всего восемь месяцев спустя …

И ещё — опросы на улицах «простого человека»: Как вы относитесь к появлению нового огромного айсберга? Нападёт ли, по вашему мнению, очередной потомственный северокорейский руководитель  на Японию? Надо ли отстреливать волков, возвратившихся через много десятилетий в леса Германии?
Редко показывают людей, признающихся в том, что понятия об этом не имеют. Чаще же — с умным видом философствующих на заданную тему, что, в свою очередь, искушает их в дальнейшем отклоняться в сторону оховасности: как же, меня, а не кого-нибудь иного спросили. Такой вот информационный кошмар допускается и в ФРГ, и в России, и на Украине… И эта ненормальность становится нормой журналистики, показателем «тесной связи» СМИ с народом.

Упоминать об оховасах - астрологах как-то даже неудобно, но, скажите, какие печатные издания и интернетовские страницы отказались от их услуг? А ведь все понимают, что это - похуже язычества. За кого нас, собственно говоря, имеют?!

А творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, цитатой из кладезя прозорливых размышлений которого я воспользовался, надо бы ввести в программы изучения литературы от 5-го до 10-го классов: каждому возрасту найдётся что почитать. Но он не «моден» ныне, да и не был востребован по-настоящему никогда. Того, кто видит изъяны, указывает другим на них, удаётся признать необходимым, только переступив через себя. Решится на сию откровенность и индивидууму, и системе, ой, как трудно. И в советское время так было, и сейчас есть. А ведь Михаил Евграфович (1826-1889) - поистине гений!

                ***

Фотографироваться — всегда было страстью оховасов. С появлением цифровой фотографии, особенно - такой возможности у мобильных телефонов, это терзание переросло у них в  фотоманию, чем-то весьма подобную наркомании.
Есть два вида сей мании. Оба относятся к так называемому культу причастности.

Один вид: фотографии с неодушевлёнными предметами и с животными.
Первый подвид: фотографии у известных скульптур, картин, других произведений искусства. Например: я - и «Мыслитель» Огюста Родена, я - и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, я - и памятник тому-то и тому-то …
Второй подвид: фотографии на фоне всемирно известных зданий, сооружений, явлений природы.
Например: я - и Букингемский дворец, я - и Ниагарский водопад …
Третий подвид: я - на верблюде, я - на слоне, я - с крупной змеёй …
Количество таких фотографий возросло до миллиардов, когда появилась мода на селфи.
Дело дошло до запрета подобной фотосъёмки в музеях.

Второй вид фотомании оховасов — фотографии с известными людьми. В любом месте, с согласия либо без такового именитых, фотоаппаратом посвящённого в дело приятеля или своим (селфи). А если случайно попадёт оховас вместе со знаменитостью (или - ещё лучше - один) в объектив фотокорреспондента и фотография будет напечатана в СМИ, да к тому же на титульной странице иллюстрированного журнала — такого восторга не принесёт ему ни одно из известных психоактивных веществ типа э'кстази.

«Серьёзные» оховасы для популяризации самих себя используют любой повод сообщать как бы о ком-то или о чём-то (особенно об их благородных, отважных, великодушных, пр. в том же духе) поступках. Но это — повод, чтобы ещё раз напомнить о себе. И во всех без исключений случаях к коротенькому сообщению прилагается фотография оховаса с участниками событий. Но те для оховасов как бы актёры миманса: оказываются на снимках почему-то всегда, если не сзади, то несколько дальше от объектива фотоаппарата, чем оховасы. (У всех ещё в памяти, как глава сверхдержавы отодвинул, словно мешавшую ему мебель, главу одной из балканских стран, чтобы занять его место в первом ряду при групповой фотосъёмке. Смех да и только.) Нередко как-то так получается, что резко и контрастно изображён лишь оховас.

Готовая (должным образом срежиссированная и обработанная) фотография немедленно помещается оховасом везде, где это возможно. И тут же, опять - везде, им же самим помечается «лайком». Вот это - кино! В результате, нет ни единой фотографии оховаса, которая  н и к о м у  бы не понравилась …

                ***

Оховасы, по большей части, люди состоятельные. Бедным, сами понимаете, не до того, чтобы «википедиваться». А оховасам надо показывать свою неординарность во всём. И они ездят не на «обычных» автомобилях, а на дорогих, очень дорогих. Более-менее благоразумные удовлетворяются «Мерседесами», а потерявшие разум в толкотне на ярмарках тщеславия, покупают грубые, но мощные внедорожники типа Jeep, хотя ездить этим оховасам приходится в основном по городскому асфальту.

Но как бы оховас не был обеспечен, он не удовлетворён никогда, если он - не в первых рядах. Тот, что - в сверхдержаве, не может успокоиться: всю жизнь вкалывать — и не попасть даже в первую сотню самых богатых свой страны. Другие — что вынуждены жить не в дворцах, и так далее. Джиповые — что у них только один автомобиль…

Очень богатые широким жестом отказываются от государственной оплаты их труда: хоть таким образом показать, что денег и без того хватает. Те же оховасы, что помельче, продолжают, как и в первые годы проникновения в круг состоятельных, крохоборствовать.
В этом оховасы «изобретательны» до брезгливо-смешного.

В апреле 2005-го года был избран Папой Римским немец, принявший после этого имя Бенедикт XVI. И тут же другой (скрывающий своё имя) немец обнаружил, что его автомобиль (Volkswagen Golf 1999 года выпуска с пробегом в 75 тыс. км) принадлежал когда-то кардиналу Йозефу Ратцингеру (новоизбранному Папе Римскому). Машина, цена которой не превышала 10 000 евро, была тут же выставлена ловким автовладельцем на аукцион с такой же, но уже  с т а р т о в о й  ценой. В результате торгов цена старого Volkswagen'а превысила стоимость новенького Mercedes-Benz S-класса или BMW 7-серии: владельцы американского казино предложили в мае 2005-го года за машину 189 тыс. евро или примерно $245 тыс! И приобрели её.

Эта сделка сразу же вдохновила отечественных оховасов на «новые подвиги». Попытаемся, подумали они, подобным путём и из нашей знаменитости-незаурядности выкачать кое-какой капиталец. И вот совсем не бедные оховасы начинают приторговывать завалявшимся у них барахлишком. Когда-то приобретённый, всего пару раз зажжённый кальян (дабы покрасоваться перед гостями, такого «чуда» ещё не видевшего и не пробовавшего) вытаскивается из кучи подобного же старья и выставляется на продажу.
Внешне это как бы напоминает практикуемые в США гаражные распродажи, когда в определённые дни люди передают (слово «продают» тут как-то не применимо) другим - по чисто символической цене - ставшие им ненужные вещи, до того валявшиеся в гаражах.
 
Но только — напоминает. И не случайно происходит это вдалеке от созданных специально для торговли сайтах интернета: на  с о б с т в е н н ы х  б л о г а х!  Во-первых, предполагаемый покупатель тут не увидит предложений конкурентов, не сможет сравнить цены, а, во-вторых, «у себя дома» можно бесконечно долго и красочно описывать «уникальность» предложенного предмета. Например, процитировать известного мемуариста William Hickey (1749-1830), написавшего после посещения Индии о важности кальяна, который необходимо обязательно иметь:
"…  если хочешь авторитетности, и не хочешь выпасть из моды и этого окружения. Здесь каждый курит кальян, и без него невозможно добиться успеха в делах".

Количество фотографий на собственном блоге не лимитировано, фантазию при описании достоинств предлагаемого экземпляра можно не ограничивать. И, самое главное, не вызывая усмешки конкурентов, кроме особенностей материалов, из которых сделан сей кальян, и его уникального дизайна, подчеркнуть: во время пропускания табачного дыма через именно этот (отрываемый от сердца ради покупателя - счастливчика) кальян и собственные лёгкие, пришла к оховасу идея (та или иная) важнейшего изобретения, снизошла Муза и как бы само собой вылилось бессмертной строкой стихотворение, возникло желание почти задаром передать из губ в губы нового владельца мундштук с трубкой и всем прочим. Затем приводится цена (бывшая) плюс добавка за мифологию (кто владел, чем и на что его это «чудо» одарило и вдохновило). По желанию - с выгравированным именем оховаса и, разумеется, ещё одной надбавкой в цене.

Попытаетесь объяснить  оховасу, что он выглядит мелочным и смешным на «блошином рынке» - собственной барахолке, понимания не дождётесь.

                ***

В чём себе оховасы никогда не отказывают, так это — в праздновании (чествовании) их.  В качестве предлога подходит любая дата, которая тут же превращается в особую, скажем к примеру, юбилейную. Мало уже кто помнит брежневские без малого два десятилетия бе'га на месте. Когда, если не один за другим, то через одного, годы были  ю б и л е й н ы м и. Началось всё, если не ошибаюсь, с 50-летия  Великой Октябрьской социалистической революции, потом — 50-летия СССР,  и пошло-поехало.

У оховасов может начинаться с 10-летия, 25-летия. Потом следует 30-летие (прожита, как-никак, половина времени до пенсии). 45-летие (преодолена половина жизни, учитывая ту её среднюю продолжительность, к которой приближается Япония). Отмечать 50-летие с великой помпой — сам бог велел, а 60-летие — рекомендует пенсионный фонд. 70-летие —  настаивает совет ветеранов, 75-летие — предписывает совет старейшин, 80-летие и далее — гериатрическая клиника.
Я уже не говорю о профессиональных праздниках, которых так много — и не так мало из них хоть краешком, но всё же касаются оховасов. По их, разумеется, мнению.

                ***

Тут я немного отвлекусь в сторону. Кажется удивительным, что оховасы тужатся выделиться в сфере, далёкой от их профессии (если таковая наличествует), от того, чему их учили, что они освоили в теории и на практике. Нет, оховасы считают себя знатоками, мэтрами, непревзойдёнными экспертами в областях, лежащих совсем неблизко от границ их специального образования.

Однако, ничего странного в этом нет. Поняв, что в избранном в юные годы деле они - в силу отсутствия необходимого таланта - в лидеры не выбьются, оховасы, перебирая различные виды деятельности, ищут и находят в себе совершенно иные способности. Это — умение лебезить перед нужными людьми, расшаркиваться в благодарностях (п у б л и ч н о! - например, на собраниях, в интернете, причём - несколько раз по одному и тому же поводу), чтобы все знали, каковы у них покровители и спонсоры. У оховасов входит в привычку привирать по-малому (но часто), огрызаться, защищаясь от справедливых упрёков… Именно так пробивают они себе дорогу к известности, не понимая, что дорога эта вязкая, грязная и оканчивается узнаваемостью их по качествам совершенно иного рода, чем хотелось и ожидалось ими.

                ***

В целом разумные люди - оховасы имеют отличающий их от других «пунктик». Он не малый,  ибо включает в себя всё, что касается значимости их персоны. Тут у них перегорают всяческие предохранители, выходят из строя фильтры — и они не только мягкую иронию, но и явные насмешки, упакованные в красочную обёртку восхвалений, принимают за чистую монету. Более того, цитируют эти «восхваления» в качестве очередного доказательства своей незаурядности.

Если кто-то, указывая на излишнюю разносторонность («разбрасываемость») деятельности оховаса, намекает на поверхностность «бурения», на несерьёзность, на отсутствие сосредоточенности, на малую результативность, пр., то самим «восхвалённым» это воспринимается весьма прямолинейно и преобразуется в его сознании в совершенно иное. Он — рождённый алмазом (неогранённым талантом), с расширением сфер своей деятельности превращается во всё более изящно огранённый алмаз — бриллиант (в гения). Простые, минимальные 17 граней (фацетов) для него — ещё не предел. То, что 15-16 из них — фасетки (так называют стоматологи конструкции, имитирующие отсутствующие зубы), его нисколько не смущает.

                ***

Что — о гранях некой одарённости?! Даже свои врождённые пороки, несчастные случаи, бе'ды они считают свидетельством уникальности.
Почитайте под какими сенсационными заголовками преподносит - на первых страницах! - бульварная пресса какой-нибудь вывих пальчика у знаменитости третьего эшелона. И как в интервью, занимающем целый подвал второй страницы, «знаменитость» смачно, в малейших деталях описывает свои страдания. Я немного утрирую, но вы понимаете, какие случаи я имею в виду.

Как врач я отмечал подобное довольно часто у страдающих редкими заболеваниями. Их специально госпитализируют, чтобы показать студентам. Им возмещают с излишком все расходы, связанные с демонстрацией на заседании научного общества (опять же, с целью обучения, но уже — врачей). Если их приглашают в качестве объекта научных исследований, то и это хорошо компенсируется. Чем уникальнее случай, тем более медики становятся зависимыми от пациента, а не, наоборот. И снова происходит заражение оховасностью.

Что вы себе представляете, когда слышите или читаете слово «лепрозорий»?
Многие — почти ничего, так как лепра в Европе фактически ликвидирована. На Украине, например, остался один-единственный лепрозорий, в котором проживают всего 9 (девять) пациентов этого закрытого лечебного учреждения.

Лет сорок тому назад я встречался с врачом, работавшим в одном из подобных городков-больниц на юге России. И впервые узнал подробности привольной (в определённых, разумеется, границах) жизни больных лепрой: об отдельных домиках для каждого или для пары, о хорошем уходе и питании (подсобное хозяйство), о немедленном исполнении их прихотей. Они, мол, страдальцы, позволившие себя заточить в ограждённое пространство, дабы, не дай бог, не заразить других. Лепрозорий был полон личностей, которые гордились своими привилегиями, считающих своё заболевание индульгенцией, позволяющей им привередничать, требовать к себе повышенного внимания, прочее.

А почему бы и нет? По данным прошедшего - 2016-го - года, лепрозорий в селе Кучурган Одесской области (на месте бывшей немецкой колонии Страсбург) имел в штатном расписании 35 человек медицинского персонала. И это — на девять лечащихся и шесть наблюдающихся (за пределами лепрозория) пациентов - (заразных?) и практически выздоровевших (незаразных)!

                ***

Я проживал в Германии в нескольких городах, часто ездил по стране в командировки — и бывал во многих фитнес- студиях, относящихся к той оперирующей по всей стране фирме, в которой я был записан по месту жительства (с правом посещения дочерних студий где-либо в ином месте во время деловых поездок или отпуска). И везде я наблюдал оховасов, чьи разговоры между упражнениями сводились к объёму бицепсов, рельефности трицепсов, «кубикам» на животе и сему подобному. Они многократно подходили к зеркалу, рассматривали свои напрягшиеся мышцы, тыкали пальцем в не очень нравившиеся им места. Пили продающиеся в фитнес - студии дорогостоящие специальные белковые напитки (согласно рекламе, предназначенные для наращивания мышечного аппарата).
Как мне их было жалко!

Жалко особенно потому, что до'ма они - скрывая это от всех - дополнительно глотали анаболики — гормональные препараты, способствующие увеличению объёма мышц. И - без исключений - приводящие к тяжёлым побочным явлениям. Вплоть до смертельного исхода!
Таковой бывает цена культуризма (бодибилдинга)  - одного из видов тщеславия. Причём в этих случаях оховасы не претендуют ни на какие интеллектуальные достоинства, их интересует только внешний эффект: в спортзале или в бассейне, на пляже или в сауне.
Сейчас к этому добавились получившие широкое распространение татуировки всех, в буквальном смысле, видимых и невидимых частей тела:  назад — к племенам Африки!
Очень хочу важным слыть хоть в чём-нибудь!

Почему я с такой уверенностью пишу о применении оховасами анаболиков? Поверьте, что для врача, занимавшегося, в частности, и эндокринологией, одного взгляда достаточно, чтобы диагностировать это грехопадение. Сколько таких «нечестивцев» - в качестве производственного врача - я заставлял исповедоваться при осмотрах на предприятиях! Характерные черты изменившегося лица, особые «знаки» на поверхности кожи груди и живота, слегка повышенное артериальное давление, незначительные (в пределах т. н. нормы), сдвиги в составе мочи — и я приводил им в пример хорошо известных всему миру культуристов, штангистов, погибших от насилия над собственных организмом. В Казани я был бегло знаком с мировым рекордсменом-штангистом, ближе — с известным бывшим волейболистом (моим пациентом), которые ушли в мир иной, не прожив и полустолетия. Теперь ежегодно проводятся соревнования на призы имени этих спортсменов - гордости Татарстана — вот и всё, что осталось от этих молодых людей, поглощавших анаболики.

                ***

[Я, как вы заметили, по разным причинам не привожу ни единой фамилии.  Но зато я пред вами столько раз «Души мятежной, ненасытной/ отчасти бездну открывал/ и о грядущих измененьях, переговорах, возмущеньях/ в речах неясных намекал.» (А. С. Пушкин, «Полтава» - 1828-1829), что, «досу'г имея», разгадать «зашифрованное» не представляет особого труда.
Помните у И. Ильфа и Е. Петрова в «Золотом телёнке» семидесятилетнего старика Синицкого - сочинителя ребусов, шарад, загадочных картинок и шарадоидов? В шараде «теплофикация» почтенный ребусник давал следующую подсказку: « А третий слог, досу'г имея, узнает всяк фамилию еврея» … Надеюсь, что и у вас найдётся немного свободного времени — досу'га… 

Это примечание, собственно говоря, можно было бы при других обстоятельствах и не вставлять.
Поэтому взял я его в квадратные скобки.
Чтобы подчеркнуть: фамилии — это не столь важно. Речь — о явлении.
И что я тут вообще почти не причём.
Как писал мой любимый поэт (вы знаете - кто): « … и я, мол, не я, и она не моя, и я вообще кастрат», «Любовь» - 1926.)]

                ***

В постсоветское время свою неповторимость оховасы пытаются показать невозможным прежде - из-за недоступности архивов - перечислением всех своих предков. Причём, чем более вглубь веков, тем, как им это представляется, убедительней звучит сие для подтверждения неординарности их рода и, естественно, их самих.

Ранее разрабатывали только родословные вождей, причём не зарываясь слишком глубоко, дабы не напороться на ещё что-то, требующее сокрытия. Ибо необразцового предка у советского вождя не могло (не должно было!) быть. Спрятали еврейские корни по материнской линии у основателя государства, почти не распространялись о родителях его преемника, потому что там тоже ничего хорошего не нашлось [не зря отсутствовал «корифей науки» на похоронах матери, а формальный (!?) отец спился и погиб в пьяной драке, когда будущий «лучший друг советский детей» был ещё подростком].

В первые годы после распада СССР в Москву с юга России явился проворный делок, подмявший под себя остатки государственного фармацевтического производства. Обманом, фальсификацией лекарств быстро нажил несметное состояние (считается, что он был первым миллиардером в России), попал в Думу, баллотировался в президенты страны, и так далее. А в построенном в Подмосковье невиданном  до того дворце, в огромной столовой развесил многочисленные изображения своих предков, выполненные известным мастером портрета, художником Александром Шиловым. Словом, всё — как у царей.
Дело даже не в том, что эти портреты, конечно, во многом вымышленные: собирательные образы, так сказать. Главное - в том, что они ничего не говорили ни самому нуворишу, ни его близким, ни его гостям-сотрапезникам о генеалогических, так сказать, предпосылках  головокружительного взлёта короля фармации.

Кто из нас знает даже часть правды о наших дедушках-бабушках, не говоря уже о пра-пра? Ну жили, ну так и так именовались, а дальше - что? Профессии, при сравнении  того и нынешнего содержания их обозначения — понятие условное. Занятия — то же самое. Характер — большой знак вопроса. Одарённость — тем более.
Предков имели все, включая нищего, спившегося попрошайку у базарных ворот. Не исключается даже, что его древние предки были умнее, образованней, знатней наших. Но повлиять (так или иначе) на него и нас могли только родители и - намного реже - родители родителей. Всё.

Что касается нашего генетического набора, то он случаен, хотя А. Эйнштейн говорил, что «бог не играет в кости» (имея в виду одну из казино-игр), то есть, всё детерминировано, определено во Вселенной. Но генный набор зародившегося человека частично детерминирован лишь при тяжёлых, доминантно (непременно) наследуемых генетических дефектах. Остальные случаи — дело рока. Посему гении рождаются и у самых что ни есть рядовых родителей. Лица с, как говорится, отклонённой сексуальной ориентацией — у самых что ни есть выраженных гетеросексуалов. Констелляция (созвездие) генов ребёнка — непредсказуемая, словно в калейдоскопе, комбинация. А от неё, прежде всего, зависит во многом настоящее и будущее новорожденного.

Кроме того, человек (фенотип) — результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды (условий роста, развития, воспитания, образования, пр.), причём генетика определяет приблизительно только половину, а окружающая среда и образ жизни — ещё по четвертинке.
Словом, родословное дерево может доказать да-а-алёкое ваше родство с Королевой Великобритании, поставить вас на 150 016-е место в наследии трона, но никак не гарантирует, что вы будете находиться на этом троне, да ещё на 10-м десятилетии вашей жизни.

Гордиться знанием своей родословной можно, но — в семейном кругу, среди родни. Не далее. Чужим это, уверяю вас, «до лампочки», особенно, если «до неё» же им - вы сами. А оховасу мерещится, что все только и жаждут прояснения его генеалогии. И он, сжалившись над вожделеющими, выставляет им в интернет полное ведро данных о своих предках. Нередко — прося их о материальном содействии в издании сего необходимого человечеству Справочника — его «Древа жизни».

К слову, взывает к денежной помощи оховас постоянно. Это - чтобы и спонсоры о нём не забывали, и чтобы показать себя с ещё одной стороны: он собирает средства с благими намерениями.

                ***

Немного — чистой теории, помогающей лучше понять оховасов. Все закавыченные цитаты — отсюда: (Хрестоматия по психологии личности). Их разъяснение — моя попытка сделать их понятнее.

Досконально изучила такие личности немецко-американский психолог Карен Хорни (1885 - 1952). Она была убеждена, что «люди хотят, чтобы их любили». Оховасам, видимо, этого мало — и они хотят, чтобы их боготворили.

Посему они и выбиваются из всех сил, чтобы получить приглашение в дом, где будет большое общество знаменитостей. Это впоследствии как бы даёт им повод раскланиваться на улице со всеми в доме присутствовавшими, вскользь замечать, что они их всех хорошо знают.  Оховасы обожают предавать своё имя гласности в любых печатных изданиях, в любых разделах, включая хронику скандалов.

Вот как описывает наука девиации (отклонения) психики у упоминаемых нами лиц (прошу читать этот абзац не спеша):  «Мы не нуждаемся в подтверждении тех качеств, в которых мы уверены, но мы будем крайне чувствительны, когда подвергаются сомнению ложные притязания. В наиболее кричащей форме мы можем видеть пример идеализированного образа у психопатов в их мании величия, но его характеристики у невротиков в принципе те же самые. Здесь идеализированный образ не столь фантастичен, но для них он может быть столь же реален. Если мы примем степень отхода от реальности в качестве разграничительного признака между психозами и неврозами, мы сможем рассматривать идеализированный образ как элемент психоза, вплетенный в ткань невроза.»

Теперь вам ясно, почему недоверие (подозрение), которое эти ложные притязания вызывают,  для оховаса — что красная тряпка для быка. И он будет предпринимать всё возможное и невозможное, чтобы убрать эту мулету (небольшой красного цвета плащ), как её называют в корриде. Однако, в отличие от боевого быка, оховас лишь в редчайших случаях набрасывается на размахивающего мулетой, на которой обозначены все ухищрения, подтасовки и многое другое, «позволившее» оховасу притязать на те или иные почетный пост, звание, премию, и так далее. У оховаса шансы «остаться в живых» после схватки с его разоблачителями столь же невелики, как у быка на корриде. Единственный выход — выплакивать, умолять кого-нибудь убрать с глаз мулету. Тут успех более вероятен, в этом оховас уже нажил опыт. И не брезгует ничем …

Читаем ещё одно извлечение из Хрестоматии, в которой четыре с половиной сотни страниц: «Во всех своих существенных чертах идеализированный образ является бессознательным феноменом. Хотя самовозвеличивание невротика может быть абсолютно очевидно даже самому неискушенному наблюдателю, сам он не осознает, что идеализирует себя. Он даже не знает, какой причудливый конгломерат качеств здесь собран. У него может быть смутное ощущение того, что он предъявляет к себе высокие требования, но, ошибочно принимая такие требования перфекциониста за подлинные идеалы, он никоим образом не сомневается в их действительности и на самом деле весьма горд ими. Влияние созданного образа на отношение к себе различно у разных людей и в значительной степени зависит от того, в чем именно человек заинтересован. Если невротику важно убедить себя в том, что он действительно соответствует этому идеализированному образу, то он развивает представление о том, что он на самом деле обладает выдающимся умом или является утонченным человеком, самые недостатки которого замечательны…»

«…  В глубине души он столь же убежден в своем совершенстве, как и человек наивно "нарциссического" типа, и выдает это своим убеждением в том, что он действительно мог бы быть совершенным, если бы был более строг к себе, более жестко себя контролировал, был бы более бдительным и осмотрительным. В отличие от подлинных идеалов, идеализированный образ статичен. Это не цель, к достижению которой человек стремится, а фиксированная идея, которую он боготворит. Идеалы обладают динамическим свойством; они рождают стремление приблизиться к ним, притягивают; они являются силой, необходимой и бесценной для всякого роста и развития. Идеализированный образ становится бесспорной помехой росту, потому что он либо отрицает недостатки, либо просто осуждает их. Подлинные идеалы ведут к скромности, идеализированный образ ведет к высокомерию. Этот феномен — как бы его ни определяли — известен уже давно. О нем упоминают в философских трудах всех времен. Фрейд ввел его в теорию невроза, обозначая его различными терминами: Эго-Идеал, нарциссизм, Супер-Эго. С ним связан центральный тезис психологии Адлера, где он описан как стремление к превосходству. Все эти теории затрагивают лишь тот или иной аспект идеализированного образа и не охватывают это явление в целом. Каковы же тогда его функции? Очевидно, что он отвечает жизненно важным потребностям. Начнем с того, что, возможно, является его наиболее элементарной функцией: идеализированный образ заменяет собой реальную уверенность в себе и реальную гордость. Человек, который в конечном счете становится невротиком, почти не имеет возможности укрепить имевшуюся у него вначале уверенность в себе вследствие выпавших на его долю тяжелых переживаний…  »

Отдаю себе полный отчёт в том, что для неспециалистов разобраться в приведенных выше извлечениях из «Хрестоматии по психологии личности» сложно. Но основные мысли о тех, кого я предлагаю называть оховасами, понять можно всем. Даже — самим оховасам, если они попытаются «покопаться» в себе.

Поэтому предлагаю вашему вниманию ещё один отрывок из Хрестоматии (прошу замедлить темп чтения): «Он зависит от постоянного подтверждения своего превосходства и со стороны других людей, в форме одобрения его, восхищения им, лести — однако ни одна из этих форм подтверждения не может дать ему ничего большего, чем временное успокоение. Он может бессознательно ненавидеть всякого, кто превосходит его или кто, будучи в каком-то отношении выше его: самоувереннее, уравновешеннее, информированнее, — угрожает подорвать его собственные представления о себе. Чем отчаяннее он цепляется за веру в то, что тождествен своему идеализированному образу, тем более жестока его ненависть.»

Вот тут и зарождается то подленькое, что сидит в каждом таком вроде бы добром, мирном, смирном, благожелательном оховасе. Исключение — редкость редчайшая. Посему будьте бдительны, начиная разоблачение оховаса, постепенно превращающегося в проходимца.

«Тщеславию свойственно лицемерие и ложь...», - утверждал авва Фалассий (преподобный отец, настоятель одного из монастырей в Ливийских пустынях; скончался в глубокой старости около 660-го года).               
                ***

«Выживаемость» оховасов, несмотря на разоблачения, как это ни странно, высока, ибо они необходимы их покровителям, меценатам, «усыновившим» («удочерившим») их.
Известно, что королей творит окружение (свита). Случайно взобравшиеся на трон нуждаются в самоутверждении — и возносят на незаслуженную высоту своё приближение, дабы самим - на их плечах - выглядеть величественнее.

Фюрер, к примеру, дал команду своему личному фотографу (не имеющему, как и он сам, ни профессионального, ни тем более высшего образования), присвоить звание профессора, что и было сделано в 1937-м году.

Вождь, наоборот, приказал оставить без всякой работы фотографа, запечатлевшего его на века (эти фотографии до сих пор лепят на лобовое стекло автомобилей, носят на демонстрациях поклонники деспота), из-за недостаточного образовательного уровня. Последнее было правдой, но не помешало ему создать огромное количество выдающихся фотодокументов мирного и военного времени, а в 1995 г. удостоиться самой почётной награды в мире искусств — титула «Рыцарь ордена искусств и литературы».
Но указ «корифея науки» (оховаса в превосходной степени!) был датирован 1948-м годом, когда «гений всего человечества» проводил жестокую антисемитскую компанию, физически и морально уничтожая деятелей еврейской культуры.

«Выдающийся борец за мир» в 1978-м году присвоил звание Героя Социалистического Труда своему лейб-медику. Последний к тому времени не достиг и 50-летия. А до того не было ни одного советского медика, удостоенного подобного звания в возрасте до 60 лет!

                ***

В заключение, хочу подчеркнуть, что в каждом из нас сидит оховас. Иногда он совсем не заметен, хотя - повторяю - он никуда не исчезает. Он — в наших генах.
«Да, нет», - возразите вы мне, - «посмотрите на выдающегося математика из Санкт-Петербурга, доказавшего гипотезу Пуанкаре: ведёт замкнутый образ жизни, отказывается от огромных премий, игнорирует прессу. Где тут оховасность?». Отвечаю по-одесски вопросом на вопрос: «А кто его знает? Возможно, это один из редких вариантов именно оховасного поведения?». Не знаю этого человека, не могу судить ни о нём, ни о причине его столь необычных взаимоотношений с обществом. Да и не важно это для нас: он не лезет нам на глаза, не бахвалится своими успехами, не обещает ещё что-то не доказанное столетиями доказать, не пытается продать нам черновики его расчётов, не просит старенькую маму, на пенсию которой они существуют, поздравить его через интернет с Днём учёных…
И всё же не забудем: Франсуа VI де Ларошфуко (1613-1680) - писатель-моралист утверждал, что «скромность — худшая форма тщеславия».

И не надо, согласно совету А. П. Чехова, выдавливать из себя по капле, правда, не раба, а эту оховасность. Надо просто быть всегда аутентичным, то есть, искренним, подлинным, добросовестным. И не прикидываться, не придуриваться лишённым оховасности - одного из проявлений, если хотите, эгоизма.
Сей принцип жизненной ориентации дан нам, как и противоположный ему принцип - альтруизм, эволюцией. Не просто так, а для выживания биологического вида — человека (http://evolbiol.ru/efroimson_altru.htm). Поддерживать в себе разумный, то есть, отвечающий современным нормам морали, баланс этих принципов — задача сложная.

Но если вы эту борьбу нравственных установок (в себе) скрывать не будете, если не построите свои отношения с другими людьми на лицемерии, то вас будут поправлять, вам будут советовать, вам будут возражать, но никто вас не перестанет уважать, не начнёт вас высмеивать. Иметь иное мнение — не порок, высказывать как бы своё мнение (имея за душой суждение совершенно иное) — позор. Вот кого презирают, вот кто вызывает отвращение, вот кого обходят стороной. В ком, в конечном итоге, разочаровываются и те, кто принимал фальшивую монету (ложь, выдаваемую за правду) за истинную, кто помогал, опекал, одарял лицемера-оховаса.

Следовать совету уже упоминавшегося аввы Фалассия - «Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел...» - никогда не поздно.

                ***

Мы уже приближаемся к окончанию эссе об оховасах. И вам уже совсем невтерпёж узнать: «А почему публикация посвящена Дню физической культуры и спорта Украины?». «Спешите медленно!», - как советуют в Одессе (правда, так же говорил задолго до одесситов, ещё в 1-м веке до н. э. Октавиан Август - основатель Римской империи: «Festina lente!»).
Сейчас всё станет ясно.

Я уже упоминал об оховасах, «специализирующихся» на культуризме (бодибилдинге).
Но оховасы, в подавляющем большинстве, люди со спортом не дружащие. В наше время, когда даже немало уже пожившие люди желают выглядеть молодыми или, по крайней мере, моложавыми, стройными, подтянутыми, спортивный нигилизм никак не назовёшь выгодным для создания желаемого имиджа. Поэтому оховасы любят фотографироваться с рюкзаком, под завязку заполненным различными клюшками для игры в гольф. Этот вид спорта считается аристократическим, свидетельствует о богатстве, принадлежности к высшему обществу. Но подходят для самопиара и фотографии с лыжами (зимой, на фоне крутых гор), с велосипедом (летом, на фоне извилистой горной дороги), с теннисной ракеткой (зимой - в спортзале, летом - на корте с видом на море). Очень важно, чтобы и лыжи, и велосипед, и ракетка были, как говорится, фирменными, одёжка и обувка — само собой разумеется, такими же.

Ну а на худой конец, можно поведать миру, что ты начал посещать фитнес-студию. Не так престижно, как-никак подобных студийцев — миллионы, но зато сие должно свидетельствовать о серьёзности намерений: в студию записываются, как правило, надолго, а всё прочее, упоминавшееся выше, достаточно для однократной фото-сессии. А если ещё приобретён красивый спортивный костюм, то самый раз осчастливить мир своей фотографией на фоне спортивных снарядов и как бы персонального тренера. Не забыть только — подтянуть опущенные до пояса плечики, втянуть животик и выпятить грудь. Излишний жирок на лице скрыть, правда, сложнее, но для этого есть специалисты по фотошопу (графические редакторы).
Восторженные лайки - заказные и спонтанные (от приученных всегда сей персоной восхищаться) последуют незамедлительно…

И ещё одно: данное чудесное превращение в спортсмена-аматёра позволяет вполне легитимно отпраздновать сегодня День физической культуры и спорта Украины, получить массу поздравлений от каждого из родственников и клакёров.
А от меня — это специальное послание с настоятельным советом всем откровенным оховасам одуматься…
И не представляться перед миром в главной роли на ярмарке тщеславия.
Не зря подчёркивал авва Фалассий: «Тщеславию свойственно действовать напоказ…».

Желаю всем успехов в вытравливании из себя оховасности!
Со следующей публикации займусь этим и я.
А пока — не получилось.
Вибачайте, коли ваша ласка. (Не обессудьте, если возможно.)

P. S. Все фотографии для коллажа взяты из интернета.