11. Пришлось мне не сладко, но не ужасно

Михаил Самуилович Качан
Вроде бы, всё хорошо – правда восторжествовала. И сам Саша говорит об этом так:
– Сейчас всё в порядке, сотни статей, полтора десятка книг, есть уже литература “о”.

И продолжает:

«Меня иногда спрашивают: “Не жалко ли: ведь если всю энергию, затраченную на поиски работы, на работу не по специальности, – да на науку, то где бы ты сейчас был?” Отвечаю: не жалко. Я по убеждению не вполне правозащитник и не вполне демократ. Сократа приговорили вполне демократично – и что? Но я считаю, что человек может не повиноваться власти, если власть терзает людей. И если тошнит, и если ты не с ними, то можешь и на площадь – потом дышать легче будет. Зачем, ведь не изменишь ничего, ведь не думали же мы, что Гинзбурга с Галансковым освободят. Нет, но что-то мы изменили – другие увидели, что можно быть собой и встать против. И в августе 68-го в Новосибирском Академгородке уже другие повторили протест. И снова все узнали, что власть над духом не властна».

И всё же. И всё же! Не могу забыть о том, что 10 своих молодых лет Саша не мог заниматься тем, что ему было предписано природой, – использовать свой талант на благо науки, на благо человечества.

Дебора Яковлевна рассказывала, что когда Саша понял, что путь в математику для него закрыт, он сказал:

«А когда-нибудь «потом» я математикой заниматься не буду, потому что это наука молодых, все великие математические открытия делают молодые учёные». К счастью, этого не случилось. Саша Горбань через все препоны все равно пришёл в математик, но десять молодых лет было потеряно.

Я понимаю, что сослагательное наклонение к истории неприменимо, но я с грустью думаю о том, какие великолепные открытия он мог сделать, какие нерешённые задачи решить, как он мог обогатить математику, физику и другие науки в те годы, когда ум самый острый, память самая цепкая, а амбиции самые сильные. Когда человеку всё по плечу. Когда не существует почтения к Великим, которые на смогли, а у тебя есть уверенность: «а у меня получится!»

Я бы очень хотел, чтобы Саша ошибся насчёт того, что математика – наука молодых, и только молодые могут свершать великие математические открытия. Я верю в него, в его острый ум, великолепную память. Кто знает, что ещё будет. Одно знаю: великие математические открытия Саше Горбаню по-прежнему по-плечу.

И я несказанно рад, что Саша прорвался сквозь все препятствия, стал выдающимся учёным нашего времени, и вслед за ним радуюсь, что нашлись люди, которые ему помогли.

Вот что оптимист Саша пишет о них:

– Пришлось мне не сладко, но не ужасно тоже. Везло всё время на хороших людей.

Это верно! Мир держится на хороших людях!
Я всегда верил Жюль Верну, который говорил, что наука опередит фантазию. Желаю Александру Горбаню новых, самых фантастических решений стоящих перед человечеством задач!


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/05/1913