Новое пространство образования в России

Дикин
   Аннотация: Недостаток финансирования и выходящая за все
возможные пределы рациональности, бюрократизация образовательной
среды, это флагман сегодняшнего российского образования.
               
          «Для каждой проблемы существует решение: простое, изящное и            
           неверное».
                У. Эдвардс Деминг

          «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя...»
                Отто фон Бисмарк

   Образование всегда было и является основой культуры общества,
одним из её многообразных составляющих.
Как и любая система, образование подразумевает наличие
системообразующих элементов или принципов, определяющих её
функционирование и дальнейшее развитие. В Советской школе,
основополагающим принципом каждой образовательной ступени было
обучение фундаментальному мышлению, предполагающему
многовариантность решаемых задачи, возможность приспособления и
эффективного использования полученных знаний и собственного опыта к
различным ситуациям и среде.

  Образовательные материалы дают основную матрицу педагогической
деятельности, однако каждый следующий шаг требует от преподавателя не
только знаний, но и постоянного их совершенствования, именно поэтому, в
свое время Филипп Кумбс и говорил о кризисе образования, как следствии
усложнения самой среды, т. е. общества, технологий и задач.
Однако сегодня мы наблюдаем не кризис, это скорее деградационная
пропасть, в которую погружается образование в России, на всех его
уровнях, причем дна пока не видно. Эта огромная пропасть обусловлена
широким спектром причин, которые создают комплексное, непрерывно
углубляющее её воздействие.

  Пусковым механизмом послужило снижение финансирования
системы образования, - если в СССР суммарные инвестиции были около
7% ВВП, то в постсоветской России они были около 3,3% (2014 год - 0,8%,
ну, а к 2016 запланировано скромное сокращение до 0,7% к ВВП).
Этот кризис образования, который впоследствии планомерно
развивался, изначально вызвало уменьшение потребности государства в
большом количестве высококвалифицированных специалистов, связанное с
остановкой научных разработок, закрытием конструкторских бюро и т.п.
Эффективная система подготовки кадров в различных областях
деятельности оказалась не нужна, да еще и потребляла большое количество
ресурсов. Да и само население не стремилось уже получать образование,
чтобы потом пополнить ряды безработных.

  Именно зарплатная составляющая наиболее болезненно ударила по
интеллектуальной среде общества. Унижение было не только
материальным, но и моральным, именно тогда в развивающийся
студенческий ум и стала проникать мысль «Если Вы такие умные, то, что
же Вы такие бедные». Подобный подход со стороны государства, в первую
очередь, изымал из интеллектуальной среды наиболее активную часть.
Не менее эффектно, в плане разрушительной силы, было и действие
перевода образования на платную форму. Системный перелом выразился в
том, что образование из социальной функции перешло в один из видов
платных услуг, когда студент фактически становится «клиентом».

  Откровенно вредительский характер носит введение системы
тестирования для оценки знаний или ЕГЭ, которое было применено в
Великобритании в 1864 году, а в 1901 году уже были замечены и описаны
негативные последствия тестовой системы контроля знаний. ЕГЭ —
применимо лишь, как промежуточный уровень контроля знаний, но никак
не окончательный.

  Сегодня снижение интеллектуального уровня студентов, особенно
заметное в последние 4-5 лет, стало стало поражать своей яркостью.
Причем, это обусловлено не только низким уровнем подготовки
выпускников отечественных школ, вынуждающих и преподавателя
снижать требования при изучении дисциплин, но и порой отсутствием
элементарной возможности обновления преподавателем своих знаний. Во
втором случае, это не вина студентов, ставших в общей массе
индифферентными к образованию, это политика страны по отношению к
образованию. Основные постулаты которой, таковы:

  1. Приравнять профессорско-преподавательский состав к
сословию уборщиц, кассиров и грузчиков, как по оплате труда, так и по
должностным обязанностям. В частности, максимально загрузить ВППС
методической работой, а в свободное от подобного рода «работы» время,
ВППС может помыть полы и окна в своих кабинетах, естественно, своим
«инструментом».

  2. Исключить из нагрузки преподавателя количество часов,
выделяемых на подготовку к занятиям, часы на проверку контрольных
работ, тестов и рефератов, что повлечет деградацию не только кадров, но и
студентов, поскольку если не будет проверки работ, то зачем их писать
самостоятельно, если можно взять готовое из интернета.

  3. Заменить, в стандартах последнего поколения, большую часть
аудиторных занятий самостоятельной работой студента, что также
позволит дополнительно снизить качество усвоения материала студентом.
Фактически это заочное обучение, на базе очного. Какое количество
материала современный студент усваивает самостоятельно, безусловно
зависит от индивидуальных особенностей личности, но сегодня процент
тех, кто действительно пишет работу сам — ничтожно мал.

  4. Обеспечить смену профессиональных кадров путем подготовки
нового поколения, не обремененных даже дисперсной пылью интеллекта
выпускников ВУЗа. Так как в аспирантуру пойдут «лучшие» из горе-
студентов, а также желающие избежать армии или «те, что со связями»,
которые затем станут преподавателями. А кто-то пойдет в Министерство и
будет готовить новые абсурдные приказы, не всегда понятные не только
подписывающим, но и их создателям.

  Таким образом, не только недостаток финансирования, но выходящая
за все возможные пределы рациональности, бюрократизация
образовательной среды, это флагман сегодняшнего российского
образования, преследующий лишь одну цель: максимально укрепить,
механизмы управляемой деградации образования, а как следствие и
культуры, и общества в целом.

  Сергей Евгеньевич Рукшин рекомендует: «нашему образованию и
науке нужно дать передышку. Мораторий хотя бы на два года на какие бы
то ни было реформы. И произвести ревизию итогов десятилетних реформ,
без этого мы ничего не изменим» [3].

  Но точка невозврата пройдена, даже если завтра последовать
рекомендациям Рушкина С. Е., мы уже никогда не восстановим ту школу,
что у нас была, даже через 50 лет. Поскольку те малочисленные
профессиональные преподавательские кадры, что еще остались у нас в
стране — заменить уже некем, ведь те, кто успел получить хорошее
образование - работают в других областях и не пойдут на такую зарплату,
и такие условия работы.

  В заключение, хочется процитировать слова С. Г. Кара-Мурзы: «утрата
слоев культуры идет нелинейно, и каждое новое поколение молодежи
(интервал 12 лет) может предстать перед нами как совершенно иной
культурный тип. Строго говоря, как иной народ — с другой логикой,
другими ценностями и с качественно иным потенциалом ненависти и
разрушительности..»[2]. Что же касается грядущих «изменений культуры
сознания и поведения за смену трех поколений» [2], впрочем, это заметно
уже сейчас: «это помутненное сознание с поэтапной утратой навыков
рациональных умозаключений и резким затруднением диалога; архаизация
понятийного аппарата и трудности с использованием меры; деградация
культурного багажа» [2].

  Библиографический список:
1. Абанкина И. В., Савицкая Е. В. Бюджетное финансирование
образовательных учреждений: структура и источники денежных
средств // Вопросы статистики, 2006, №7;
2. Кара-Мурза С. Г. Об украине как репетиции / [Электронный ресурс]:
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования, 2014,
http://problemanalysis.ru/about/news/news_1010.html;
3. Рукшин С. Е. Дошли до точки невозврата / [Электронный ресурс]:
издательский дом "С.-Петербургские ведомости" 23.11.2012
http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947;
4. Сергеев А. Л. Реформа образования в России: проблемы и
перспективы / [Электронный ресурс]: 07.03.2013
5. Тинякова Е. А. Наиболее волнующие проблемы современного
российского образования // Журнал "NB: Проблемы общества и
политики", № 3 за 2013 год;
6. http://www.akvobr.ru
7. http://e-notabene.ru
8. http://www.rosbalt.ru
9. http://www.spbobrazovanie.ru
10. http://кара-мурза.рф

(материалы Межд. научно-практич. конференции "Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские,политические, правовые, общенаучные тенденции". Академия управления, г. Саратов, 2014)