Немного о библейской космологии

Игорь Савченко
     Сегодня я имею желание поговорить о космологии, вернее о том, что говорит Библия о мироздании, в котором мы обитаем. Странное свойство человеческого характера – доверять человеческим авторитетам, даже вопреки очевидным фактам. В связи с этим в истории было немало примеров. Например, известен курьёзный случай с т.н. «Аристотелевой мухой».
     Известно, что этот философ считается основателем зоологии. Так, например, в один из его активов относят первую классификацию животного мира. Он описал четыреста пятьдесят четыре вида животных, разделяя их на обладающих кровью и нет. Известен Аристотель и некоей казуистикой в своих утверждениях. Так, например, он заявил, что у женщин меньше зубов нежели у мужчин, артерии наполнены воздухом, а мозг всегда холодный. Или, что у мух восемь ног. Это утверждение переписывалось учёными мужами без всяческих изменений почти до восемнадцатого века, пока шведский учёный Карл Линней (1707 – 1778) не поленился посчитать мухе лапки.  Так возник термин «Аристотелева муха», как синоним авторитетного утверждения, которое повторяют вопреки имеющимся явным фактам.
     Человек привык к тому, чтобы доверять авторитетам. Мы привыкли тому, чтобы на веру принимать то, что пишут в учебниках, печатают в газетах или показывают по телевизору. В наше время, которое позиционируют, как эпоху научного прогресса, привыкли доверять научным авторитетам подобно тому, как раньше доверяли шаманам, жрецам, или священникам. К сожалению, вопреки тому, что мы имеем возможность читать и изучать Библию, как единственно верное мерило познания мира, христианам тоже свойственно ошибаться, полагаясь на мнение учёных, отвергнувших Бога и Его Слово.
     Для того, чтобы получить понимание картины мира, которое было распространено в эпоху написания Библии, следует получить понимание Библии, каким оно было в ту далёкую эпоху. Дело в том, что в отличие от греко-римского мира с его тяготением к философии и диалектике, иудео-христианское мышление было завязано вокруг Писаний. Именно откровение Всевышнего формировало мировоззрение творцов Библии. Наука для Израиля – это понимание Библии. Само слово «тора» – это синоним слова «наука» и дословно переводится, как «просвещение», имея в себе корень «ор» - свет.   
     Отцом современной герменевтики (науки толкования Библии) считается раввин Гиллель (75 до Р.Хр. – 10 гг.). Именно выведенные им ключи познания Писаний или миддот (меры), были положены в основу понимания Торы. Их всего семь. Первое правило гласит, что подобие оговариваемого предмета или явления в одном, означает его подобие во всём. Также Гиллель предполагал, что на основании тех данных, которые получены путём толкования, возможно предвосхищение тех, или иных явлений.
     Гиллелю принадлежит также понимание единства разночитаемых текстов, ожидание конечного результата на основе исходных посылок и выводы из контекста. Этими миддот пользовались все авторитетные учителя того времени, включая также Гамалиила (учителя апостола Павла), да и самого Павла в том числе. Приёмы Гиллеля можно проследить в Писаниях всех новозаветных авторов, когда они проводят параллели в связи с ветхозаветными Писаниями и Христом, как долгожданным Мессией Израиля и спасителем мира.
     Миддот Гиллеля впоследствии легли в основу герменевтических приёмов, используемых Церковью, независимо от деноминационных предпочтений они общие для всех. В первую очередь это – буквальный принцип. Писания следует понимать буквально. Именно так понимали их апостолы. Для этого немаловажно знание языков оригинала. Конечно, не все могут этим похвастать, но в нашем случае очень могут помочь различные справочники, Библейские словари и сайты. Также немаловажен контекст.
     Сюда можно добавить принцип историзма, поскольку Библия писалась в определённых исторических обстоятельствах, а значит изучение этих самых обстоятельств может помочь для более точного понимания того, или иного отрывка.
     Также сюда следует добавить грамматический разбор того, или иного
текста, снятие противоречий между противоречивыми, на первый взгляд, текстами, а также практическое применение открытых истин.
     Теперь, после такого многозначительного вступления, хотелось бы непосредственно приступить к теме. По мнению многих исследователей этой Книги, в ней содержится около ста мест, прямо, или косвенно указывающих на строение вселенной. Более года я исследовал эти места на предмет соответствия правилам герменевтики и пришёл к выводу о том, что их на самом деле – не более двадцати. Итак, что же говорит Библия о мироустройстве того места, в которое был помещён человек? Начнём разбор с Книги Бытия.
     «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
     Первый стих всей главы может пролить свет на многое. На языке оригинала он звучит так: «Бе-рейшит бара Элохим эйт га-шамаим вейт га-арец». Если перевести максимально близко к тексту, то это может звучать приблизительно так: «Во главе творения (сотворил) Всесильный далёкие воды и место для хождения».
     Во главе творения. Эта фраза может нам поведать не много, но кое что. По крайней мере, это звучит так, будто бы «нечто» уже было сотворено, но нуждалось в том, чтобы приобрести законченный вид, а потому нуждалось в оглавлении. Дело в том, что слово «рош» (голова) может обозначать, как анатомический термин, так и должность, или положение (1Кор.11:3).
     Таким образом, ещё до сотворения неба и земли, Бог уже сотворил «нечто», но что это было – трудно сказать. Но, если судить косвенно (прямой информации к сожалению нет), это был духовный мир. Об этом можно прочесть в Книге Иова, 38:4-7. Господь обращается к Иову с такими словами: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:4-7).
     Из выше приведённого отрывка можно заключить, что некие сыны Божии (по мнению ряда исследователей Библии – существа ангельского порядка), были свидетелями сотворения земли от начала закладки её оснований. Следовательно, они были сотворены значительно раньше.
     Шаммаим (небеса), на древнееврейском языке дословно переводится, как «далёкие воды», или «там вода». Так Автор Библии не двузначно намекает нам на то, из чего состоит небо. Это – вода. Однако, не только небо создано из воды, но и земля (арец – от слова «рец» - шаг). Земля – место для хождения, в отличие от «маим» - воды, где можно плавать, но не ходить. 
     В подтверждение этих слов, апостол Пётр говорит: «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2Пет.3:5). Таким образом, следуя последовательному прочтению с последовательным толкованием, можно прийти к выводу о том, что небеса были составлены из воды (которая была для них строительным материалом), а земля была составлена водою (как средством составления). Само по себе составление представляет из себя как бы строительство из определённого материала, которым стала вода. Кроме того, это было сделано словом Божиим. И хотя в первом стихе отсутствует словосочетание «и сказал Бог», апостол Пётр утверждает, что слово было произнесено.
     Это также перекликается с утверждением апостола Иоанна. Вот что он пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:1-3). Иоанн говорит об Иисусе, как предвечном Слове. Чрез Него стало быть и невидимое, и видимое.
     «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17). Хочу обратить внимание на последнее слово. Глагол «стоит» подтверждает статичность и неподвижность, и об этом мы ещё поговорим.
     Кроме того, ещё раз хочу обратить внимание на первоначальное прочтение словосочетания «в начале»: «бе-решит» - «во главе». Иисус во главе всего творения был изначально, именно поэтому Им было всё создано и для Него.
     Обратимся к дальнейшему библейскому тексту.
     «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). На языке оригинала это звучит так: «Ве га-арец га-уэтах тоху ва-боху вэ-хосек ал пене тахон ве руах Элохим ме-рахепед ал пене хем-маим».
     Хотелось бы обратить внимание на следующее словосочетание – «тоху ва-боху». Тоху имеет несколько значений. Так, например в симфонии Стронга предлагается вариант: «быть, существовать, становиться, случаться, происходить», а «ва-боху» - невидима, или, такая, что глаза её не в состоянии увидеть. В Синодальном варианте это звучит, как «безвидна», т.е. не имеющая вида.
     Вот как этот стих смотрится в переводе израильского издательства «Шамир»: «Когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою».
     А вот как звучит этот же текст в переводе Библейской ассоциации Израиля на русский язык: «Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и Дух Божий веял над водами».
     В общем, это выглядит так, что земля была пустынной (необитаемой) и невидимой (безвидной). Тот факт, что Дух Божий носился над водою, а не над землёю, косвенно может указывать на то, что земля именно и была необитаема и невидима потому, что находилась под водой, в затопленном состоянии.
     По этому поводу полезно вернуться к первому стиху, в его оригинальном значении: «Бе-рейшит бара Элохим эйт га-шамаим вейт га-арец». Если взять грамматические особенности древнееврейского языка, а также принятые идиомы, то частицы «эйт» и «вэйт» обозначают «начало» и «конец». Это практически то, что в греческом «альфа» и «омега», а в русском – от «а» до «я». Практически, когда Бог сотворил небо и землю, они уже были в законченном состоянии, от «а» до «я». Таким образом, последующее сотворение за шесть дней – это реставрация того, что было сотворено вначале.
     Тогда возникает логический вопрос – что же за катастрофа постигла мир?
     Есть такое предположение, что этой катастрофой было падение люцифера. В талмудической литературе сказано, что эта катастрофа сопровождалась потопом, который уничтожил всё живое на земле. Эту катастрофу так и называют – потоп люцифера. Этой версии придерживаюсь и я, но, вследствие того, что прямых указаний в Библии на эту катастрофу нету, а также потому, что тема данной прозы другая, о ней я дальше говорить сейчас не буду.
     Итак, самое главное, что известно из библейского текста это то, что на поверхности воды не было ничего, хотя земля уже существовала. При этом над бездной была тьма, а над водами бездны парил Божий Дух.
     Слово «тахом», переведённое как «великая бездна», в буквальном смысле действительно обозначает «бездонные воды», при этом это словосочетание следует воспринимать в буквальном, а не переносном смысле. Таким образом, вселенная в начале своего творения предстаёт, как бездонный мрак, наполненный колоссальным количеством воды, внутри которого плавал сгусток земли.
     Тем не менее, у вод тахома, хотя и не существует дна, имеется однако поверхность. Если смоделировать эту картину в трёхмерном изображении, выйдет так, что тахом – это колоссальная по своим размерам масса воды, имеющая форму шара. Именно при таком устройстве возможно, чтобы океан имел поверхность, но не имел дна.
     При этом, над поверхностью тахома (т.е. над его трёхмерными краями) парил Дух Божий, как бы обволакивая Собою эти бездонные воды. В связи с этим мне пришло на память один весьма интересный иудейский мидраш (толкование) по этому поводу. Этот мидраш я попытаюсь пересказать своими словами.
     Итак, представьте себя на месте Бога. Ещё ничего не сотворено. Нету пространства, материи, времени. Ничего, кроме вас. Направо от вас – вы, налево – тоже. Вверху, внизу, впереди и сзади от вас – только вы. Нету ничего, кроме Бога. Он один наполняет всё.
     Скажите, если бы вы были на месте Бога, где бы вы взяли место для размещения сотворяемой вселенной, если нету пространства, в котором её можно разместить, а кроме Бога нету ничего и никого?
     Ответ напрашивается сам по себе – Бог творил мир внутри Себя Самого. Впоследствии, при зарождении иудейской каббалы, в среде еврейских мистиков этот вопрос время от времени поднимался к обсуждению, пока наконец не оформился в окончательное учение, когда раввин Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (Ари), проживавший в средневековой Османской империи, не создал новое направление в каббале, которое так и назвали – лурианская каббала.
     Лурианские каббалисты ввели новые понятия, которые впоследствии распространились и на другие направления этого иудейского вида эзотерики. В частности, были введены такие понятия, как цимцум – процесс сжатия Бога для формирования техиры – места для вселенной.
     Также рав Лурия возобновил интерес к древнему учению швират га-келим – учению о вселенской катастрофе, предшествующей творению нашего мира. Об этой катастрофе, как о потопе люцифера, я уже упоминал.
     Должен предупредить, что несмотря на то, что средневековая каббала является мистическим учением демонического толка, многие вещи были привнесены в неё из древней каббалы. Каббалой (евр. дарованием) в древние времена называли Священные Писания и устные предания, которые дополняли их. Тора, Писания, Псалмы, мидраши и агадические притчи, а также постановления синедрионов и идеи религиозных мыслителей древнего Израиля – всё это называлось «каббалот» - дарованное свыше и ничем плохим не считалось. Многие идеи из древних каббалот перекочевали в среду раввинистического иудаизма и стали интерпретироваться в контексте языческой мистики и эзотерики.
     Не являлся исключением и рав Лурия. В попытках искать мир с Богом при отсутствующем храме и жертвах, этот религиозный мыслитель ударился в магию, подобно другим каббалистам, и скомпроментировал многие понятия, которые присутствовали в среде танахического, библейского иудаизма, в котором присутствовал храм, жертвы, священство и мессианские надежды.
     Итак, Бог творил мир внутри Себя. При такой картине становится вполне понятным тот факт, что Дух Божий и Бог – это одно и тоже. Там, где начинается поверхность великой бездны, заканчивается вселенная и начинается, если можно так сказать, Бог, естественно, над поверхностью вод тахома. Тут этот процесс описывается, как «Дух Божий носился над водою».
     Следует заметить, что в отличие от современного иврита, в древнем еврейском языке глаголы не имели прошедшего и будущего времени. Все глаголы там имели настоящее время. В этом контексте становится понятно, что Дух Божий не только носился над бездной, но, он это делает до сих пор, удерживая материальный мир в состоянии бытия внутри нематериального Божества.
     Таким образом, Всевышний, посредством Своего Духа от момента сотворения и поныне удерживает мир в том виде и в состоянии той формы, которая позволяет ему быть.
     Дальше рассмотрим третий стих. Итак: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3).
     Этот текст весьма часто подвергается различной критике. Так, например, когда мне приходилось вести активную переписку с атеистами и мусульманами, я обратил внимание на то, что этот стих является одним из самых критикуемых теми, кто считает Библию не авторитетной книгой.
     В частности, основной смысл критики заключается в том, что не может быть света, если нет источника света. Если звёзды, Солнце и Луна были сотворены только на четвёртый день, то откуда свет?
     Христиане – сторонники т. н. научного креационизма пытаются объяснить этот феномен научными данными. В частности мне довелось читать о том, что свет, имея электромагнитную волновую природу, не обязательно может быть видимым. Например, некоторые частоты электромагнитных волновых колебаний, воспринимаемых нами как свет, не обязательно могут восприниматься так же другими существами. Есть диапазоны света, которые не способен видеть человек, но видят, к примеру пчёлы, или птицы.
     По поводу света, который был ещё до появления небесных светил, мне довелось слышать ещё такое объяснение. После того, как из точки сингулярности произошёл Большой Взрыв, было высвобождено большое количество энергии, которая сегодня называется реликтовым излучением. Оно имеет волновую природу света, но невидимо для глаз, зато улавливается радио-телеприёмниками. Вот это и есть тот самый свет, который появился до создания небесных светил.
     Однако, наука – плохой помощник в толковании библейских текстов, поскольку Библия не изменяется, а наука меняется постоянно. Кроме того, такое толкование несостоятельно хотя бы в силу того, что никакого Большого Взрыва не было. Мне приходилось видеть действие взрыва и я прекрасно понимаю, что взрыв ничего не созидает. Мы видим прекрасную гармонию окружающего нас творения, в которой не остаётся места для взрыва.
Утверждение о том, что всё сущее было создано вследствие взрыва, напоминает утверждение о том, что новый автомобиль может быть создан вследствие взрыва на свалке старых машин.
     Кроме того, если на смену теории Большого Взрыва завтра ученые начнут муссировать другую теорию, какое научное объяснение тогда возьмут на вооружение научные креационисты? Наука изменяется, поэтому она, как я и говорил ранее, плохой союзник в понимании Библии. Как говорил один исторический персонаж, истина сегодня, завтра окажется ложью.
     Как я уже упоминал ранее, для верной интерпретации библейских текстов,
необходим исторический контекст. Нам следует вооружиться логикой мышления «людей Писания» - древних евреев, в среде которых и возникла Тора. Ведь это правильно, если к примеру человек, увлекающийся даосизмом, или конфуцианством, для верного понимания базового учения проникается китайским мышлением, учится мыслить, как китаец и мыслит соответственно.
     К Библии необходим такой же подход. Для того, чтобы правильно понять эту Книгу, необходимо проникнуться культурой древнего Израиля, вооружиться семитской логикой. Ведь она значительно отличается от нашей, эллинской культуры поиска решений, особенно касательно толкования текстов Священного Писания. Древние семиты мыслили образно и абстрактно, в отличие от европейцев, которым свойственна логика и диалектический подход.
     В этой связи интересны некоторые небиблейские образцы раввинской религиозной мысли по поводу нашего библейского текста. Как известно, слова «да будет свет» - это первые произнесённые вслух мысли в Библии, которые произносит Бог. И дальше мы видим, что увидел Бог, что свет хорош, и отделил его от тьмы, назвав её ночью, а свет – днём (Быт. 1: 3-5).
     Так, например существует известный мидраш на это место, называемый Псикта Раббати, который издревле читался в синагогах на праздничные дни, который конкретно называет этот свет светом Мессии. Талмудический трактат Ялкут Шимони идёт дальше, разъясняя это место так: Это Свет Мессии, как это написано в Пс. 35:10 «…во свете Твоём мы видим свет».
     Раввины видели в арамейском слове «нехора» (свет) одно из тайных имён Мессии, рассматривая текст Дан. 2:22, как указание на Мессию («и свет обитает с Ним»). В Ис. 42:6 и 60:1-3 Мессия описывается, что Он – свет для язычников.
     Писания Нового Завета, написанные в лучших иудейских толковательных традициях Гиллеля и ранних талмудистов, в этом смысле не исключение. Так, например, в Ин. 1:9 о Христе сказано следующее: «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Да и сам Христос о себе нередко выражался, как о Свете: «Я Свет миру, кто последует за Мною, не будет ходить во тьме» (Ин. 8:12). Подобных выражений о Мессии очень много в рукописях Мёртвого моря, найденных в Кумране, в 1947 г.
     Таким образом, когда речь идёт о свете, то в данном месте речь идёт о духовных вещах. Образно – абстрактное мышление иудейских раби усматривало тут намёк на мессианский текст, в то время, как диалектический подход европейских читателей Библии не видит дальше буквального смысла. Не вижу причины не верить тому, что в данном тексте действительно идёт речь о нематериальном свете, скорее всего принадлежащем Христу, поскольку в противном случае Бог вначале действительно сотворил бы светила, без которых материальный свет был бы не возможен.
     Теперь перейдём к следующему тексту Книги Бытия.
     «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1:6-8).
     Я уже обращал внимание на то, что наука – весьма плохой союзник для толкования Библии, поскольку в отличие от последней постоянно подвержена изменениям. Тут начинается повествование, которое наверняка противоречит современным космологическим представлениям. Как это ни удивительно, но многие из современных толкователей Библии не усматривают тут никаких противоречий с современной астрофизикой, однако, это не так.
     Итак, вернёмся к предыдущей, второй части наших рассуждений. Как я уже упоминал, земля была скрыта в водах Тахома – великой бездны. И вот, Бог создаёт некую «твердь», которая отделяла воду под «твердью» от воды над «твердью».
     Слово твердь в оригинальном тексте значится как «ракия».  В английской
Библии это слово переведено, как firmament – «небесный свод». В отличие от творцов Синодального перевода, английские переводчики перевели это слово буквально, не пошли в угоду меркантильным интересам. Тут мы видим первое несоответствие с официальной космологией современности.
     Дело в том, что ракия – это архитектурное сооружение в виде арки, иногда купол. Авторы Синодального перевода решили использовать слово «твердь» вероятно по причине его нейтральности, неопределённости, возможности придания нескольких значений. Но, действительность такова, что речь идёт о куполе. Именно так, не иначе.
     Интересен современный перевод Библейской ассоциации Израиля, от 2010 г. Там написано так: «И сказал Бог: «Пусть среди воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро – второй день» (Быт. 1:4-8).
     Кстати, известный автор и богослов, протоиерей Александр Владимирович Мень считал, что тут Моисей пересказывает один из древних шумерских мифов, которые были популярны в то время. Известный православный богослов был склонен полагать, что касательно вопросов мироздания Библия склонна приспосабливаться под взгляды людей, её читающих. Её писатели просто не вникали в космологию, полагая, что какой бы она ни была, Священное Писание обращает внимание на другое – на спасение души.
     Такой подход чреват серьёзными последствиями. Например, либеральное христианство наших дней уже заявляет, что Библия – это не Слово Божье, а книга, которая содержит в себе Слово Божье, наряду со словами людей, ангелов, сатаны, древними мифами. Таким образом, Библии отводится роль одной из мистических книг древности, которая была написана людьми без участия Духа Святого – не более того.
     Однако, всякий христианин, который стоит на позициях евангельского фундаментализма, вряд ли согласится с такой позицией. Мы знаем, что «всё Писание боговдохновенно» (2 Тим. 3:16), поэтому, если Библия говорит то, что не соответствует современной науке, то это значит, что либо заблуждается наука, либо Библия – не Слово Божье, а значит не достойна доверия.
     Как то мне довелось услышать свидетельство о том, как между атеистом и верующим разгорелся спор вокруг Книги пророка Ионы, в частности о том, что кит не мог проглотить человека в силу чрезвычайно узкого пищевода. Верующий тогда парировал тем, что Слово Божье не ошибается, поэтому, даже если бы написано было, что Иона проглотил кита, то так оно и было. Думаю, что в данной ситуации мы похожи на того самого верующего, когда приходится выбирать между тем, что говорят люди, и что говорит Слово, Которое никогда не ошибается, пусть даже написанное выглядит, как ошибка.
     «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1:6-8).
     Как я уже упоминал, слово «ракия», переведённое как «твердь», на самом деле обозначает «свод». Это слово использовалось в архитектурной деятельности, как арка, или купол. Лично я, как уже упоминал ранее, подозреваю, что творцы Синодального перевода намеренно перевели так, чтобы оставалось место для манёвра, при толковании, дабы не вступать в конфликт с наукой.
     Однако, я уже упоминал неверность использования постоянно меняющихся научных концепций при толковании не меняющихся текстов Священного Писания. Хочу привести пример того, как происходят попытки толкования очевидных текстов с помощью науки. Ниже приводится пример такого толкования, которое я взял со странички одного из христианских сайтов.
     «Быт. 1:6-8. В день второй Бог отделил атмосферные воды (воду; точнее,
по-видимому, водяные пары) от тех, которые покрывали землю. Он отделил их друг от друга выгнутым пространством неба; в Библии оно названо твердью (в подлиннике - "покрышка"). Речь идет об атмосферной оболочке земли; представляется, что в те необозримо давние времена плотная влажность "обволакивала" землю».
     А вот ещё одно интересное, в современном духе и соответствии с научными данными, толкование этого текста, которое я нашёл на другом христианском сайте.
     «Предметом творения второго «дня» является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит – пространство, шатер. Бог назвал твердь небом. Итак, во второй творческий день или период по слову Божию образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет. Механизмы, благодаря которым водород и гелий во вселенной объединились, образовав звезды и галактики, наука до сих пор пока до конца не выяснила. Было предложено много теорий с подробными расчетами того, как большие газовые сферы медленно конденсируются во вращающиеся объекты типа галактик, состоящие из звезд. Возможно, эти различные теории весьма близки к описанию истинного процесса, но пока что они остаются недостаточно доказанными.
     Итак, второй библейский «день» надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то, по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звезды».
     В первом случае, ошибка была сделана в самом начале. На библейском иврите слово вода – это «маим» (отсюда и «шаммаим» - небеса, или, «далёкие воды», как я и упоминал в первой части). Учитывая принципиальную ошибку, сделанную толкователями в самом начале, нет смысла развивать дальнейший обзор интересного, но далёкого от первоначального смысла, толкования на этот текст.
     Второй комментатор пошёл в своём стремлении соотнести с наукой смысл Писания ещё дальше, просто подменивая понятия, поскольку слово «ракия» отнюдь не пространство и не шатёр. На библейском иврите шатёр – это «ахль», а пространство – «олам».
     Более того, дальнейшее объяснение творения автор интересного, но далёкого от смысла Писаний комментария, ограничивает лишь солнечной системой, утверждая, что за её пределами процесс творения ещё не завершён. Кроме того, он утверждает, что слово «йом» - день, в данном случае обозначает период творения солнечной системы, однако «йом» нигде и никогда в этом значении Библия не употребляет. Зачастую, в качестве синонима слову период, используется уже знакомое нам слово «олам» - пространство. Так, например всю историю человечества иудеи делили (и делят) на две части – олам газе (век нынешний) и олам гоба (век грядущий). Эти выражения можно встретить и в Новом Завете.
     Однако, никогда слово «день» в Библии не используется иначе, чем известные нам сутки. Таким образом, эти два типичных примера демонстрируют, насколько искажается смысл библейского повествования, когда комментаторы пытаются придать ему «правильный» смысл.
     Следует добавить, что седьмой и восьмой стихи отнюдь не противоречат первому. В самом начале главы внимательный и вдумчивый читатель увидит, что небо первого стиха и небо восьмого – это не одно и тоже. Как я уже упоминал в предыдущих частях, речь идёт о бесчисленных массах воды, которая составляет воды Тахома – Великой Бездны.
     «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт. 1:9,10).
     Один интересный момент. Как видно из этого текста, происходит опус не
сотворения земли, а её явления из вод. Т.е. она была сотворена, но потом, как я упоминал в предыдущих частях, стала «безвидной и пустой», была тьма и воды бездны (тахом), над которыми носился Дух Божий.
     В этом повествовании мы видим, что «ракия» отделяет землю от вод Тахома, а остатки воды на поверхности земли собираются в одно место. Таким образом, в допотопном мире суша была одним целым, не разделяясь на материки, а собрание вод являлось одним океаном, части которого, врезаясь в береговую линию единого мегаматерика, представляли из себя моря.
     Сухая поверхность, которая таким образом открылась в результате того, что часть вод Тахома, которые остались после возникновения небесной тверди, образовали из себя моря, на библейском иврите звучит, как «либс», а вся земля – «а-рец», от слова «рец» - шаг. Т. е. земля – это место, по которому можно ходить.
     Описанная картина далека от нынешней космологической картины мира, в которой земля – это планета, вращающаяся вокруг своей оси со скоростью 1660 км/час, вокруг солнца – со скоростью 30 км./сек, а кроме того, вокруг центра галактики со скоростью 828000 км/час. В свою очередь, наша галактика тоже вращается вокруг центра вселенной со скоростью 220 км/сек.
     Однако, согласно указанных библейских отрывков, которые были рассмотрены выше, земля подобна батискафу, или воздушному пузырю внутри вод Великой Бездны, от которой её отделяет куполообразная небесная твердь.
     Разумеется, мы продолжим рассматривать космологическую картину мира в свете Библии, не ограничиваясь только первыми стихами Бытия. Однако, уже сейчас видно, как резко отличается описание мира, в котором мы живём, в Библии, и тем, как его нам представляет современная космология.
     Кто-то может заявить, что вышесказанное может повредить вере верующих и помешать уверовать неверующим. Возможно и так, но, в Библии и без этого предостаточно мест, которые становились соблазном для тех, кто
верил в неё. Вместо таких страхов, лучше говорить честно о том, что в ней написано, нежели пытаться угодить людям, которым всё равно не угодишь.
Перейдём к Быт. 1:14-19.
     «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
     И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
     И был вечер, и было утро: день четвертый».
     Итак, согласно Божьему замыслу, светила (т.е. источники света), должны были служить отделению дня от ночи, и для знамений и времён, дней и годов.
     Слово «латт», в современном иврите переводится, как сигнальщик, а в Библии – это знак, который посылает Бог, чтобы предупредить, или уберечь человека от чего либо. На основании этого места астрологи зачастую утверждают, что Библия поощряет астрологию. Трудно сказать, насколько это верно, поскольку исторически известно, что современная астрология ведёт своё начало из древнего идолопоклонства солнцу, луне и звёздам.
     Скорее всего, речь идёт о том, что «небеса проповедуют славу Божию» посредством светил. Это то, о чём Павел упоминал в Послании к Римлянам, как рассматривание творения, которое свидетельствует о Творце.
     Кроме того, слово «моадим», переведённое тут как времена, подразумевает праздничные собрания. Известно, что в Библии говорится о лунном календаре, а сама луна является индикатором новомесячий, которые являлись сигналом для соблюдения праздников, описанных в Библии.
     Вторая, более обыденная для нас функция небесных светил – светить на землю. Причём интересно, что если тщательно рассмотреть это место Писаний, то можно прийти к выводу о том, что она – не основная, а второстепенная. Древние понимали это, поэтому часто впадали в различного рода крайности при попытках расшифровки небесных знамений (про астрологию я уже упоминал).
     Однако, наиболее интересен тут другой момент. Бог поставил небесные светила на тверди небесной – «ае – орот би-ркиа га-шаммаим». Эта фраза говорит о том, что светила были поставлены «на», т.е. сверху куполообразного небесного сооружения. Кроме того, в 20 стихе указано, что птицы будут летать «по» тверди небесной. Как может быть такое? Интересно, что в издании Библии от 2013 г., которое издала Библейская Ассоциация Израиля, так и написано, что «…сказал Бог: «Пусть будут светила на своде небесном…» и «… над землёй, по своду небесному, пусть летают птицы». Перевод был сделан практически дословно, поэтому не доверять ему нет смысла. 
     Таким образом, свод небесный предстаёт не просто как некое твёрдое сооружение. Он может быть вполне кинетическим, вроде некоего силового поля, не позволяющего водам Тахома под немыслимо колоссальным давлением низвергнуться на землю, как это уже было когда-то во времена потопа. Однако, всё таки даже такое понимание не может снять возникшую проблему. Птицы не летают по энергетическому полю среди звёзд и небесных светил, мы это знаем, но этого не знали древние и вполне могли предполагать, что птицы летают среди звёзд.
     Однако, еврейский предлог «аль» - ;;;, используемый в 20 стихе, имеет несколько прочтений: на, над; впереди, перед, против; о, об; из-за, по причине; согласно с, по; сверх, к; около, возле, подле.
     В Библии этот предлог встречается 169 раз, и в зависимости от контекста переводится по разному. Например, в Быт. 1:29 трава растёт «на» земле, а в Быт. 4:14 Каин был изгнан «от» лица Божьего. В Быт. 7:3 этот предлог переведён, как «для», а в Быт. 7:4 – «с» земли.
В Быт. 11:28 Аран умер «при» Фарре, а в Быт. 18:5 – «мимо». 
     В любом случае, важен контекст, а потому вышеприведённый предлог
вполне может быть понят и как «под» - под твердью, под куполом, под сводом.
     Было бы неплохо упомянуть понятие о небесах в эпоху Второго Храма, т.е. приблизительный экскурс в историю богословской мысли библейского иудаизма. Почему именно эта эпоха? Потому, что это период, в который жил на земле Христос и апостолы, а потому крайне важен для нас, как христиан, желающих мыслить приблизительно так, как мыслили они, для более точного понимания библейских текстов. 
     Начнём с того, что слово «шаммаим» - небеса, переводимое, как «там воды», или «далёкие воды», имеет ещё одно интересное прочтение: огонь-вода. Это прочтение относится к толкованиям мистического характера, имеет характер т.н. грамматического толкования, к которому зачастую прибегали еврейские мистики и религиозные мыслители.
     «Эш» - огонь, «маим» - вода. Таким образом небеса, это место, где сочетается несочетаемое в физическом мире, или, где законы физики не действуют. Небеса – это духовный мир. Или миры. Предполагалось, что небес – три. Об этом упоминал даже Павел (2Кор.12:2).
     Первое небо – асия (от «ласот» - делать). Это материальный мир, в котором мы живём. Человек призван делать дело Творца, быть попечителем и возделывателем земли, поэтому наш мир так и назван – делать, или асия.  Асия начинается на земле и заканчивается там, где начинаются глубины Тахома. Сюда включены звёзды и светила – то, что сегодня называют космосом. 
     Второе небо – иецира ( формирование). Это срединная переходная форма между первым и третьим небом, где так сказать, формируются мысли Творца, прежде чем облечься в физическую форму на земле. Это небо полностью состоит из вод Тахома. Как это происходит, трудно сказать, но известно, что вода имеет свойство хранить информацию, видоизменяясь как кристаллически, так и молекулярно. Вероятно, в этом кроется ответ, как формируются замыслы Всевышнего касательно первого неба.   
     Третье небо – бриа (от «ливро» - творить»). Обитель чистых духов – ангелов, праведников, место небесного Храма, Иерусалима и Великого Лучезарного Престола. Это место не имеет таких понятий, как пространство и время. Это обитель вечности. Именно тут не действуют физические законы. Тут заканчивается Тахом, именно тут над поверхностью этой бездны Дух Божий носится над водою.
     Также следует заметить, что в библейском иврите глаголы не имели прошедшего и будущего времён. Поэтому, если следовать древней логике, Бог не только сотворил, но творит этот мир, так сказать, содержа его в порядке и гармонии Своей творческой энергией. Это напрочь разрушает то утверждение древнегреческих философов о том, что Бог сотворил этот мир и отошёл в сторону, оставив ему участь самостоятельно развиваться, не принимая участия в его жизни.   
     Впоследствии, после разрушения Храма и изгнания из Палестины, средневековые мистики включили эти понятия в Кабалу и расширили, увеличив количество небес – сфирот.
     В современной толковательной литературе часто можно прочесть то утверждение, что три неба – это земная атмосфера, безвоздушное пространство космоса и духовный мир. Однако это утверждение базируется на современной космологии, поэтому тенденциозно и не надёжно.
     Итак, мы поговорили о миропонимании, как это предоставляет нам Библия. Разумеется, не все соответствующие места Книги-книг были упомянуты и подвержены разбору, но основная идея, заложенная в самом начале этой Книги, полагаю, была уловлена: Всё сущее было создано для Сына(Христа) и при участии Сына (Христа), земля не планета, а замкнутый в водах Бездны мир, покрытый куполом неба с расположенными на (под) ним солнцем, луной и звёздами, с плоской поверхностью и местом для обитания душ под ней, а вода - это вещество, которое послужило его строительным материалом.
     Что на самом деле происходит в водах Бездны наверняка не известно, скорее всего ничего, кроме нашего мира в ней нет, а выше, над нею находится «сфера» Бога.