8. Перестройка сняла вопросительный знак

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ книга Демон Дарвина, написанная А.Н. Горбанём в соавторстве с Р.Г. Хлебопросом.


Я пропускаю десятки лет жизни Александра Николаевича Горбаня. В эти годы он решил огромное количество задач, стал и кандидатом, и доктором наук. профессором, у него много учеников, он основал нескольких физматшкол.
В 1980 г. Александр Николаевич Горбань становится кандидатом физико-математических наук. Это в те годы было для него совсем непросто.

Он пишет:

«Организация защиты при такой биографии в те годы была делом почти невозможным. Помогли О. А. Ладыженская, М. А. Красносельский и Г. М. Заславский. Нашли провинциальный совет, где никто обо мне не слышал, и помогли защититься».
Насколько я понимаю, это была последняя трудность в его жизни, хотя до перестройки он оставался «невыездным», не мог поехать с докладом ни на одну конференцию за рубежом.

Да и защита докторской степени затянулась на много лет, хотя материалов для защиты было не на одну докторскую .

В 1983 г. Горбань становится старшим научным сотрудником ВЦК  СО АН, в 1989 г. — заведующим лаборатории неравновесных систем ВЦК СО АН, в 1990 г. защищает докторскую диссертацию.

Разумеется, только перестройка сняла вопросительный знак в его научной биографии, когда в 1990 году он защитил докторскую диссертацию и в середине 90-х получил возможность выезжать из России. Только теперь. после многочисленных выступлений на конференциях его по-настоящему узнал и оценил учёный мир.

А.И. Горбань комментирует:

«Пусть несколько лет из обучения я упустил, зато, когда защищал докторскую в Институте биофизики СО РАН, люди пришли послушать и стояли в проходах.
– Это было не поздно и не рано, мне ещё не было сорока».

В 1995 г. Александр Николаевич Горбань становится заместителем. директора института и заведующим отделом вычислительной математики ВЦ СО РАН. Параллельно с занятиями наукой А. Н. Горбань преподаёт в Красноярском Государственном Университете на кафедре высшей математики (1981—1991).

С 1993-го по 2006-й год А. Н. Горбань по совместительству возглавляет кафедру НейроЭВМ.

Его приглашают, и он работает в наиболее престижных математических институтах США и Европы: Математическом институте Клэя (Бостон, США), Курантовском институте математических наук (Нью-Йорк, США), Институте высших научных исследований (IHES, Париж, Франция), Швейцарской высшей технической школе Цюриха (2003—2004 гг.), Институте Исаака Ньютона (Кембридж, Великобритания).

В 2004 г. А. Н. Горбань вместе с женой переезжает в Лестер (Великобритания), где становится профессором в Университете и заведует Центром Математического Моделирования и кафедрой прикладной математики. но он не порывает с Красноярском, где остаётся главным научным сотрудником Института Вычислительного Моделирования СО РАН.

Александр Николаевич Горбань — автор двух десятков книг на русском и английском языках и около 300 научных статей. Он – основатель новых научных направлений и школ в области физической, химической и биологической кинетики, теории динамических систем и обучаемых нейронных сетей. Основатель нескольких физико-математических школ для одарённых детей.

Вклад Александра Николаевича Горбаня в науку можно классифицировать по нескольким направлениям: теоретическая физика механика, функциональный анализ, теория естественного отбора, теория адаптации, нейрокомпьютеры, физическая и химическая кинетика, биоинформатика. Сам А. Н. Горбань говорит, что «…наука вообще едина, если к ней серьёзно относиться». «Вид с высоты» на научную деятельность и будущее прикладной математики представлен им в книге «Демон Дарвина» , статьях и публичных лекциях.

Об истории создания и публикации этой книги Саша говорил Лейферу:
«Речь в ней идёт о теории отбора.

Это была попытка, с одной стороны, – в неформальном ключе сплотить все остальные результаты этой теории, а с другой стороны – сделать обзор для себя и других людей всех умностей и глупостей, навороченных в научной литературе вокруг теории естественного отбора. Получилась весьма ироничная книга, которую я не мог опубликовать в течение четырёх лет.

Книга вышла аж в 3-й редакции. (Сохранилась и 1-я редакция, ещё более ироничная, лежит где-то в папочке)».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/10/24