Дорога к храму секретаря райкома

Марина Тарабрина
«Секретарь райкома».
Номенклатурная должность.
Казенное название фильма.
Пропагандистский черно-белый фильм.
Снят в 1941, год создания сам говорит за себя.
Казалось бы, без вариантов.
Черно-белая пленка.
Черно-белая граница двух миров.
Классическая схема военного фильма: "наши" (красноармейцы, партизаны) и враги (немецкие захватчики).
И вдруг в этом фильме один из "наших", один из главных, положительных, знаковых героев - православный священнослужитель
В самую трудную минуту на помощь "нашим" приходит настоятель храма.
Приходит на помощь по всем законам военного фильма - в рукопашной схватке.
Только к 30-летию Победы решились телевизионные чиновники выпустить на экран эту по-своему уникальную картину.
Помню, с каким изумлением этот фильм был воспринят послевоенными поколениями в юбилейном (30 лет Победы) 1975 году.
"Священник - герой войны? Здорово помог нашим? И это по телевизору?"
«Секретарь райкома» — советский чёрно-белый фильм Ивана Пырьева, снятый в 1942 году.
Военная драма.
Фильм перешёл в общественное достояние.
Сюжет почти документальный.
Тяжелый, как и вся осень 1941 года.
1941 год. Красная армия отступает с боями.
В это тяжёлое время секретарь райкома Степан Кочет руководит эвакуацией и уничтожением того, что нет возможности вывезти.
Под его руководством организуется партизанский отряд, начинается партизанская война: взрываются мосты, летят под откосы поезда.
Партизанам противостоит немецкий полковник.
Чтобы заманить этого врага в ловушку, партизаны готовят засаду.
Местом для засады выбран храм, и настоятель храма активно участвует в подготовке и проведении партизанской акции.
По всем законам военного жанра в ходе операции начинается рукопашная схватка
Священник проявляет мужество в решающий момент этой схватки, приходит на помощь партизанскому командиру (секретарю райкома),энергично и своевременно
расшибает голову немецкому полковнику.
Также по всем законам военного жанра (или вопреки им) секретарь райкома в разгар схватки пожимает руку священнику.
Уникальный фильм, снятый практически "по горячи следам", в эвакуации.
Уникальный сюжет, озвучивший начало новых отношений власти и Церкви.
И все-таки появление фильма «Секретарь райкома» было предсказуемо.
Фильм стал логическим продолжением нескольких предвоенных картин патриотической тематики.
Ведь к концу 1930-х годов неизбежность новой мировой войны стала очевидной.
Быстро менялся мир.
Менялась и наша страна.
В политике советской власти по отношению к религии с конца 1930-х годов наметились робкие положительные изменения.
Эти изменения вызваны постепенной начавшейся переоценкой большевистской верхушкой места СССР в меняющемся перед Второй мировой войной мире.
Сама большевистская верхушка, к этому времени качественно изменилась.
Фактически произошла смена правящей элитной группы.
Начался поворот идеологии от интернационализма к патриотическому мировоззрению.
Частично это выразилось в восстановлении офицерского корпуса (22 сентября 1935 года) и казачества (20 апреля 1936 года).
В истории России были выделены знаковые фигуры, в результате чего на экранах появились фильмы «Петр I» (1937), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940).
В 1938 году страна услышала в фильме о святом благоверном князе Александре Невском мобилизующую мелодию Сергея Прокофьева с призывом «Вставайте, люди русские».
Поэтому появление в тяжелое, страшное для народов России время осени 1941 года фильма «Секретарь райкома» является логическим продолжением и новым этапом советской пропаганды.
Патриотическая позиция Русской Православной Церкви четко определилась с первого дня войны, в то время как государственное и партийное руководство страны тогда пребывало в растерянности.
Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий в своем послании от 22 июня 1941 года говорил о «защите священных границ нашей родины», на которую напали «жалкие потомки врагов православного христианства».
Власть видела огромный ресурс в лице Русского Православия - ресурс духовный, человеческий, материальный.
Для мобилизации этого ресурса требовались пропагандистские ходы.
Поэтому фильм «Секретарь райкома» был создан в черную, горькую осень 1941 года.
И все-таки нельзя сводить появление этого фильма только к тому, что он был создан в нужное время и с нужным сюжетом.
Фильм был тепло встречен красноармейцами на фронте и православными тружениками в тылу.
75 лет назад зрители - верующие, неверующие, сочувствующие - увидели на экране главное: где Православие - туда придет Победа.