Часть 1. Викинги

Кузьма Калабашкин
Для начала - небольшая цитата:

«… готы, поселенные в Иллирике, недовольные задержками выплат обещанных подарков, восстали (396г.), Они выбрали своим вождем (конунгом) молодого военачальника  Алариха, ранее служившего в войсках Феодосия…» [1]

Я привожу эту цитату не для того, чтобы поиздеваться над историками, которые писали и редактировали этот учебник для студентов истфаков, а только лишь для того, чтобы проиллюстрировать небрежное отношение уважаемых историков к источникам.

Язык готов, - пожалуй, единственный из восточногерманских языков, который поддается воссозданию. И сейчас в сети, при желании, можно найти текст не только знаменитой «Готской Библии» епископа Ульфилы, но даже и самый  настоящий учебник давно исчезнувшего языка готов.

Ни там, ни здесь, мы, конечно, никаких «конунгов» не встретим.

У латинизированных германских федератов Империи, военный вождь назывался отнюдь не «конунг», а - на римский манер - REX (латинский термин, искаженный, в соответствии с  их  произношением, на  РЕЙКС или РИХ).

Правитель, не нуждающийся в «легитимизации» со стороны Империи, назывался на языке готов - THIUDANS.

Классик марксизма-ленинизма Фридрих Энгельс, труды которого советские  доценты с кандидатами 70-х годов прошлого века, казалось бы, должны знать так, что только от зубов отскакивает, пишет:

«. . . Артаксеркс и Ирод в библии, переведенной Ульфилой, никогда не называются REIKS, а только THIUDANS, Государство императора Тиберия – не REIKI, а THIUDINASSUS.
В имени готского тиуданса, или как мы неточно переводим, короля ТИУДАРЕЙКСА, Теодориха, иначе говоря, Дитриха, оба эти обозначения слились воедино» [2]

Однако это только присказка.
А сказка наша будет о викингах, варягах и руси.

Боже ты мой, чего только в сети не встретишь на эту тему.
Наряду со вполне вменяемыми утверждениями, в сети можно встретить даже мнение, что викинги – это такой раннесредневековый  скандинавский народ.
Ей-богу, не вру.
Смешно? Печально?
Нисколько.
ЕГЭ, вкупе с демократией в сети, дают свои блестящие результаты.

Нет, конечно, какие-нибудь англосаксонские или франкские монахи вполне могли не различать этническую принадлежность разбойников, грабящих их монастыри, и называть их всех скопом – викингами, норманнами, или там, – данами.
Им, как раз, недосуг было разбираться языке пиратов, высадившихся со своих кораблей, и сразу бросившихся  тащить все, что под руку попадется.

Но мы то с вами, не саксонские монахи. И поэтому можем попытаться вникнуть в то, что говорят о викингах доступные нам источники.
А потом, на основании этих источников, составить свое мнение.

Исландские саги, к примеру, рассказывают об исландцах или норвежцах, которые  жили себе и занимались на своих хуторах обычным крестьянским трудом. Потом когда это дело им поднадоело, - они решили отправится в «викингский поход».
Обычные крестьяне - «бонды» снарядили корабль (надо полагать, знаменитый «драккар») и отправились пограбить,  допустим, Курляндию.
Т.е. сделались «викингами».
На пути к Курляндии, в датских проливах, они встретили других «викингов», которые подстерегали все корабли, пытающиеся преодолеть Каттегат и Скагеррак, сразились, и победили (или не победили) их, ограбили пару каких-нибудь прибрежных поселений и усталые, но довольные, вернулись домой.

В исторических источниках отмечается, что  морским разбоем занимались отнюдь не только скандинавы, а многие народы проживающие на берегах Балтийского моря:

«Теперь же страна (речь идет о Дании) не имеет правителя, ибо я уехал оттуда, и на нее, как вы знаете, совершают многочисленные нападения венды, куры и другие народы с Восточного Пути, а также и саксы», говорится в одной из саг [3]

Другая сага отмечает: «. . .Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов» [4]

Еще в одной саге сообщается: «Koгдa oни выexaли нa вocтoк в мope, нa ниx нaпaли викинги. Этo были эcты. Oни зaxвaтили и людeй, и дoбpo. Heкoтopыx из зaxвaчeнныx в плeн oни yбили, в дpyгиx пoдeлили мeждy coбoй кaк paбoв»[5]

«Викинги»  саг, а не голливудских нетленок - это просто пираты, безотносительно к тому, кто они: исландцы, норвежцы, шведы, венеды или эсты.

Здесь, возможно, стоит сказать пару слов о том, что представляла собой Скандинавия в «эпоху викингов».
Норвегия и Швеция еще не оформились как государства. Вся Скандинавия разделялась на «фюльки», («народы» или мелкие племена), объединенные территориально, а также почитанием Асов и смутными представлениями о своем родстве.
Все эти «народы» говорили на одном «северном языке» (самым близким потомком «северного языка» сейчас считается исландский, как наиболее близкий к первоисточнику  в силу относительной изолированности Исландии).
Суд и расправу в одних «фюльках» чинили «конунги», в других «ярлы» или еще более мелкие племенные вожди «херсиры».

В IX веке конунг Вестфольда (совр. южная Норвегия) Харальд Харфагр   начал объединять под своей властью фюльки, расположенные поблизости.
Вот, как рассказывает об этом процессе сага об Эгиле:

«. . . Он повел войну с соседними конунгами и победил их. Есть об этом старые длинные рассказы. После этого он овладел Уппландом. Оттуда Харальд поехал на север, в Трандхейм, и выдержал там много битв, прежде чем стал единовластным правителем во всем Трёндалаге.

Потом Харальд задумал пойти на север, в Наумудаль, против братьев Херлауга и Хроллауга – конунгов в Наумудале. Когда же братья узнали о его походе, то Херлауг с одиннадцатью дружинниками ушел в курган, который уже три года насыпали по его приказу, и курган был засыпан. А конунг Хроллауг сошел с своего конунгского места и принял звание ярла. Он отдал себя во власть конунга Харальда и отказался от своих прав.

Так конунг Харальд овладел Наумудалем и Халогаландом. Он посадил там своих людей управлять страной.
После этого конунг Харальд вышел со своими боевыми кораблями из Трандхейма и направился на юг, в Мёри. Там он победил в битве конунга Хунтьова. Хунтьов был убит в бою. Так конунг Харальд овладел фюльками Нордмёри и Раумсдаль.»[6]

Позднее, скандинавские фюльки, которые удалось завоевать и удержать конунгу Харальду Харфагру и его преемникам, стали называться Норвегией.
Место разных племенных вождей - ярлов и херсиров - постепенно стали замещать  т.н. «ландерманы», - королевские представители, подотчетные не какому-то тингу (народному собранию фюлька), а исключительно конунгу.

На востоке Скандинавии, примерно в это же время,  происходили аналогичные события  – конунги Тиундланда образовали из фюльков, которые еще не были защищены дружинами новоявленных норвежских королей, свое государство с центром в Уппсале (будущая Швеция).

С образованием в Скандинавии этих государств (или протогосударств, что вернее) викингские походы не прекратились.

Сага об Эгиле рассказывает о неком Аринбьярне, херсире и дружиннике конунга Эрика «Кровавый Топор» (сына Харальда Харфагра):

«Эту зиму Аринбьярн провел дома, а потом, весной, он объявил, что хочет отправиться в викингский поход. У Аринбьярна были хорошие корабли. Весною он приготовил три больших боевых корабля. У него было тридцать дюжин человек. На свой корабль он взял своих домочадцев. Это были отличные воины. С ним отправились также многие сыновья бондов.
(Аринбьярн и Эгиль) . . . направились со своим войском на юг, в страну саксов. Там они провоевали все лето и добыли себе много добра. Осенью они пустились снова на север и остановились около страны фризов.

 . . . перед ними открылось селение. Здесь жило много бондов. Увидев войско, они со всех ног пустились бежать из деревни вглубь страны. Викинги бросились за ними. Дальше было второе селение и еще одно. Когда они подходили, весь народ бежал оттуда.
. . . Викинги добыли там много добра и скота, и когда они вернулись к кораблям, одни стали резать скот, другие тащили свое добро на корабли, а третьи стояли на берегу, закрывшись щитами и образуя заслон, потому что фризы подошли в большом числе и стреляли в викингов . . .

Потом они поднялись на свои корабли и отчалили. Теперь они направились в Данию . . .»[7]

С оформлением Скандинавии в государственные образования (IX – X вв.) «викингские походы» приобрели характер, так сказать,  государственных мероприятий: в них участвовали не только какие-то заскучавшие бонды, а полноценные королевские дружинники.
Однако эти походы, так же, как и ранее, ограничивались банальным бандитизмом: - ограбить, взять выкуп, погрузится на корабли, отплыть, подсчитать барыши.
Та же сага об Эгиле рассказывает о том, что и сам король Эрик «Кровавый Топор» погиб в таком пиратском набеге.

Что же касается пиратов-венедов, немецкий хронист Гельмольд из Босау, описывающий дохристианский и ранний христианский период истории полабских славян в своей «Славянской хронике», отмечает:

«. . . Дания в большей части своей состоит из островов, которые окружены со всех сторон омывающим их морем, так что данам нелегко обезопасить себя от нападений морских разбойников, потому что здесь имеется много мысов, весьма удобных для устройства славянами себе убежищ.
Выходя отсюда тайком, они нападают из своих засад на неосторожных, ибо славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях.
Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей. И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или по крайней мере в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, — одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают.
Нападения данов они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой» [8]

Однако история, насколько мне известно, не знает ни одного случая, когда вот эти «викинги», будь то венеды или скандинавы, привнесли на ограбляемые территории какие-то начала государственности.

Второе или третье поколение викингов Роллона, захвативших Нормандию, - благополучно  забыло о своем северном происхождении и стало вполне франками (или французами). Англо-саксонскую Британию в XIв. завоевывали отнюдь не какие-то «викинги», а вполне себе французские по языку и ментальности рыцари.
То же касается д'Отвилей (или Готвилей) - рыцарей из французской Нормандии, основавших якобы  «норманнское» королевство на юге Италии.

Даже в Англии, в которой «скандинавские имена в большом количестве встречаются в документах в особенности в Domsday Book [9], где почти половина личных имен в северной части Дэнло [10], – скандинавские. . ., а в  некоторых местах, например, в Линкольншире, они превосходят число английских названий.»[11]  - скандинавы не сумели создать ничего похожего на государство.

А ведь там, судя по источникам, - была действительно МАССОВАЯ скандинавская  колонизация (!)

А вот на Руси – какие-то «викинги» создали государство, как нам, дуракам, объяснили Шлецеры-Миллеры.
Может это они писали учебник, цитату из которого я привел в начале?

--------------------
[1] История древнего Рима. Допущено министерством высшего и среднего образования СССР в качестве учебного пособия для студентов исторических факультетов университетов. – М.:  Высшая школа, 1971. – стр. 446
[2] Энгельс Ф. Происхождении семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана – М.: Огиз-Госполитиздат, 1945. – стр. 58
[3] Снорри Стурлуссон. Круг земной. Сага о Магнусе Добром. http://ulfdalir.ru/sources/42/1839/1840/1849
[4] Снорри Стурлуссон. Круг земной. Сага о Хаконе Добром. http://ulfdalir.ru/sources/42/1839/1840/1845
[5] Снорри Стурлуссон. Круг земной. Сага об Олаве сыне Трюггви. [6] Исландские саги. – Л.: Гослитиздат, 1956. – стр. 65
[7] Там же – стр. 208
[8] Гельмольд. Славянская хроника. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel5.htm
[9] Знаменитая «Книга Страшного Суда», в которой, по приказу Вильгельма Завоевателя, якобы, было переписано все туземное население завоеванной нормандцами Англии.
[10] Дэнло или Данелаг – т.н. «область датского права», территории англо-саксонской Британии, колонизированные датчанами в IX-X вв.
[11] Henryk Lowmianski. Zagadnienie roli normanow w genezie panstw slowianskich. Warszawa. 1957 -  Ловмяньский Х. Русь и норманны. М. Прогресс, 1985 – стр. 97

***
Интересно, что данный ресурс не сохраняет ссылку на сагу об Олафе Трюгвассоне [5]
Чем конунг Олаф не угодил администрации данного сайта - не понимаю.

------------
Продолжение http://www.proza.ru/2017/10/19/1218