Ворскнет морхлая кысь

Дмитрий Евдокимов
      Давно дело было. Еще в те времена, когда читал я мало да и соображал не больше. Но запомнилась мне одна радиопостановка. Уж больно чудно там все звучало. Вроде бы и простая история, но каждый раз попадалось там что-то странное. В те времена я еще не был таким любителем постапокалипсиса как жанра литературы и уж тем более не чаял разобраться в лингвистическом постапокалипсисе. Прошли годы, и вот как-то попалась мне на глаза книжица Татьяны Толстой со странным названием «Кысь». Детские воспоминания нахлынули, как водопад, и я на радостях купил книгу, а вдобавок еще и скачал радиопостановку.
 
      События книги разворачиваются в необычайно самобытном мире после ядерной войны. Сильно после. Мир уже успокоился, привык к изменившемуся окружению, переродился. И вот тут и начиналось самое интересное. С первых строк читатель оказывается погружен в лубочный первобытный мир то ли Древней Руси, то ли «Улитки на склоне» Стругацких. Последних я очень уважаю и люблю. Но сейчас не о них. Повествование разворачивается сочными красками и отдает добрым березовым духом, снежным морозцем и… мышатиной. Да-да! «Мыши – наша опора», так и Федор Кузьмич, слава ему, учит». Необычайно яркими, сочными мазками рисуется картина нового мира. Люди, у которых после всех этих событий оказались «последствия» – мутации, «прежние» – те, кто смог пережить ужасы ядерной войны, «перерожденцы» – некто вроде последних, но с запросами попроще, да с повадками животных – все они сплетаются в клубок удивительных персонажей. За главного у нас в романе Бенедикт. Молодой человек лет тридцати, без каких-либо видимых «последствий». Ладно скроен, плотно слеплен. В общем, мужчина хоть куда в полном расцвете сил. Он рассказывает нам о своей матушке – «прежней», об отце-древорубе, да и вообще знакомит с обустройством этого мира. И на первых порах мы даже проникаемся симпатией к этому парнишке. Действительно, в местном «цирке» он выглядит вполне достойно, да и цели у него благие, ибо влюблен и горяч. Вот только чем дальше читаешь, тем все больше видишь его ограниченность. И виной тому не он сам, а та среда, в которой он оказался после смерти матушки.

     «Кысь» – это очень интересный и яркий пример того, как общество может расколоться. Книжка – это скорее призма, через которую видно и современный мир. Тут тебе и простые голубчики, которым дела нет до остальных, лишь бы мышиный супчик поесть да сыграть в «удушилочку», но не насмерть а так, на половинку, и большие и малые мурзы, которые не столько за порядком следят, но о своем благе думают, и Набольший мурза Федор Кузьмич, слава ему. А вразумить всю эту кодлу старается истопник, из «прежних», Никита Иванович. Милый старикан, который от всей души искренне желает сохранить память о тех временах, когда человек человеку был друг, товарищ и брат. Вот только нет у него полномочий. Являясь самым нужным человеком в слободе, остается он все чаще не у дел. Да и практически невозможно достучаться до скудных умишек голубчиков. Не привыкли они к этому.

      Конфликт интересен еще и тем, что Бенедикт все-таки оказывается достаточно прозорлив, чтобы заинтересоваться чтением. И не просто берестяных списков, которые он и сам делает по службе государевой. Со временем жажда к чтению срывает самый главный его страх – страх болезни – и заставляет читать такие запретные «старопечатные» книги. Вот только чем дальше следишь, тем больше понимаешь – читает он не душой и разумом, а глазами. Да, он с любопытством следит за сюжетом, с радостью ныряет в глубины новых миров. Вот только все это напрасно, ведь для него это всего лишь интересные картинки. Словно недоразвитый дикарь, он совершенно не способен уловить всю суть, что заложена в каждой такой «книжице». И виной тому многие причины – будь то его личное скудоумие или же просто нежелание мыслить. В книгах он находит убежище от опостылевшей жены, от ее измены с перерожденцем Тетерей, от всего, что надоело ему. И начитавшись вдоволь книг, задумывает он сместить власть, Федора Кузьмича, слава ему. Но делает он это не сам, а с подачки своего тестя – Кудеяра Кудеяровича – главного санитара. Да и делает он это не с целью освободить стонущий народ или еще что-то, а просто потому что…. У Федора Кузьмича богатейшая библиотека книг «старопечатных». Не способен Бенедикт, как бы он ни старался, прыгнуть выше своей головы. И «последствие» его тому лишнее доказательство. Оказывается, что Бенедикт наш хвостат. И хоть ему Никита Иванович и помог «очеловечиться» и хвост тот отрубил, но человечность и разум человеческий с этим не пришли.

      Книга эта много раз была мною перечитана, спектакль прослушан, но всякий раз не могу справиться я с тем ворохом мыслей, что остается в голове. Интересные персонажи, непростой сюжет, а главное, все то, что заложено внутри. Каждый раз мне кажется, что наконец узрел я то, что лежит на самом дне этого прекрасного произведения, но всякий раз я слышу зов той самой Кыси. Кто она? Что она? А она есть страх невежества, дремучего людского незнания, боязнь неизведанного. Она являлась Бенедикту каждый раз, когда он задумывался сверх меры. Каждый раз, когда он был готов переступить себя, стать умнее, лучше, она наваливалась на его грудь и душила своими мягкими лапами. Она и есть наш страх перед самосовершенствованием, наше скудоумие, боязнь мыслить шире. И пока мы будем бояться думать, мы так и останемся этим самым Бенедиктом, который с жадностью читает книжицы, но не способен осознать то, что лежит в них. Так и будет нас звать к себе Кысь, чтобы перервать главную жилочку, чтобы оставить нас безумцами. Ведь это так просто – уступить, расслабиться, чем давать постоянный бой своим страхам за то, чтобы стать выше, чем был, глубже, интереснее. Стать Человеком».