Галичина в полубеспамятстве. Заключение

Нил Крас
Хочешь - не хочешь, а надо подвести итоги написанного выше. Это трудно, так как всё зависит от установки, а она у меня и у создателей музейных экспозиций, у руководителей культурой в упоминавшихся городах далеко не одинаковая, нередко — прямо противоположная.

Первое отличие — в необходимости или в отсутствии таковой —  отображать историю города (края) не только как историю пусть и самой многочисленной, но не единственной из проживавших там наций. Тем более, что эти не титульные, как говорили в советское время, нации (в нашем случае - евреи) имели не только иные религию, быт, культуру, но и ограниченные права. То есть, евреи никак не могли, даже если бы и хотели, вести такую же жизнь, как коренная или на данный момент правящая  в Галиции нация (в предвоенное время - поляки).
Тем не менее, роль евреев в развитии этого края оказалась весьма существенной, из еврейской среды вышло немало знаменитых личностей, которыми Галиция может гордиться.

Второе отличие — отражение истории города (края) должно быть возможно максимально приближено к правде, а не отклоняться в ту или иную сторону в зависимости от идеологии различных политических партий, сменяющих друг друга в управлении городом (краем). И, конечно же, на отражении прошлой истории не должны оказывать влияние преходящие ситуации в крае (стране). Однако сие явно просматривается в музеях, причём не только в экспозициях о нынешнем времени, а и - о весьма отдалённых временах.

Теперь — подробнее о том, что же имеется на самом деле.
А наличествует то, что история городов (края) изображается по «старой» коммунистической идеологии, которую в Галиции клянут (большей частью, весьма справедливо) на каждом углу.
Я уже указывал в прежних публикациях, что в советское время некоторые «неудобные» для «партии рабочих и крестьян» отрезки жизни страны с не красящими эту партию событиями просто «вырезались» из должного быть непрерывным исторического повествования. Вместе с этим уходили в небытие и многие выдающиеся личности того времени.
В результате — история зияла провалами. То же — увы, и сейчас.

И ещё: из небытия или из «негатива» всплывают или переводятся в «позитив» события и лица с весьма спорной их ролью в истории Украины.
Вот в Тернополе рядом с небольшой по размеру информацией о людских и материальных потерях Тернопольщины во время немецкой оккупации 1941-1944 годов (см. фото 2 в коллаже о Тернопольском музее) имеется во много раз больший по площади стенд о «Дивизии Галичина» (он частично виден на той же фотографии).

Мне, честно говоря, неловко приводить полное содержание написанного на этом стенде — ограничусь некоторыми выдержками. Но сначала напомню, что войска СС, в состав которых эта дивизия входила, признаны преступной организацией решением Нюрнбергского трибунала.  Впоследствии, правда, была оговорена необходимость рассматривать по отдельности возможные преступления каждого служащего дивизии.

Документально доказано, что подразделения «Дивизии Галичина» причастны к массовым убийствам польского и еврейского населения в Huta-Pieniacka, Podkamien и Palikrowy (данные из  н е м е ц к о й  ВикипедиИ).
Однако целью создателей экспозиции было обелить, оправдать всех служащих этой дивизии, набранной из добровольцев - украинцев и фольксдойче.

Они, мол, не нацисты: у них даже форма обмундирования была особая и отличалась от таковой у немецких солдат. Детский лепет: в вермахте было столько разных форм одежды - посмотрите хотя бы на фотографию «Последний еврей Винницы»! Там на расправу над евреями глазеют солдаты разных служб, одетые, соответственно, по - разному, с отличающимся цветом обмундированием, нашивками, значками.

Ещё одно «доказательство особенностей» «Дивизии Галичина»: только у них - среди войск Waffen SS - были священнослужители - капелланы («отдел душепастырства»). Какое, вообще, это имеет отношение к сути сотворённого дивизией? Тем более, утверждение не соответствует имеющимся материалам: достаточно посмотреть на фотографии захоронений солдат вермахта (включая Waffen SS), чтобы увидеть на большинстве этих снимков капелланов. Наберите в интернете «Kapellan in Waffen SS» (в https://www.google.com.ua/search), «Kriegspfarrer in der Wehrmacht - Seelsorge an vorderster Front» (Капеллан в вермахте - забота о духовном благополучии на передовой позиции) — и вы в этом убедитесь.
Священнослужители были и в других, подобных «Галичине» дивизиях, набранных, например, на Балканах.

И, в целом, судя по экспозиции, служащие «Дивизии Галичина» были лишь «невинными овечками», которых нацисты использовали в качестве «пушечного мяса». Посему не удивительно, что в Тернополе и Ивано-Франковске появились улицы имени дивизии или воинов "Дивізії Галичина", призывавшей бороться, судя по плакатам тех времён, с «жидо - большевистской сворой». Героям — слава? Сообщу вам, что в ФРГ указанные переименования улиц вызвали, мягко говоря, непонимание.

Давайте-ка поразмыслим. И предположим, что «Дивизия Галиччина» воевала только за изгнание сталинизма с украинских земель, за независимую Украину. А против кого воевала «Дивизия Галичина»? Тут уже и предполагать ничего не надо: против Красной Армии, освобождающей Европу от нацизма. Значит, гитлеровское нацистское господство считалось для Украины меньшим злом, чем сталинское коммунистическое.

Да, сталинизм причинил Украине огромное количество бед, которые до сих пор справедливо не забыты. Но зачем же замалчивать осуществлённое и планируемое нацистами в отношении украинского народа? Фактически речь шла о постепенном выживании украинцев с их земель, вымирании их и колонизации того, что когда-то именовалось Украиной. Приведено столько немецких документов, подтверждающих эту, так сказать, агенду нацистов, что сомневаться в их намерениях не приходится.

Разговоры о том, что, мол, не только украинцы воевали вместе с нацистами против Красной Армии, а также - армия генерала Власова, волжско-татарский легион «Идель-Урал», Калмыцкий кавалерийский корпус, пр., не очень-то к месту. Этим воинским соединениям дана соответствующая оценка — и вы не встретите ни «Проспекта армии Власова» в каком-либо населённом пункте России, ни «Бульвара воинов Волжско-татарского легиона», например, в Казани или «Аллеи Калмыцкого кавалерийского корпуса» в Элисте…

«Дивизия Галичина» существовала — и она тоже часть истории. Но писать о ней надо не в оправдательно-уважительной манере, а хотя бы так, как это сделали во Львове. Сообщить неоспоримые факты, а разбор деталей оставить для вопросов посетителей и ответов работников музея (перевод с украинского языка сделан мной):

«28 марта 1943 года провозглашено формирование стрелковой дивизии «Галичина». К середине июня того же года в её ряды записались 84 тысячи добровольцев. Зачислили в дивизию 13 тыс. человек. Летом 1944 года дивизия «Галичина» была включена в состав XIII корпуса IV немецкой танковой армии, которая держала 160-километровую линию обороны вблизи г. Броды. Вследствие наступления советских войск 22 июля 1944 г. XIII корпус прекратил существование, а почти тысяча служащих дивизиона вынуждена была прорываться из окружения и пробиваться в Закарпатье.»

Всё. Достаточно: дивизия была, быстро сгорела в пламени войны. (Если о преступных делах её некоторых подразделений сообщать не хочется. А оправдывать её формирование и действия - совесть не позволяет.)

А вот - толкование музея «Дрогобыччина» деятельности Богдана Хмельницкого и заключённого им Договора с Россией. Конечно, совершенно по-другому трактуется то, что ранее на Украине (и сейчас - в России) называлось (называется) «Воссоединением Украины с Россией» (1654-й год). Сейчас такого понятия на Украине нет, речь идёт об одной из трёх коалиций, которые Богдан Хмельницкий последовательно создавал в борьбе с Речью Посполитой (польско-литовской федерацией).

Логика составителей экспозиции об этом времени весьма оригинальна. И не отличается от советской. В экспозиции сообщается, что текст Договора до сих пор не обнаружен, но Россия ... его постоянно нарушала. Помните выступления передовых трудящихся - рабочих и крестьян СССР: «Я Солженицына не читал (а), но он — предатель Родины!»?
О том, как временами далеко не в согласии с Договором вели себя казаки — молчок. Зачем всё это? Формировать у населения (особенно, у молодого) образ врага, врага ещё с тех давних времён?

Я понимаю, что музейные стенды — не место для научных дискуссий. Поэтому они, на мой взгляд, должны отражать только проверенные, доказанные факты, а не служить для подчас абсолютно голословного обвинения одних и оправдания других. Рассуждения по спорным темам экспозиции — дело сопровождающих посетителей работников музея.

                ***

А теперь - обещанные данные из статьи Тараса Возняка. Не только для вас, но и - для составителей экспозиции в музее «Дрогобыччина».

Уже в начале 18-го века среди евреев были не только банкиры, но и врач, меховщики, кузнецы - оруженцы, переплётчик, портные и, конечно, музыканты. Во время австрийского правления евреем была открыта в Дрогобыче обувная фабрика, которой его родственники владели до 1939-го года. В начале 19-го века евреи начали добычу и очищение нефти.

К началу второй половины 19-го века в Галиции проживало уже 450 000 евреев. В Бориславе поселились около 1 000 евреев, многие из них работали на добыче озокерита. Они-то и организовали первую в Галиции «Больничную кассу» (её «изобретателем» был канцлер Германии Отто фон Бисмарк).

В 1860-х годах в Дрогобыче была открыта еврейская гимназия. В конце этого же десятилетия были отменены все ограничения для евреев. Появляются еврейская больница, библиотека, читальня, пр.

В 1869-м году в Дрогобыче проживало 4 000 поляков, 5 000 украинцев и 8 000 евреев. В 1874-м году в Городской совет Дрогобыча были избраны 8 поляков, 12 украинцев и 17 евреев. С этого момента вплоть до начала Второй мировой войны заместителем Городского председателя всегда являлся еврей. Один из них — Якоб Фойерштайн был настолько популярен, что его именем назвали улицу.

В конце 19-го века в Дрогобыче было 92 500 [мне представляется, что тут вкралась опечатка - Н. К.] жителей, половина из них евреи. В Бориславе евреи составляли большинство населения. В этот период под влиянием сионистов евреи начинают покидать Галицию, в основном - в США. До начала Первой мировой войны Галицию покинуло 170 000 евреев.

Более подробно — в сборнике, интернетовская ссылка (http://www.ji.lviv.ua/n71texts/Drohobych_i_evrei.htm) на который уже приводилась выше, в разделе о Дрогобыче.

                ***

В Тернополе, зная о моём увлечении историей предвоенного и оккупационного времён Украины, одна добрая знакомая подарила мне небольшую книжку профессора тамошнего медицинского института Євгена Йосиповича Бліхаря (1930 - 2006). С ним я познакомился сразу же после приезда в город в 1979-м году, при оформлении документов на получение квартиры: в то время доцент Е. И. возглавлял институтский профком. За 9 лет моей работы в Тернополе мы встречались не раз, но знакомство наше так и оставалось поверхностным, как и в первые встречи.

Посему я ничего особенного об авторе книги «Моє життя. Мій Тернопіль» (Тернопіль, видавництво “ДЖУРА”, 2015, 144 с.) рассказать не могу. Только - отметить то впечатление, которое у меня сложилось о нём. Так вот, он был деловит, скромен и - что меня поразило уже в первую нашу встречу - непривычно интеллигентен для своего возраста, разговаривал на безукоризненном украинском языке (это касалось как словарного запаса, так и выговора). Дело в том, что молодость людей его поколения пришлась на захват Красной Армией Восточной Галиции, на последовавшие за этим репрессии, потом — на оккупационный нацистский период, очень тяжёлое - во всех отношениях - послевоенное время. Теперь я знаю: эта интеллигентность — из семьи, от отца, расстрелянного по навету конкурента (у отца была типография) гестаповцами. Отец автора закончил только три курса физико-математического факультета Венского университета (учёба была прервана Первой мировой войной), но был образован и свободно владел - кроме украинского - немецким, польским, итальянским и еврейским (идиш) языками.

Я приведу выдержки из этой книги (в моём переводе), чтобы вы могли кое-что узнать о еврейской жизни Тернополя перед Второй мировой войной. Обращаю ваше внимание, что автор, рассказывая о польском периоде Галиции, употребляет название евреев по-польски, об оккупационном — принятое на Украине.

«… Перед Второй мировой войной Тернополь был воеводским городом, в котором проживало почти 60 тысяч человек, в том числе 18 тысяч поляков, 18 тысяч жидов и 24 тысячи украинцев. Может быть это не точные цифры, поскольку другие данные свидетельствуют, что каждая из национальностей составляла треть населения города. В то время в городе было три церкви, три костёла, три синагоги ...» (стр. 17).

Речь идёт о начальной, четырёхклассной школе. «… В первом классе среди 40 мальчиков было 10 поляков, 9 жидов и 21 украинец. Все уроки проводились на польском языке.» (стр. 6). Во время перерывов разговаривали на родном языке: «… поляки — на польском, украинцы — на украинском, а жиды также на польском — и это раздражало украинцев, но похвально воспринималось поляками.» (стр. 11).

«… В начале учебного года, 6 сентября жиды праздновали свой новый год. Все они во время своих праздников проявляли искреннее, дружное отношение к гоям (так они называли христиан), просили прощения за возможные плохие поступки, обещали, что будут лучшими… Празднование продолжалось несколько дней. В это время они угощали всех гоев шоколадными конфетами, изюмом, фигами, апельсинами, сушёными сливами, грушами и абрикосами, медовыми балабухами [небольшими булочками — Н. К.]. Всё это было вкусно — и мы любили всех жидов. А в общем украинцы с жидами жили дружно.» (стр. 16).

«… Кроме того, в Тернополе был другой центр, который определял деловую жизнь граждан и экономику города. Это были улицы Русская [в оригинале - «Руська»: украинцев Галиции называли также русинами — Н. К.], Перля, Барона Гирша, Подольская Верхняя и Подольская Нижняя. На этих улицах были расположены магазины, маклерские центры и биржевые конторы. Деловую жизнь в Тернополе того времени решали в основном люди еврейской национальности. Естественно, что они проживали неподалёку от своих торговых и деловых точек, преимущественно на этих же улицах. Там жизненный шум никогда не затихал. На улицах Перля и Подольской Нижней работала еврейская школа, основанная Иосифом Перлом, а также были две синагоги. Последние размещались в прекрасных домах, богато оформленных драгоценными украшениями. Между улицами Русской и Перля действовал рынок с многочисленными специально оборудованными, капитально построенными палатками, где можно было приобрести разные товары, продукты и зарубежную экзотику. Весь этот район в 1941-1943 годах был превращён в жидовское гетто. Выдающиеся врачи, учителя, инженеры, финансисты, священнослужители да и всё население гетто, от малого до старого, вместе с материальными и историческими ценностями были уничтожены, стёрты с лица земли только за то, что принадлежали еврейству. Страшный Холокост против еврейства, который проводила фашистская Германия, охватил прежде процветающий Тернополь. Это была трагедия не только еврейского населения, но и всех жителей города.» (стр. 22-24).

«… После Первой мировой войны мой отец Иосиф Блихар благодаря кредиту от «Банка Руського» открыл собственную типографию. Освоил специальность зецера, то есть, наборщика-печатника. Владея жидовским языком, получал многочисленные заказы от жидовских предпринимателей, что давало ему достойный заработок. Отец был украинцем, симпатизировал украинским националистам, но не принадлежал ни к одной политической партии. Работа в жидовской типографии, владение жидовским языком и не совсем украинская фамилия давали основания некоторым считать нас выходцами из жидовского рода. Отец этим не проникался, дружил с многими мудрыми жидами и утверждал, что лучше с мудрым жидом потерять, чем с дурным украинцем найти. И ещё жиды уважали отца, поэтому на каждые религиозные праздники он получал от них подарки.
По маминой линии мне досталась украинская и польская кровь...» (стр.36-37).

«… В Тернополь немцы ворвались на мотоциклах, джипах, легковых автомобилях 2 июля 1941 года…
На следующий день в городе появилась «немецкая комендатура», которая представляла всю власть в Тернополе. На улицах господствовал страх перед новой властью, особенно все были испуганы первыми её акциями против еврейского населения. Немцы объявили, что евреям запрещено покидать свои дома. Представители Раввината должны прибыть в комендатуру со списками всех евреев, их адресами. За нарушение этого распоряжения — смерть. Неизвестно, кто нарушил распоряжение немецкого коменданта, но на протяжении последующих нескольких дней в городе немецкие вояки проводили «акцию присмирения евреев». Акция сводилась к тому, что каждого встречного еврея на улице немцы сразу расстреливали. Были случаи, когда солдаты вызывали евреев на улицу как бы для выполнения какой-нибудь услуги, но это было нарушением распоряжения коменданта, поэтому после получения услуги фашист хладнокровно стрелял в человека. Когда никто не выходил, тогда в комнату, в которой было много людей, эти озверелые подонки кидали гранаты. На тротуарах, проезжих частях лежали трупы, большинство из них были тела мужчин, но встречались женские и детские. Их было сотни. Никто их не убирал. Жители находились в паническом страхе. Ходили слухи, что вместе с евреями были расстреляны несколько украинских парней за то, что они шли по улице и разговаривали с евреями. Говорили также, что это неправда, а слухи распускают немцы, чтобы изолировать евреев от остального населения города. Как бы там не было на самом деле, но достоверно известно, что за общение с евреями каждого ожидал расстрел.

Сколько погибло евреев за дни погромов, сегодня трудно установить. Известно только то, что этот погром нагнал страх не только на евреев, но и на остальных горожан. Иллюзии про освободительную миссию немецкой армии развеялись благодаря акциям тех же немцев. Тут они просчитались. Люди поняли, что освободители так себя вести не имеют права. Так ведут себя только колонизаторы.» (стр. 63-64).

«… Для евреев создали гетто — часть города была отгорожена колючей проволокой, где собрали для проживания всех евреев города и прилежащих сёл. В гетто существовали неимоверно тяжёлые условия для жизни. Не было никакого продовольственного и медицинского обеспечения. Там из-за неимоверной скученности населения была антисанитария, возрастало количество инфекционных заболеваний, наблюдалась высокая смертность. В гетто был голод, господствовал неимоверный страх перед неминуемой смертью. Это была одна из составных частей плана Гитлера «решения еврейского вопроса». Вступать или передавать продукты или вещи в гетто жителям было строго запрещено. Из гетто евреи выходили только «под конвоем на работы в город».

Ужас и паника охватили тернопольчан осенью 1942 года, весной и летом 1943 года, когда немецкий Вермахт вместе с польскими и украинскими полицейскими проводили акции освобождения Тернополя от еврейского элемента.

Первую такую массовую акцию я видел в первых числах октября 1942 года, когда с улицы Медовой повернула на улицу Шептицкого колонна людей, которую сопровождали немецкие солдаты, вооружённые карабинами и автоматами. Оружие было готово для открытия огня. Колонна длиной более километра состояла из пожилых людей, женщин и детей. Женщин и детей было очень много, казалось, что мужчин в колонне нет. На углу Шептицкого и Оболони из колонны выбежали двое молодых людей в направлении Торговицы. Успели отбежать на двадцать-тридцать шагов, как прозвучали несколько выстрелов, - и парни с простреленными головами упали на землю. К ним подбежали полицейские и выстрелами из револьверов добивали свои жертвы. После этого они стали около мертвецов, закурили, громко о чём-то разговаривали и смеялись. Я не мог понять этого тогда, не понимаю и сегодня душевное состояние профессиональных убийств. Они смеются из-за нервного перенапряжения или от радости, что убили человека. Неужели человек в образе Божьем может быть просто свиньёй. В конце колонны двигались четыре грузовых подводы с десятком трупов на каждой. Когда подводы поравнялись с полицейскими, они остановили их и велели двум прихвостням, но уже из жидовской полиции, положить тела несчастных на подводу. Немец, сопровождавший колонну, стал кричать на полицейских, размахивал автоматом: «Проклятые свиньи! Вам ничего нельзя доверить. Всё испортите. Вы все дураки! Быстро, быстро двигайтесь, а то пристрелю всех!»
Колонна медленно двигалась в направлении села Петрики, где прошли через кирпичный завод, и там, в небольшом овраге всех расстреляли.

Такие акции по «решению еврейского вопроса», при активном содействии украинских и польских полицейских, в Тернополе немцы проводили пять или шесть раз. Последняя акция заканчивалась поиском и убийством на месте всех людей, которым удалось спрятаться от отправки в Петрики. Пьяные полицаи лазили по подвалам, чердакам, канализационным трубам в поиске каждого, кто уцелел. Никому не было пощады. С убитых срывали все ценности, набивали драгоценностями свои карманы. Неужели всё это видел Бог и не покарал бандитов? Если не покарал — значит, Бог не заботится о людях. Но я верю, если Бог не покарал преступников, то обязательно будут покараны их дети, внуки, правнуки. Пусть так будет! Дай Бог!» (стр. 65-66).

Эти несколько страниц текста из воспоминаний профессора Е. И. Блихаря - украинца, коренного тернопольчанина, очевидца - я советую ежедневно прочитывать составителям экспозиции Тернопольского областного краеведческого музея и их руководителям в Министерстве культуры и туризма Украины, в областной Раде. Возможно, когда-нибудь до их понимания дойдёт, какую бесчестность сотворили они, выбросив из истории города и области жизнь и трагическую судьбу многих десятков тысяч еврейского населения  Тернопольщины.

                ***

А теперь, в самом конце — кое-что о духе, витающем над Галицией.

Может кому-то сие покажется неправдоподобным, но я уже в самолёте на Киев украинской авиалинии начал говорить по-украински и продолжал это, не прерываясь, до выхода из самолёта той же авиалинии в Дюссельдорфе. Я разговаривал только по-украински и тогда, когда ко мне в Галиции обращались по-русски (и такое бывало).

Это я не к тому, чтобы лишний раз похвастаться знанием украинского языка, который до конца мною не забыт и в Украине день ото дня становился лучше. Нет, это я к тому, что в подавляющем большинстве случаев я собеседниками был принят за украинца, хотя и задающего необычные вопросы. Заметив некоторое недоумение на лице собеседника, я добавлял что-то типа «Это меня просили узнать. Там меня просили сделать пару фотографий.». И тому подобное.

ЕВРЕЕВ, КОТОРЫХ КОГДА-ТО РАСПОЗНАВАЛИ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА (с небольшой долей ошибок), ТЕПЕРЬ НИКТО НЕ УЗНАЁТ! Евреев нет — и особенности их лиц никому неведомы. Евреев в Галиции теперь знают так же «хорошо», как их знали в Сибири, Казахстане (прочих местах эвакуации) в начале 40-х годов прошлого столетия. Как там удивлялись, увидев, что у евреев нет рогов! Это - не анекдот, а - из рассказов моей матери и других возвратившихся из далёких мест по окончании войны винничан. Русская православная церковь долго вбивала в головы прихожан подобные страшные представления — и добилась в этом немалых результатов.

Что же — теперь? Среди «национальных» картин, выставляемых художниками в трускавецком парке для продажи, три четверти живописуют евреев, подсчитывающих золотые монеты. Значительно реже изображаются евреи-музыканты и евреи-ремесленники (сапожники, часовые мастера). На этом круг представлений украинских художников о евреях завершается. Так формируется образ еврея у нынешнего поколения: при обязательных посещениях музеев вместе с школьным классом — евреев тут не было, при прогулке в парке — вроде бы, несколько всё же было, но все они, за малым исключением — барыги (барышники).

Я интересовался, кто же эти невысокого качества исполнения картины покупает. Думал, что — редкие бывшие соотечественники из Израиля, встречающиеся в парке, у бювета с минеральными водами (на головах у мужчин — кипа). Объяснили, что я ошибаюсь: приезжие поляки. Будто бы существует у них примета: висит в твоей квартире картина с подобным изображением — будешь и ты богатым. Правда ли это — не знаю (я — не о приваливающем в дополнение к картине богатстве, я — о примете, о покупателях)…

Всё это — на фоне процветающего русофобства, не только не контролируемого, но и — как видно из происходящего — подогреваемого. Масса полублатных и блатных песенок типа «Шаланды полные кефали», «Мурка» и так далее раздаются из громкоговорителей киосков по продаже звукозаписей. Новые тексты этих песен — явно шовинистические. И никакие конфликты в Крыму и в Донбассе не могу служить оправданием для разнузданной пропаганды против всего русского, российского.
В случившемся кровавом противостоянии виноваты, как почти всегда, обе стороны.

Вспомним хотя бы, как патологически ненавидящая русский язык экс-депутатка Рады (бывшая коммунистка!!!) инициировала принятие руководством страны положений, ограничивающих применение на Украине русского языка, на котором разговаривало от трети до половины населения. Подумаем, не с этого ли по сути всё началось?

Что ещё? Нет, я не испугался, что по ошибке попал в Северную Корею, когда обнаружил, что из Украины мне до своей почты на mail.ru не дотянуться. Пёстро одетое и хорошо упитанное население, богатый выбор продуктов питания и тому подобное не дали мне впасть в галлюцинаторное состояние. Но всё же, всё же, всё же… Смешить мир такими выходками-запретами, которые при большом желании можно обойти — зачем?

И - самый отвратительный, на мой взгляд, пример. Уже несколько лет в переделанный на украинский лад песне Давида Тухманова «День победы» вместо слов Владимира Харитонова «Этот День победы порохом пропах…» поётся «Слава Украини та йи сынам… », и так далее.
На Украине не знают что ли об авторском праве? Знают, конечно. Возможно, нашли в нём лазейку или просто на него наплевали. Но покрываемая властями заманчивая идея выделиться на мелодии полюбившейся миллионам песне, «проголосыв» её на свой, не совсем чистый лад, а также - немало на этом заработать, преодолели все законные положения и совесть, если таковая у автора слов и исполнителя имела место быть. Кого славят там — дело украинцев, но заменять произвольно то, что остаётся праведным для миллионов жителей на территории бывшего СССР — святотатство. Песня «День победы» известна с 1975-го года. На «Майдане» в Киеве её четыре года тому назад осквернили. Как слышать Давиду Тухманову, ныне временами проживающему в Израиле, прославление в «самостийных» словах песни, к примеру, гайдамаков, которые в своё время буквально охотились на евреев, зверски убивая подряд всех их?

Украина, как и в советское время, полна лозунгов и заклинаний. Только заменены «Слава КПСС!», «Партия - наш рулевой!», «Вперёд к победе коммунизма!» на новые слоганы. И это тоже — дело самих украинцев.
Однако не следует забывать слова' мудрого Хаджи Насреддина: «Сколько не кричи «Халва!» - во рту слаще не станет.»
 
И путь в Европу, позволю себе заметить, лежит несколько в стороне…