Галичина в полубеспамятстве. Львов

Нил Крас
До Второй мировой войны во Львове проживала 361 тысяча человек, из которых более половины были поляками, 30% - евреями (полонизированными евреями, как подчёркивает немецкая ВикипедиЯ), около 15% - украинцами. То есть, евреев во Львове было около 100 000 человек. Деловая и культурная еврейская жизнь в городе процветали.

В 2001-м во всей Львовской области году было 5 400 евреев (0,2% от общего населения, против 0,4% - в 1989-м году). Во Львове евреев было в 2001-м году 1 900 человек (0,3% общего населения, против 1,6% - в 1989 г.). То есть, после провозглашения независимости Украины евреи продолжали покидать Львовскую область и её центр, что наблюдалось и ранее (особенно, в последнее десятилетие существования СССР).

Во Львове много музеев. Недаром в 1998-м году ансамбль исторического центра внесен в Список мирового наследства ЮНЕСКО. Я побывал в ряде львовских музеев, но тут речь об одном из филиалов Львовского исторического музея: отделе истории западноукраинских земель второй половины 19-го - первой половины 20-го ст. Этот отдел занимает третий этаж в старинном строении (Чорній кам'яниці — чёрном каменном здании). Всё было бы отлично, если бы — ни само здание, ни помещения этого отдела, расположенные на высоком третьем этаже, куда даже относительно здоровому человеку по закруглённой очень крутой деревянной лестнице со стёртыми ступенями подняться не легко. Для инвалидов — это Эверест. Лифта - «подвесной дороги» нет, как и на самую высокую гору планеты.
Есть лестничные переходы и из зала в зал, но они полегче. Конечно, не для инвалидов.

Однако экспозиция составлена продуманно, умело. Чувствуется высокая квалификация работников музея, их стремление не лгать, не избегать освещения даже советского (в том числе, послевоенного) периода, про который другие музеи либо вообще не упоминают, либо ограничиваются перечислением зверств советских властей в течение периода от сентября 1939-го до июля 1941-го года.

Еврейской темы составители экспозиции не чурались. Начиная от стенда, в котором указывается, что евреи вместе с украинцами воевали за независимость Украины после окончания Первой мировой войны. Был даже особый Жидовский курень (армейское подразделение) — см. коллаж (1).
Представлены материалы периода немецкой оккупации: распоряжения от 22-го июля 1941-го года о создании Юденрата (2), от 28-го февраля 1942-го года об ограничении быта евреев во Львове (3) и от 16-го июля 1942-го года об организации еврейского гетто (4), а также - информация об Яновском лагере смерти, в котором были убиты десятки тысяч евреев (5).

Есть во Львове и музей «Следами галицких евреев» в помещении Всеукраинского еврейского благотворительного фонда «Хесед - Арье» (6). Сами работники фонда называют его мини-музеем. В Фонде я побывал, но в музей не попал, так как дни моего пребывания во Львове не совпадали со днями его работы.

Посетил я Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцького» (см. коллаж к «Вступлению»: http://proza.ru/2017/09/10/1136). Музей существует с 2009-го года, но до сих пор там развёрнут только первый этап экспозиции, имеющий три сюжетные линии: история сооружения, тюремный быт и массовые расстрелы в конце июня 1941-го года. Раздела о немецкой оккупации ещё нет.
Кстати, музей создан Министерством внутренних дел Украины и находится на его балансе (вход в музей - бесплатный).

Музейное дело на Украине финансируется (об этом говорили мне во всех музеях) весьма скупо — и этим объясняется неважное состояние зданий, изношенность внутреннего оборудования, пр.