Галичина в полубеспамятстве. Трускавец

Нил Крас
Этот городок - впрочем, как и Дрогобыч, Борислав - я знаю с 1960-го года. Видел его почти таким же, каким он был в последние годы перед Второй мировой войной. Преобладающими строениями были виллы так называемого закопанского архитектурного стиля (http://www.myzakopane.pl/index.php/styl-zakopianski/), получившего своё название от типа застройки горнолыжного центра Закопане в польских Татрах.

Постепенно курорт расстраивался, а в конце прошлого и начале нынешнего столетия Трускавец, можно сказать, преобразился, хотя от былой архитектуры осталось немало следов (например, здание Музея города - курорта Трускавец, см. коллаж — 1), но они «потонули» в многочисленных высоких новостройках. Однако стремление привести в «товарный вид» - реставрировать сохранившееся, строить новое с намёком на закопанский стиль - заметно. В целом, Трускавец сохранил своё особое «лицо» и обаяние.

В Трускавце, по данным переписи 1959-го года, было евреев 3,5 % от общего населения (8 500 человек), то есть, где-то около 300 человек. Более ранних данных о еврейском населении города я не обнаружил; в несколько более позднее время (с 80-х годов) евреи постепенно покидают Трускавец  (СССР, Украину). Сейчас их в увеличившемся по числу жителей примерно в три раза городе практически нет.

Единственные следы еврейской жизни города, которая, несомненно, существовала (Дрогобыч и Борислав, где было немало евреев, расположены в отдалении менее 10 км от Трускавца), обнаруживаются в местном музее дважды.
Во-первых, - в представленном там списке врачей курорта (2). Нельзя, разумеется, только по именам - фамилиям, например, Samuel Edelman или Artur Wiesenberg, утверждать, что эти врачи были евреями: местность-то входила ранее в состав Австро - Венгрии. Однако предполагать сие допустимо.
Во-вторых, - на стенде фотографий отдыхающих на курорте в 30-е годы прошлого столетия. На одной из них — два хасидских еврея (3).

О еврейском кладбище в Трускавце никто и не слышал (скорее всего, думаю, хоронили евреев на большом кладбище в Дрогобыче).
Также работники музея ничего не знают ни о каких убийствах евреев Трускавца во время немецкой оккупации города. На мой вопрос о том, куда же подевались евреи, было отвечено: «Выехали».
 
Вообще, судя по представленным в музее материалам, во время оккупации в Трускавце снова, как и когда-то в Польше (в течение менее двух лет перед Второй мировой войной город входил в состав СССР), жизнь вновь стала спокойной, безмятежной, мирной, одним словом — идиллической. Порядок устанавливали, правда, уже немцы, но курорт функционировал без перебоев.
 
Вот и всё. И можно понять, что создателей экспозиции музея копия Приказа № 0078/42 от 22-го июня 1944 г. (4) интересовала несравненно больше, чем воспоминания о проживавших до оккупации Трускавца немцами евреях.

[Все фотографии я снимал телефоном — и те, что сделаны на открытом пространстве по качеству, во всяком случае, не хуже текста моей статьи. В помещениях всех без исключения музеев было темновато; стёкла, за которыми находились экспонаты, отражали напротив расположенные окна, стоя'щего перед ними фотографа, пр. И, соответственно, фотографии получились размытыми. Обратите внимание, что это, как правило, фотографии, которые, как подтверждение того или иного не являются полностью доказательными. Поэтому я их не переснял для получения лучшего качества фотоаппаратом.]

Теперь вам ясно, почему так получилось и с этим Приказом, который в российской  ВикипедиИ (см. «Приказ о депортации украинцев в 1944 году») и в украинской ВікіпедіЇ (см. “Таємний наказ про депортацію українців”) трактуется совершенно по-иному. В Музее, разумеется, ничего о наличии сомнений в аутентичности текста, пр. не сказано: просто дана ссылка на архивный фонд, что перепроверить не так просто.

Повторяю: для сего Приказа (тут не место разбирать, фальшивка это или - нет) нашлось место, для упоминания об уничтоженных евреях Трускавца (отсюда евреев увозили в лагеря смерти на территории Польши) - не нашлось и строчки.