Галичина в полубеспамятстве. Борислав

Нил Крас
И историко-краеведческий музей Борислава располагается в старинном здании, которому ровно одна сотня лет. В музее идёт ремонт: здание весьма обветшалое.

Мне повезло: меня провёл по музею его руководитель - Андрій Миколайович Спас - человек, любящий свой край, болеющий за своё дело, страстный почитатель Степана (Стефана) Михайловича Ковалива (1848 - 1920) — писателя, педагога, просветителя, автора школьных учебников, директора школы (на протяжении более 40 лет!) в Бориславе (см. коллаж — 1, 2).

К сожалению, имя С. М. Ковалива не очень известно, а эта личность заслуживает намного большего внимания и изучения. Он описал во всех подробностях бориславскую жизнь его времени. Он существенно повысил образовательный уровень населения города. В руководимой им школе в три смены училось одновременно до 2 500 детей! С. Ковалив по-новому организовал учебный процесс, привлёк в школу лучших учителей.
И вот, увлечённо рассказывая о Стефане Коваливе, Андрей Михайлович отметил, что для директора школы не было важно, какой национальности, какого исповедования был учитель: главное — качество преподавания, любовь к ученикам. Поэтому и работали в школе учителями не только украинцы, но и поляки, евреи.

На стенде, у которого мы остановились, сло'ва «евреи» не было, на зато были фотографии учителей женской школы с именами и фамилиями, которые их «выдавали». Розенблят Сузанна, Шнайзер Сабіна, Бразілітен Сара, Курхмеркер Хана (1,2) — тут сомнений быть не могло.

Как мне сообщил Андрей Николаевич, старое еврейское кладбище намеревались полностью застроить. Но — не удалось из-за протестов (кого? - не знаю). На месте кладбища разместили рынок с павильонами из лёгких конструкций, а ближе к улице оставили небольшой участок земли, на котором установили, можно сказать, памятник кладбищу (3). На чёрной мраморной плите выбито на иврите, украинском и английском языках «На этом месте находилось еврейское кладбище. Вечная им память.»  На цоколе, по еврейской традиции - не цветы, а - камешки. Рядом, внутри ограждённого металлическими цепями отрезочка газона, лежат три осколка от разрушенных трёх памятников (4, 4а) - последние вещественные доказательство когда-то бурной еврейской жизни в тогдашнем нефтяном центре Европы.
Рынок подпирает мемориальный памятник с газоном (5) — и если бы не крупные деревья, окружающие памятник (на снимке видна, из-за тени и тёмного цвета памятника, только его ограда), то кто знает, как долго мог бы он противостоять напористому рынку.

Нет уже давно никакой еврейской жизни, никакого центра Европы.
Даже память о той жизни почти стерлась.
О когда-то европейском центре напоминает в Бориславе Музей нефтяной и газовой промышленности.
А знаков нахождения места бывшего еврейского кладбища на картах не сыскать…