Галичина в полубеспамятстве. Дрогобыч

Нил Крас
Дрогобыч сражения в войну обошли — поэтому различные отделы краеведческого музея «Дрогобыччина»  расположены в весьма импозантных старинных зданиях, которым, конечно, не помешали бы ни капитальный ремонт, ни реставрационные работы.

Осмотрел исторический отдел. Повторение тернопольского варианта: в городе, с без малого половиной еврейского населения в течение длительного периода, об этом населении ни в одной экспозиции не упоминается!

А евреи массово начали селиться в Дрогобыче ещё в 17-м веке.
«Евреи были первыми организаторами добычи и переработки нефти, торговля которой также сосредоточилась главным образом в их руках. В 1880 г. около трех тысяч евреев работали на предприятиях нефтяной промышленности. ... В 1880 г. еврейское население Дрогобыча составляло 9181 человек (свыше 50% жителей)» - цитата из ЭЕЭ.

В 1939 г. в Дрогобыче проживало 17 тысяч евреев (по другим данным, 13 500). Русскоязычная ВикипедиЯ сообщает следующее: в 1939 году население города составляло 34 600 человек, из них 39,9 % — евреи, 33,2 % — поляки и 26,3 % — украинцы. Украинская ВікіпедіЯ даёт эти же цифры. В ней же есть большой раздел о судьбе евреев Дрогобыча в годы немецкой оккупации города. Упоминается о еврее Бруно Шульце (1892 - 1942, родился и погиб в Дрогобыче) — художнике и писателе, творившем на польском и немецком языках. В украинской и других выпусках ВикипедиИ имеются большие статьи о Бруно Шульце — писателе-авангардисте мирового уровня. В Дрогобыче на доме, где проживал Бруно Шульц — мемориальная доска. Только вот музей «Дрогобыччина» решил «отличиться».

Я был потрясён, потому что входил в музей полон надежд.
Дело в том, что водитель, доставивший меня в город (он возил меня позже и на еврейское кладбище), на вопрос о кладбище ответил, что знает, где оно: «жидовський цвинтар усі знають». (Потом я понял — почему это.) От водителя я также узнал, что идёт реставрация синагоги.

Из машины я вышел, не доехав до музея. Чтобы посмотреть улицу Ивана Франка с памятником ему, университетом его имени, гимназией, где он учился.
И, не доходя до музея, на доме №7 по этой улице увидел по внешности довольно «свежую» мемориальную доску с надписями на английском, польском, украинском языках и на иврите (см. коллаж - 1).  Сказано там следующее:
«В этом доме во время немецкой оккупации (1941-1944) проживал руководитель экономического отдела района Дрогобыча Эберхард Хельмрих. Он и его жена Доната спасли жизнь сотням евреев Дрогобыча и околиц.»

Из ВикипедиИ: « … управляющий сельскохозяйственными работами майор Эберхард Хельмрих и его жена Доната спасли, по разным оценкам, от семидесяти до двухсот еврейских женщин: Эберхард выписывал им фальшивые документы и отправлял их в Берлин, где Доната распределяла их на работы в семьи. Эберхард и Доната Хельмрих причислены к праведникам мира.»

Не удивительно, что в музее я спросил: «Как же так? Если многих спас, то значит было ещё больше — где о них в историческом отделе музея хотя бы одно слово?» В ответ — молчаливое разведение рук в сторону…

(В интернете я обнаружил обстоятельную статью Тараса Возняка об евреях Дрогобыча — http://www.ji.lviv.ua/n71texts/Drohobych_i_evrei.htm.) О ней — в «Заключении».

                ***

А знают о старом еврейском кладбище потому, что одна из его высоких кирпичных стен-ограждений выходит на довольно приличном расстоянии на дорогу из Дрогобыча по направлению села Рыхтичи. И не заметить эту кладбищенскую стену никак нельзя (2).

Кладбище имеет красивые металлические ворота (3,4), которые, как мне пояснили, постоянно закрыты. Но тут же подсказали, что в одном месте стена частично обвалилась (5). Обойдя вокруг прилегающих домов, я вышел к этому месту, перелез через уже невысокую стену — и очутился на территории кладбища. Заросшего — дальше некуда (6). Центральная дорожка просматривается с трудом (7). Но — никакого, абсолютно никакого мусора. Самое «молодое» захоронение, которое я обнаружил — 1972-го года.

Если посмотреть на снимок территории кладбища, сделанный со спутника, то можно увидеть, что размеры этого кладбища мало уступают расположенному неподалеку нынешнему городскому кладбищу. А ведь тогда городского населения было намного меньше. Можно предполагать, что кладбище очень старое, и к тому же земля под захоронения была приобретена еврейской общиной «на виріст». Да и хоронили там не только дрогобыческих евреев, но и — из округи. Кто мог ведать о том, что грянет Холокост?
На картах нигде обозначения кладбища, несмотря на его немалые размеры, нет.