Галичина в полубеспамятстве. Тернополь

Нил Крас
http://proza.ru/2017/09/10/1136

Областной краеведческий музей расположен в большом, специально выстроенном под него в советское время здании (см. коллаж - 1).
Музей, к сожалению и стыду, полностью следует украинской ВікіпедіЇ (статья о Тернополе): евреев в городе как будто совсем и не было. Никогда! В русскоязычной ВикипедиИ, замечу — совсем другое дело.

По другому говоря, ни в одной из экспозиций не упоминается об еврейской жизни.
Правда, в мизерном (если сопоставить со значимостью 1941-1944 г. г. для населения города) отделе периода немецкой оккупации хоть что-то да сказано, но сло'ва «еврей» создателям этой и всех прочих экспозиций и тут удалось избежать (за исключением единственного упоминания в таблице национального состава Украины 1921-го года).
То, что сказано об оккупации, видно на фотографии (2). Привожу перевод на русский язык:

«За период оккупации немецкими захватчиками на территории области было уничтожено 258 040 местных жителей.
Местами наиболее массовых убийств были Петриковский и Яновский леса около Тернополя.
Военный тир в Кременце.
Двор тюрьмы и кладбище в Черткове.
На принудительные работы в Германию из Тернопольщины отправлено 164 046 юношей и девушек.
Гитлеровцы уничтожили 200 сёл, разрушили 21 167 жилых зданий, 38 больниц 565 школ, 3 музея.»

Перевод, уверяю вас, абсолютно точен, включая не только содержание, но и способ подачи материала, отсутствие знаков препинания. И - наличие мысленного ПРЕПИНАНИЯ (препятствования) перед написанием слова «ЕВРЕЙ», хотя совершенно понятно, что в пригородных лесах Тернополя, в Кременце и Черткове состоялись массовые убийства именно еврейского населения!

[Рядом (видно частично на этой же фотографии) — большой стенд о «Дивизии Галичина», чего я, как и игнорирования наличия и истребления еврейского населения Тернопольщины, коснусь ещё раз ниже.]

Считаю эти экспозиции музея ПОЗОРОМ!
Позволять выпускать музыкальные диски с песнями содержания типа «комуняки до гиляки» (коммунистов к виселице) и повторять то, чем, в частности, «отличилась» коммунистическая диктатура в послевоенное время — не делает чести создателям этой экспозиции и нынешним руководителям культуры Тернополя и области.

Нет никакого упоминания о единственном Нобелевском лауреате (1966) Тернопольщины - писателе Шмуэле Йосефе Агноне (Чачкисе): родился в 1887 г. в Бучаче — умер в 1970 г. в Иерусалиме. Словно Нобелевских лауреатов, кроме бучачского, на Тернопольщине — пруд пруди. Кстати, как указывается в украинской ВікіпедіЇ, в Бучаче «Гітлерівці знищили близько 7500 жителів міста і району, переважно євреїв.» (Евреи составляли перед Второй мировой войной половину всего населения городка). В живых осталось только около 50 евреев.

Шмуэль Йосеф Агнон покинул Бучач в 1906-м году, перебравшись во Львов. Оттуда в следующем году он отправился в Палестину. В Бучаче в последний раз побывал в 1930-м году.

                ***

Написать, что старое еврейское кладбище в Тернополе, которое находится напротив (на другой стороне улицы) огромного действующего общегородского кладбища, благоустроено — нельзя. Но всё же сравнения с состоянием старого еврейского кладбища в Виннице — никакого.
Главное, кладбище огорожено узорчатым (еврейского мотива) чугунным забором (3, 4 - правая и нижняя часть снимка). Вдоль и поперёк через кладбище никто пешеходных дорожек (не говоря уже о дорогах для транспорта) не прокладывал. Хлама на кладбище немало, но — никакой свалки мусора. Нет там построенных на костях помещений детского садика, и т. п. Много упавших памятников (5, 6, 7): от времени или от вандализма — не скажешь точно. Некоторые из них уже почти полностью заросли.
Большое пространство, внешне свободное от памятников (возможно, они упали и закрыты растениями?), тоже отнесено к кладбищу. То есть, огорожена территория, во многом превосходящая участок, на котором видны памятники (3 - прямо и слева от ворот, 4 - левая половина снимка).

На одной из частей такой свободной территории ведутся раскопки — и на небольшой глубине видны совсем старые памятники (8). Что это? Возможно, кладбище было, из-за недостатка территории, «многоэтажным». Как, например, известное старое еврейское кладбище в Праге, где захоронения производились слоями.

[В 1905 г. евреи составляли 44% населения Тернополя. Перед Второй мировой войной евреев в городе было 18 000, всего населения — 37 500. (Правда, есть и другие данные, которые я приведу в «Заключении».) А землю под кладбища евреям давали везде весьма ограниченно и далеко за городом. Посмотрите, как плотно один к другому расположены надгробия.]

О пражском кладбище так много написано и столько сложено легенд! Не исключено, что и тернопольское удивит чем-то исключительным.
А пока старое еврейское кладбище Тернополя не обозначено ни на одной из карт города.

После войны еврейская жизнь в Тернополе и области едва теплилась. Не удивительно: советская власть этому не способствовала, да и евреев во всей области, согласно Электронной еврейской энциклопедии (ЭЕЭ), в 1970 году было всего около 5 000 человек (0,4% общего населения; это - против 48 % перед войной: уменьшение - в 120 раз!).

Согласно данным интернета, в настоящее время в Тернополе имеется еврейская община. Обнаружил её на странице об Еврейских общинах Украины. Но из каких-то соображений там не сообщались ни адрес общины, ни номер телефона. Имелась только возможность контакта с общиной через интернет. По приложенной форме задал им 20.08.17 вопрос об исчезнувшем еврейском кладбище (я его помню ещё по 70-м годам прошлого столетия, сейчас там дома'), о раскопках на оставшемся кладбище. Никакого ответа не получил.