Галичина в полубеспамятстве. Вступление

Нил Крас
[«Полубеспамятство» здесь – в смысле полузабвения, причём - длительного, сознательного относительно чего-либо. Когда вроде бы предпоследнюю память отшибло…]

Галиция (укр. - Галичина) — это историческое название территории, значительную часть которой составляли земли нынешних Львовской, Ивано-Франковской (прежде - Станиславской) и юга Тернопольской областей Украины.
Примерно с середины 14-го века эти земли находились в составе королевства Польского, с конца 18-го века - во владении Австрийской империи. Потом  Галиция кромсалась больши'ми государствами, включая Австро-Венгерскую империю, Польшу, царскую Россию, СССР, пока она не стала (за исключением Перемышльской земли Польши) основной частью Западной Украины, входящей с 1991-го года в состав унитарного государства Украина.

Перед Второй мировой войной так называемые польские евреи составляли более трети (в 1921-м году - 37%) населения Восточной Галиции (от реки Сян, притока Вислы на западе до реки Збруч, притока Днестра на востоке). По другим данным, евреев в Восточной Галиции было «только» 14%.

Вот я и захотел посмотреть, как отражена в экспозициях краеведческих музеев Восточной Галиции жизнь этой трети (седьмой части) населения, занимавшей (по любым данным) третье место - после украинцев и поляков - среди всех национальностей, а также увидеть, что' осталось от старых еврейских кладбищ.

Я не пишу обстоятельно здесь и далее о трагической судьбе евреев Восточной Галиции во время Второй мировой войны (при, увы, участии местного населения, причём - ещё до приказов немецких оккупантов). Я ограничиваюсь только констатацией фактов о памяти (или отсутствии таковой) у современного руководства городов Восточной Галиции.

С этой целью я посетил краеведческие музеи ряда городов, там же — еврейские кладбища (исключая - во Львове, ибо там старое еврейское кладбище — единственное в Галиции, действующее до сего времени).
Во время посещения музеев я был в них (Тернополь, Дрогобыч, Борислав, Трускавец) единственным посетителем. (Лишь во львовских музеях не был я у стендов одинок.) Так что я имел полную возможность не только посмотреть, но и спросить кое о чём сотрудников музеев. Чем и не раз воспользовался.

Музеи, кроме львовских, представляется, посещаются плохо, хотя входная цена весьма доступна: 9 (Музей И. Франка во Львове, для пенсионеров) - 10 (Борислав) - 25 (Трускавец) украинских гривен (один евро - примерно 30 гривен).

О посещениях населением еврейских кладбищ — и говорить не приходится: евреев (не только в сравнении с периодом до Второй мировой войны, но и - послевоенным советским периодом) в Восточной Галиции практически нет (опять же, за исключением Львова).

Помещения музеев поддерживаются в более-менее приличном состоянии. О приведении кладбищ в подобающий вид, вероятно, заботиться некому. Да и для кого? Для редчайших посетителей типа меня? Конечно, мусора там не должно бы быть, но зарастание для еврейских кладбищ — нормальный процесс. Лишь бы никто не тревожил покой усопших.
А без этого не обошлось. И приходилось не раз вопрошать вместе с Евгением Абрамовичем Баратынским (1800 - 1844): «Усопший брат, кто сон твой возмутил? кто пренебрёг святынею могильной?» (1824).

P. S.
Проза.ру не даёт возможности публикации к каждой статье более одной, обычного размера фотографии (одного коллажа). Лишь поэтому я растянул повествование на несколько статей, первая из которых (вот эта) значится в общем перечне моих публикаций, а остальные представлены в СБОРНИКЕ (см. нижнюю часть оглавления) под тем же основным названием: http://www.proza.ru/avtor/leonil&book=8#8.