ХХ Отзывы на творения Олеси Николаевой Безмолвие

Федоров Мистик
 Отзывы на творения Олеси Николаевой

19/06-17

СЛОВО И БЕЗМОЛВИЕ

“Паче всех человек окаянен есмь” и вся заполонена сорняками слов, пустоцветом житейской речи и, если полынью, то непременно “горькой”.
“Невольник чести” и “вечности заложник” в плену у времени гремит кандалами причинно-следственных связей, ищет и не находит своего Подлежащего, роется в шелухе сказуемых и рядится в обноски ямбов, дактилей и хореев – явно с чужого плеча. И если не ощупывает брезгливо на себе этот second-hand, то с вызовом щеголяет в нем, заявляя, что поэзия теперь ТАКАЯ и ТАКОВА.
В мире, где Глагол потерял власть, а Слово утратило плоть, где жизнь разошлась с судьбой, а реальность покинула смысл, поэту остается только ИГРА. То есть, как бы всерьез, но все – не “всамделешнее” и понарошку. Нечто, вроде школьного упражнения: выучите правило, выделенное жирным шрифтом. Поставьте слова в нужном падеже. Раскройте скобки. См. примечания, напечатанные курсивом: исключение составляет то-то и то-то.
Выучившись, в конце концов, это можно возненавидеть.
Ибо – если дом, то скорее всего – на слом.
И если окно, то темно. И если вино, то давно. И если дорога, то Бога. И если тебя, то губя. А если меня, то огня.
Парный конферанс! Буриме. “Соловей российский – славный птах”: беспредел и тупик – в сущности, одно и то же. Наверное, существует особый вид адских мучений – сугубо для стихотворцев: все уродливое и мертворожденное требует к ответу своего автора.
Чур меня, чур!
Лучше совсем замолчать. Лучше безмолвно пройти мимо вытоптанных словесных пастбищ, по которым гоняют свой нехитрый мяч футболисты из местных. Миновать без единого слова расхожие уличные повороты, молча пересечь базарную площадь, мешающую языки и наречья... О, эти общие места, как бы невинно подталкивающие к диалогу! Зачины, неизменно диктующие свою концовку. Риторические фигуры, не выпускающие из своих железных объятий! Наконец, машинальные обороты речи, словесные штампы, образующие привычный ландшафт и лгущие сердцу, что ему это – впору!..
Самое страшное искушенье – поверить, что за ними больше ничего нет, что они-то и есть последняя, окончательная реальность. Плен времени располагает к тому, чтобы поэт постепенно забыл, чей он заложник.
Лучше совсем замолчать, чем забыть, заболтавшись. Лучше впустить в себя такое большое безмолвие, что оно может вместить Слово. Отмолчаться на глубинах души, над которыми, как огромные волны, проходят валы чужой – и прямой, и косвенной, и несобственной речи и откуда житейская рябь кажется серебристою чешуею. Отлежаться на самом дне, пока наверху – бури, баталии, перебранки. Вырастить в себе такое большое безмолвие, что самому умалиться, его лелея. Самому потесниться, его вмещая. Самому истончиться, его утучняя. Самому попригаснуть, чтобы свет его виден был отовсюду.
Вот, я принимаю у себя прекрасного гостя: дам ему место, сама же лягу на половике у порога – гость же пусть занимает все ложе.
Сегодня он заснет как Безмолвие – завтра проснется как Слово.
Приготовлю ему наилучшей снеди – пусть кормится вволю. Я же могу пробавляться черствой коркою с чечевицей.
Сегодня он заснет как Безмолвие – завтра проснется как Слово.
Запасу для него вина – все разолью по кувшинам. Пусть мой гость чувствует себя превосходно, располагается весьма вольготно.
Нынче он заснет как Безмолвие – завтра проснется как Слово.
Главное, чтоб ничего ему не мешало.
Одену его в лучшие одеянья – в чистый пурпур, в виссон с шелком. Сама же пребуду в наипростейшем платье. Пусть он красуется и чувствует себя здесь дома.
Сегодня он заснет как Безмолвие – завтра проснется как Слово.
Главное, чтоб ничего ему не мешало.
Никакая склока и никакая поза.
И никакое поветрие, и никакая сухость.
Ни обида, выясняющая отношенья.
Ни тщеславья тонкое интриганство.
Ни искусное шарлатанство лести.
Ни унылое высокомерье гордыни.
Ни зеркальный комплекс Нарцисса.
Ни идолопоклонское чарованье.
Ни житейская суета. Ни зависть с татьбою.
Ни дремучее косноязычье.
Ни сервильная легкость речи.
Ни невежество. Ни всезнайство.
Ни Сальери. Ни даже сам Моцарт.
Ни проповеднический учительский искус.
Ни реформаторский мессианский пафос.
Никакой вождь. Никакой демос.
Главное, чтоб ничего ему не мешало.
Сегодня он заснет как Безмолвие – завтра проснется как Слово.
И освободит пленника времени.
И отпустит невольника на свободу.
***

С.Ф.

Вы прямо как Иоанн Предтеча СЛОВА! Я лишний раз убеждаюсь, что Вас канонизируют.  ''Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме''
Очень красноречиво написано о безмолвии.
Народ, Ваши поклонники может побежать в пустыню за безмолвием.

Но вообще-то митрополит Антоний Блюм продемонстрировал, что такое безмолвие. Попросив помолчать перед встречей. И вот пятьсот человек встали и стали ''творить безмолвие'' Вдруг раскрылась колоссальная энергия Божия. Редкие моменты жизни, когда человек не выдерживает присутствия Божия и просит - Выйди от меня, Господи!
***

26/06-17

ВХОДЫ И ВЫХОДЫ

Здесь входим (первое фото), там - выходим (второе фото).
А посерединке сидим работаем!
***

С.Ф.

Если гипотетически предположить, что вдруг Вы попадете в Ад ( хотя бы на экскурсию, или нас проведать), то Ваши адские муки будут заключаться в отдыхе.

Олеся
Ну уж нет! Плавать я очень люблю! А тут - спустишься с крыльца и - плыви!

С.Ф.

Разве святые жёны плавают?

Любовь Прусакова
и летают!

С.Ф.
Летают не святые жёны, а Булгаковские.

За Олесей такого не наблюдалось, разве что за ее тёзкой.

***
Илона Назарова
И по водам ходят.

С.Ф.
Ну, конечно, святые жёны ходят по водам! А грешники как крокодилы на веревочках, плавают.

Илона Назарова
Олеся, как это замечательно, я давно мечтала о том, как было бы здорово экранизировать что-нибудь из ваших творений.
А какой, если не секрет, сценарий? К спектаклю или к фильму?
И кто будет ставить, создавать?

Олеся

Сериал по мотивам рассказов и повестей. Но можно сделать и несколько пьес из этого.

С.Ф.
А играть будут сами герои? Те, о ком эти рассказы? Хотя, многие из них в мире ином. Тот же Августин.

Олеся

Нет, я решила духовенство оставить в покое: все рассказы и повести про мирских людей.

С.Ф.
А Вас там не будет? Хотя Вы тоже наполовину, или  половина духовенства.

Олеся
Нет уж! Без меня...

С.Ф.

А я не окажусь в Ваших записках, или Михаил Андреевич? Я вошёл во вкус, даже некоторое литературное сластолюбие. Герой живёт своей жизнью, как Нос Гоголя. Интересно. Если какие-то события, к которым я имел некоторое отношение под Вашим пером обретут жизнь, я буду счастлив. Значит я не напрасно жил!

Олеся

Сергей Федоров-Мистик  А как Вам кажется, кто бы из актеров мог сыграть героя, издалека напоминающего Вас?

С.Ф.
!!!
Меня застали врасплох. Не очень представляю, поскольку мало знаю актёров. Я мог бы сам себя сыграть. Потому что знаю материал, и есть артистические способности.
***

На даче под Кинешмой  с четырьмя детьми и Мариной мы для себя устраивали представления на заданную тему. Я предложил детям сыграть меня. О, какие шедевры пошли! Как много я о себе узнал!
Но когда была предложена тема Бабы Яги, сама Марина сыграла ее так, что екнуло и похолодело в душе.
Почему-то и эта дача, деревенский дом, тоже сгорела. Слава Богу в моё отсутствие.
Совпадения, но дома, в которых я живу, потом горят. Три пожара, считая Крюковский.
***

Если бы не некоторая жесткость и ''квадратность'', угловатость, то Безруков.
Но при своей успешности, способен ли он играть рефлексирующие особи, с тайной манией величия, ''завалявшихся гениев''? Действительно, как Вы написали ''героя Достоевского''
***

И все эти комплексы героя врачуются белезнью по Промыслу Божию. Болезнь же приводит героя к Богу, но комплексы остаются и иногда прорываются. И получается почти ежедневная борьба с самим с собой. И только помощь Божия, обращенность к Богу позволяют герою, иногда вопреки себе, не погибнуть.

Олеся

Да я шучу! Но в очередной раз поражена обилием Ваших талантов, на сей раз - артистических!

С.Ф.
А Вы возьмите и напишите, как Шарль Перро написал ''Красную шапочку'' , левой ногой, для детей. И никто теперь не знает его академических трактатов, королевского чиновника очень высокого ранга. Но весь мир знает ''Красную шапочку''

Екатерина Талиева

Olesia Nikolaeva Золотусский....))))

Олеся

Удивительно, как картинки с входом и выходом к морю греческого домика, где я живу, вызвала к жизни споры о судьбах наций и государств!

С.Ф.
Это потому что Вы там живете.
***
Божество, а Вы где? Вы с Олимпийцами, или уже в Москве?

Олеся

Уже в Москве. Читаю работы, присланные на творческий конкурс.

С.Ф.
А тема? И это молодёжный конкурс?

А я в эти ненастные дни читал запоем Вашу книгу ''Господи, что с нами будет?" Половина были знакомые рассказы, но сам рассказ о голосе Татьяны Снегиревой произвёл очень сильное впечатление, хотя, казалось, такой небольшой. Интересно было читать о знакомых - ''Возмездие''. Промыслительно лил дождь три дня, и сломался телевизор на даче. Некуда было деваться, только читать Вашу книгу.

Олеся
Это творческий конкурс в Литературном институте.

С.Ф.

Вы относитесь к читателю как к члену Вашей семьи. Живёшь ее событиями. И в конце- концов после такой доверительности чувствуешь себя ''вашим'' человеком. Каким-то образом приключения Вашей жизни, становятся жизнью читателя. Словно Вы и читатель - сиамские близнецы. И все кажется мало!
***

18/07-17
98. КОРОТКИЕ СТИХИ

Вдруг поняла, что соскучилась по своим старым стихам – совсем коротеньким, в две-три строфы… В журнальных публикациях и в книгах они были оттерты куда-то на задворки другими – куда более эффектными, полными энергии и напора, со своими жестами и мимикой, с интонационном рисунком, требующим голосовых модуляций… Я и не читала их никогда на поэтических вечерах. А сегодня они вдруг объявились и зазвучали откуда-то из глубины души…
Вот я и решила их достать из-под спуда, стряхнуть пыль и выложить небольшими порциями на всеобщее обозрение.

Х     Х     Х

Текст твердя молодой и кондовый,
подбоченясь, с улыбкой стальной,
я хочу быть богатой-здоровой,
а не бедной-усталой-больной!

Моря! солнца! цветов! винограда!..
И услышала я с высоты:
– Все, что просишь, Я дам тебе, чадо,
но без этого ближе Мне ты!

В  ДЕТСКОЙ

Мальчик, усни…
Это – комната детская.
Это не ты – искушенный и опытный:
рядом облезлая кукла немецкая –
слушатель и утешитель безропотный.

Не для того ль ты, дурной, заблудившийся,
рыскал и плакал ночами ненастными,
чтобы проснуться от жизни приснившейся
в комнате утренней с окнами ясными?
***

С.Ф.

"Не для того ль ты, дурной, заблудившийся,
рыскал и плакал ночами ненастными,
чтобы проснуться от жизни приснившейся
в комнате утренней с окнами ясными?"

Пророческие сновидения в детстве. Откуда-то душа ребёнка знает, что ее ожидает в будущей жизни.

''рядом облезлая кукла немецкая –
слушатель и утешитель безропотный.''

Опять кино, кадр крупным планом, тишина. Взгляд героя на куклу, кукла выразительно молча смотрит на него. Что-то знает о нем.
Когда же будет написан сценарий? Не получается ли, что Вы грань своего таланта держите в тени? Маяковский снялся в фильме о себе. Неужели ни разу не предпринимали попытки с какой-нибудь женщиной режиссером  снять совместный фильм? А что Вам Трауберг завещал? Даже рассказ о нем это короткометражка! Смотрите, вдруг Вам на Страшном Суде предьявят счёт почему Вы не режиссёр. Не принесли прибыли на талант, вложенный в Вас?
***

19/07-17

Когда-то, году, наверное, в 1989-ом мы хотели с художницей Татьяной Назаренко выпустить книгу, в которой бы ее картины чередовались моими стихами, и наоборот: настолько они были близки стилистически, что ничего и не надо было писать специально, просто – соединить. Но все уперлось в поиски денег для этого издания. А поиски денег – это самое последнее дело, которым мне стоило бы заниматься… Поэтому проект этот так и остался лишь в воображении.
Но сегодня, перебирая художественные альбомы на полке и протирая их от пыли, я нашла тот, который мне подарила Таня. И вспомнила то давнее теперь уже время (80-е годы), когда у меня в стихи вдруг неожиданно для меня же самой набежало так много персонажей с именами, и это было тогда в новинку, в диковинку и выглядело как юродство. А потом я встретилась с ними на картинах Татьяны Назаренко и сразу признала как своих…
Но теперь мне ближе моя любимая художница Елена Черкасова, и я очень надеюсь, что в ближайшее время выйдет моя новая книга стихов с обложкой, на которой ее картина «Чудесная ловля рыб».

ПОДРУГИ

Вот Соня.
Она вечно торопится к больной маме,
даёт советы многодетным подругам, хлопая дверью,
режет им правду-матку в лицо со словами:
– Такой уж я человек – не люблю лицемерья!

Вот Вика.
Она всегда одета со вкусом – и на работе и дома.
Она хочет выйти замуж за иностранца и жить счастливо
и, поглядывая на своё отраженье в кухонной двери,
произносит весомо:
– В жизни всё должно быть красиво!

Вот Надя.
Она тушит сигарету в чашке с недопитым чаем,
не разлучается с телефоном,
низким голосом под гитару по вечерам напевает
и каждую фразу произносит ироничным тоном,
например:
– По-всякому в жизни бывает!

...И я, знающая их много лет, оглядываюсь, когда же,
с какого момента всё лопнуло вдруг по швам,
и начались эти утомительные сюжеты,
эти унылые пейзажи,
эти портреты, уставившиеся в одну точку,
это цеплянье к словам?..

Так когда же выпали скрепки
ученических тетрадок в линейку
и рассыпались цветные коробочки,
сработанные пальцами в заусенцах, в клею,
и кто это переманил добродушную судьбу-богатейку –
с белым нагрудником,
к которому она прикалывала жизнь мою?

Так когда же вылетят, наконец, бабочки из гусениц,
посаженных в лейку,
и поднимутся посеянные некогда ноготки оранжевые,
повернутые на восход,
и зажгутся все звезды сосчитанные,
все яблоки, упавшие под скамейку, –
все эти монеты крупные,
так пока и не пущенные нами в ход?
1989

Картина Татьяны Назаренко «Татьянин день»
***

С.Ф.

Но картины Татьяны Назаренко ''Игра в людей'' безнадежны по взгляду на людей. Вы же видите Образ Божий в людях, хотя может быть и поврежденный грехом. У Вас больше жизни и жизненности. Может быть и хорошо, что Ваши стихи оказались не связанными с картинами Назаренко. В них нет будущего, и даже иронии над собой. А у Вас как у автора есть, и Вы о нем прекрасно знаете, даже изображая печальные ситуации в этой временной жизни.

Олеся

Нет, у Тани есть самоирония! Она очень часто рисует и себя саму на своих картинах - рядом с другими людьми. Сама она - очаровательная, а изображает себя такой смешной уродицей, которая куда-то мечтательно стремится...

***

20/07-17

МЕЖ СНОМ И ЯВЬЮ

1.

Между сном и явью слышишь странный
то ли шелест шестикрылый, шум отчизны позабытой,
то ли лепет льстивой, темной, предзакатной,
самозванной
речи
или Речи Посполитой.

…Разве я двурушник дерзкий, вроде Курбского?
Иль жердь я
обоюдоострая?.. Иль двоеверный
смерд? – в мешочках замшевых предсердья
оберег от лиходея носит, складенек от скверны.
Через левое плечо плюет и крестится в придачу
на луны туманный профиль,
денежку из серебра ей кажет:
на приплод, богатство, счастье, говорит, и на удачу!..
А подумает и “на бессмертье” скажет.

У меня в мешочках этих тоже много есть такого,
что поет то Херувимскую, то Прощание славянки,
то катает, как булыжник гневный, тяжкое глухое слово,
то без слов толкает в гору ледяные санки...

Вот и ты мне говоришь: засни, забудься. Сладок
сон царевны, спящей под защитой
ангелов, а бесы между складок
штор хоронятся да в сундучок закрытый...

Но меж сном и явью воздух шаток
и двусмыслен всякий гость со свитой...
И тревожен сумрачный осадок
жизни непрожитой.
***

С.Ф.

''От  избытка сердца говорят уста'' А здесь человек в тонком сне, меж сном и явью, входит в сердце, в ''мешочки замшевые председья'', а там звучит и Херувимская песнь, и надрывно ноют трубы ''Прощания славянки'', то '' как булыжник гневный, тяжкое глухое слово,'' то человек в безмолвном восхищении, вопреки земным законам, по льду летит на санках к верху горы. Зазеркалье и обратная перспектива. И крылья Ангелов, осеняющих спящую, и бесы в складках штор устремляются в магический ларец. ( Немного на клопов похожи. Или у каждого свои бесы и тараканы.)

"Но меж сном и явью воздух шаток
и двусмыслен всякий гость со свитой...
И тревожен сумрачный осадок
жизни непрожитой."
С научной точки зрения это стадия парадоксального сна, которую человек пока не пройдёт, не выспится.
Для впечтлительных, высокочувствующих натур, это врата в реальный духовный мир, но ещё не Царство небесное, где все перемешано, видения, откровения, ангелы, бесы, символы, знаки, значения, слово и музыка. Индивидуальный Апокалипсисис. Очевидно поэт Олеся Николаева была бы достойной ученицей Апостола любви Иоанна Богослова, написавшего Апокалипсис для всех.
***

21/07-17
МЕЖ СНОМ И ЯВЬЮ

II

С кем сравню себя? То с зябликом, то с кошкой
неприкаянной. Что ни припомню – куце.
Не проглоченным когда-то хлебом, крошкой
непрожитого – о, как не поперхнуться?

Путника неузнанным отправить в ночь! В скитальце
не признать глаза Его и губы!
Голоса Его не различить и пальцы,
преломляющие хлеб, не разглядеть – к чему бы?..

Я хожу-твержу одно лишь слово “сбыться”:
обрастая бытием, ночь проспана, день прожит...
Ибо там, меж сном и явью, где границы
четкой нет, несбывшееся – гложет!

...И уже не может воплотиться,
но и умереть еще не может.
***

С.Ф.
Это стихи или исповедь в стихах? Вы как Пушкин, этой исповедью разрушаете сложившийся образ Солнца русской поэзии. Вы не имеете права быть простым человеком, как мы. Или это беседа с Блаженным Августином, ответ на его Исповедь?
''Ибо там, меж сном и явью, где границы
четкой нет, несбывшееся – гложет!

...И уже не может воплотиться,
но и умереть еще не может.''

Пугаете своими страданиями. Что же  нас-то тогда ожидает? Или Вы пишите духовный учебник по психоанализу? Чем-то обожгли Ваши стихи подсознание. Или Вы пророк, открываете нам самих себя? Беспокойство вызвали стихи и тревогу. Надо же какая Вы!
***

23/07 -17

О КОРРУПЦИИ

Вчера мой добрый друг объяснил, что такое коррупция.
Коррупция, оказывается, это когда я очень  хочу набрать в Литературном институте в свой семинар литературно одаренных людей, болею за них и хотела бы коллегам по приемной комиссии предложить обращать сугубое внимание на баллы по "творческой работе", а не сумму тех оценок, которые они получили по другим экзаменам.
- Какая же это коррупция? - удивилась я. - Во- первых, все абитуриенты у меня зашифрованы, и я даже не знаю, кто там кто, а во--вторых, я же не преследую никакой личной корысти. Я это делаю не за деньги, не за какие-то ответные "услуги", даже не за "спасибо".
- Все равно, - сказал он. - Ты подкуплена. А это и есть коррупция.
- Чем это я подкуплена, интересно?
- Ты подкуплена литературными способностями некоторых абитуриентов, за которых переживаешь, и имеешь свой интерес в том, чтобы заниматься именно с ними. А это коррупция и есть!
***
С.Ф.

У Роберта Рождественского были ''политические'' стихи, где он перечислял  - он подкуплен просторами Родины, подкуплен лесами, полями и , красивыми людьми и прч. ''Потому КУПИТЬ меня НЕЛЬЗЯ! '' Так заканчивались стихи, которые звучали со сцены Дворца с'ьездов''
Важный момент - Вы подкуплены талантами, или ''таланты'' Вас купили?
Стрелял в другого сам человек, и убил, или стрелял не он, стреляла его рука?
Вы ловите  на удочку рыбу в запрещенном месте, или ''учите червяка плавать''?

Олеся
Да уж! "Меня купили за талант" для человека, знающего Евангелие, звучит двусмысленно!

С.Ф.
Это Вы всех покупаете за свои таланты, в рабство Своей поэзии. Скоро пол-Китая купите, Рабовладелица!
***

26/07-17

Сегодня мне рассказали удивительную историю.
Одна пожилая женщина прочитала мою повесть "Корфу" и очень захотела туда попасть. Поэтому она купила тур и отправилась на этот блаженный остров, который настолько пришелся ей по сердцу, что ей захотелось остаться там НАВСЕГДА!
Но - увы! - срок ее пребывания по турпутевке заканчивался, она вернулась в Москву и с великим сожалением поняла, что, даже если она продаст всё, что у нее есть, все равно не сможет купить даже крошечный домик в этом прекрасном месте и осуществить свою мечту. И поэтому она просто начала копить деньги на следующую туристическую поездку и при первой возможности улетела туда...
И там умерла...
И дети ее, поскольку перевоз тела стоит непосильных для них средств, решили похоронить ее прямо там - на Корфу.
И она осталась там навсегда!
***

С.Ф.

Опять Ваши произведения предсказание чей-то судьбы, причём с переходом в иной мир. Игумен Даниил, Бабочка (?). И вот некая жена, зачарованная Вашим творением осталась на Корфу навсегда. А Вы писали о картине ''Голая правда'', могу я надеяться что мне ''обломится'' ещё раз от некой старушки картина? Признаться цена издания книги выросла почти вдвое. Или по заказу Вы не пророчите? А жаль. Но может быть напишите на всякий случай?
***

 "Слово об Олесе"  - электронный вариант книги

http://predela.net/modules.php?name=Books
***
Книгу "Слово об Олесе"  можно приобрести в храме Косьмы и Домиана у Долгорукого, в Столешниковом переулке. Объём 400 страниц, с мистическими иллюстрациями собственного опыта автора Федорова Мистика.
***
Сергей Федоров Мистик  Проза.ру , ХХ  глава Отзывы на творения Олеси Николаевой
http://www.proza.ru/2017/09/10/1034  Безмолвие


http://www.proza.ru/2017/09/10/1152
http://www.proza.ru/2017/03/14/721
http://www.proza.ru/2017/03/02/1359  - Xlll
http://www.proza.ru/2018/08/14/1628 - Анонс книги
http://www.proza.ru/2016/12/06/784 - XIl
http://www.proza.ru/2016/11/17/241 - Xl
http://www.proza.ru/2016/11/01/1286  - X
http://www.proza.ru/2016/10/18/1080
http://www.proza.ru/2016/10/10/560
http://www.proza.ru/2016/11/30/1332
http://www.proza.ru/2016/11/29/1848
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760
http://www.proza.ru/2016/11/27/1585
http://www.proza.ru/2017/02/16/390