Досада

Лана Джордэйн
Есть ли в природе определение слову “досада” или у каждого свое понимание его?
У меня к нему есть несколько значений, причем мои досады бывают еще и с примесью чего-то, и каждый раз разного. В моем понимании она бывает разной степени.
Самая простая досада сродни легкому огорчению, к примеру, когда нечаянно из рук выскальзывает скользкое блюдечко и вдребезги разбивается. Ты, вроде бы, и понимаешь, что это всего лишь маленькая мокрая тарелка, и в шкафу еще несколько таких же стоит, но настроение на некоторое время портится, и тебя охватывает досада. Вот, думаешь, криворучка! Проходит немного времени, и эта простая досада улетучивается без следа. Короче говоря, на то она и простая досада.

Бывает досада с примесью раздражения, когда  ты настолько занят своими мыслями, что с удивлением натыкаешься на закрытую дверь супермаркета, который закрылся всего две минуты назад. Тебе невдомек, что надо бы иногда смотреть на часы и возвращаться в реальный мир из своих вечно нерешенных проблем, чтобы успеть к закрытию магазина.
 
А вот сегодня со мной случилась такая досада, что даже трудно понять с какой примесью она оказалась. Скорее всего, пофигизма и, возможно, слишком большой самоуверенностью. Стыдно признаться, но когда это произошло, я вдруг поняла, что мне даже некому пожаловаться, потому что недруги только позлорадствуют, а друзья из вежливости посочувствуют, но досада никуда не денется. И правильно сделает, потому что эта досада на саму себя, и иметь с ней дело придется в одиночку.
Я заметила за собой одну дурацкую привычку, которая появилась у меня с недавних пор. И это даже странно, потому что во многих делах, особенно в бизнесе, я слишком правильная и требовательная к себе. Привычка заключается в том, что я  часто бросаю свою машину как придется, не слишком придавая значения как и где она запаркована. Ну стоит она почти поперек соседней линии, да и ладно, места же много вокруг! Выпирает немного задний бампер на проезжую дорогу, ничего страшного - объедут. Эта привычка у меня появилась, когда я воевала с брокером самолета в Маями. Тогда у меня катастрофически не хватало времени, и я не обращала внимания на то, где я оставляла свою машину. Бывали даже моменты, когда я забывала где я ее вообще оставляла, заходя в какое-то место. Потом приходилось долго кликать на ключи зажигания в надежде, что машина сама отзовется.
Ну не выработалось во мне уважения к парковке своей (хотя и горячо обожаемой!) машины.
Так случилось и сегодня. И нужно-то мне было всего лишь быстро сбегать к банкомату, который был полтора квартала от места, куда мы с ней втиснулись. Место, которое на две трети вмещало мою не очень большую машину, а хвост оставался на голубой линии. Убегая по своим делам, у меня в голове промелькнули две мысли. Прямо напротив улицы красовалось хорошее парковочное место, и я вполне могла туда запарковаться, но мне же всего на пару минут отлучиться! Вторая мысль, почему-то, зацепилась на цвете бордюрной полосы - что означает голубой? Обычно это красный или зеленый. Голубой, подумала я, наверное, инвалидный. И от этой мысли тут же отмахнулась, мол, ну мне же всего на минутку туда и обратно, причем тут цвет? Нет, была еще третья мысль, что слишком давно никто меня не наказывал штрафами. Все-то мне сходило с рук.  И в этот раз, даже если не сойдет, продолжала я следовать ходу своих мыслей, заплачу уж я их штраф. Подумаешь, каких-то пятьдесят долларов, с меня не убудет!

Мой резвый марш-бросок к банкомату не занял у меня много времени, как и предполагалось. Этого же времени хватило-таки схлопотать тот штраф. В моем городе даже в самое безлюдное время дня, когда все сидят в своих офисах, велосипедные полицейские не дремлют ни на минуту. Им не лень нарезать круги по улицам в сорокаградусную жару и в полной экипировке, включая тяжелый шлем на голове.
Я завидела этого стража порядка как только вышла на финишную прямую. Что-то делать или бросаться оправдываться я бы никогда не стала, хотя бы оттого, что этих ребят никогда не уговоришь. Как только они начали выписывать штраф, обратной дороги уже нет. Потому я ему улыбнулась, когда он проезжал мимо меня, и поблагодарила за штраф. Он что-то пробурчал в ответ и скрылся за поворотом. Каково же было мое удивление, когда я увидела его приговор! Недаром он именно пробурчал, а не ответил мне хотя бы шуткой. Штраф был без малого четыреста долларов, и именно за парковку на голубом бордюре, который означал именно то, о чем я мельком подумала. За парковку на месте для инвалидов, пусть даже одной третью своей маленькой машины.
Что меня охватило в первые несколько минут? Конечно же, Досада с большой буквы. У меня даже брызнули слезы, потому что я поняла, что во всем виновата сама, и что так мне и надо. А пожалеть меня абсолютно некому, но ведь поделом мне! Именно такие уроки запоминаются навсегда.

Немного позже мне пришли здравые мысли о том, что все в нашей жизни так относительно. Вот к примеру, о недавней моей досаде с примесью мести, что мне совсем несвойственно. У меня вторую неделю не может вылететь груз из Чикаго. Мой перевозчик здорово подводит и меня, и моих партнеров, но на то есть причины. Что-то дало сбой в системе перевозок, и его счет заблокировался. Решение этой проблемы затянулось на неделю. У меня появились мысли бросить его и пойти к другим, вот пусть он там и дальше барахтается (допустила я мстительные мысли!). И пошла обращаться. Другой мой проверенный перевозчик сам переманивал меня когда-то, и я попыталась с ним связаться, но не тут-то было. Его главный офис находится в Маями, а туда надвигается страшный ураган Ирма. Наверное, весь народ сейчас в эвакуациии, заниматься моими разборками уж точно некому. И улетучилась моя досада с примесью мести. Разве можно кому-то из них позавидовать в данный момент, и так уж важен тот груз, который может и подождать, пока утихнут страсти?

И под оконцовку, когда я смирилась со свежим ударом досады, мне подумалось об еще одном виде досад - с примесью горечи. Это когда ты потерял очень близкого тебе человека. Тебе казалось, что ты делал все возможное, чтобы понять его страхи, метания и чувства, но этого было недостаточно. Что-то было упущено, ты где-то пустил что-то на самотек, не подставил вовремя плечо, и целая человеческая жизнь пошла под откос. А ведь все могло быть иначе. Именно от этого охватывает самая большая досада, и от ее горечи, наверное, не избавиться до конца дней своих. Какое уж тут сравнение с моей сегодняшней досадой? Так, детский лепет...

P.S. И еще один эпизод, который случился как-будто в продолжение моей темы на следующий день после публикации этого рассказа. Случилось это на дороге, и относится этот случай, скорее всего, к досаде с примесью смертельной опасности. Кстати говоря, мои рассуждения по поводу бросания где попало своей машины и вчерашнего штрафа вмиг нивелировались, как бы подтверждая относительность наших досад.
Надо похвалить себя (хотя бы немного для поднятия настроения), что при вождении на наших Калифорнийских дорогах с опасным движением и миллионом машин на широких трассах, я никогда не рискую. Себя-любимую везу, и всегда об этом помню. Вот и сегодня я ехала с обычной скоростью, приближаясь к одной из развязок, как вдруг услышала скрежет металла позади себя. Всего через мгновенье передо мной развернулась такая картина: на большой скорости прямо перед моим капотом пролетел большой желтый мотоцикл, высекая искры от бетонного покрытия. Следом за ним кубарем прокатился его хозяин, тоже отскакивая от дороги, пару раз перекувыркнувшись и ударившись об машину впереди меня. Еще через минуту он был на ногах и растерянно оглядывался по сторонам. Понятное дело, он был в шоке, и, наверное, пока не чувствовал ни боли, ни серьезности ситуации. Группа его товарищей тут же подъехала на таких же красивых Харлеях и, сравнительно быстро, расчистила место происшествия. Мотоцикл потерпевшего, хоть и был изрядно помят, сам катился, а пострадавший нервно махал руками и бегал вокруг своих друзей. Сцена не их приятных. И вот что мне пришло на ум почти сразу после этого. Да, эти ребята славятся большим пофигизмом и неуважением к правилам дорожного движения. Им всегда хочется втиснуться между рядами несущегося транспорта, и я всегда думаю, что это только до поры до времени, пока... И вот оно - это "пока"- случается! Я даже уверена, что виноват в этом происшествии был сам пострадавший. А теперь сравним уровень моей и его досад. Он тоже, как и я вчера, сейчас осознает, что получил по заслугам из-за своего высокомерного отношения к правилам дорожного движения и неуважения к другим транспортникам. Его тоже накрыла огромная досада, что его любимый мотоцикл превратился в груду металла, как и меня душила жаба, когда увидела размер своего штрафа вчера, но! Поверх этой досады, я абсолютно уверена, он безмерно счастлив, что остался жив. И что никакая груда металла и досада по этому поводу не сравнятся с этим ощущением. Пусть даже он обнаружил на себе какие-то ушибы, когда вышел из шока, но он жив, а значит, урок этот запомнит на всю оставшуюся жизнь!