Прозару - не умею писать рецензии

Вадим Яловецкий
Как часто я встречаю эти слова! Если игнорировать фразу «написать рецензию» или представить, что в тегах стоит «написать отклик», картинка меняется. Это освобождает пользователей от никому не нужных потуг литературного разбора. В ходу набившие оскомину слова и предложения, не имеющие отношения к заявленному торжественному маркеру «рецензия». На мой взгляд, рецензия штука занятная и интересная. Для примера беру такой стих:

"Сидела птичка на лугу,
Подкралась к ней корова,
Ухватила за ногу -
Птичка, будь здорова!"

Первый вариант, «отзыв»:

«Ха-ха-ха!», «Клёво чувак», «Спасибо, рассмешили», «Забавно, понравилось», «Глупость, но прикольно», «Улёт, вааще» и подобном ключе. Здесь нет и намёка почему понравилось, от чего весело, насколько правильно изложено и т.д. Манера общения социальных сетей исключает подобные глупости: не надо ломать голову, бросил на ходу и забыл.

Второй вариант, «рецензия»:

Ироническое четверостишие взято из юмористической повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» (1937 год). Потешный экспромт сочинили главные персонажи повести капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель и матрос Фукс. В контексте повести главные герои исполнили куплет на сцене, где в образе туземцев демонстрировали свои музыкальные способности и сорвали бурные аплодисменты. Особой художественной ценности опус не представляет и нарушены правила стихосложения. Первая строка четверостишия написана четырёхстопным ямбом, вторая - трёхстопным ямбом, третья - четырёхстопным хореем, а четвёртая - трёхстопным хореем. В третьей строке сбита ударная гласная существительного «ногУ». Основная мысль текста примитивна и представлена, как заявлено конферансье: «старинная туземная песня, слова которой говорят о забытом способе охоты на птиц, как нельзя лучше отражает смысл гавайской музыки...». Постановка ситуации в стишке комична и легко запоминается, также служит ярким штрихом в общем повествовании. Внелитературная ценность куплета в том, что со временем он ушёл в народ и стал исполняться как частушка.

Уважаемый читатель, как видите, существует значительная разница между сетевым бла-бла и довольно поучительным текстом, который слегка утрирован, но подогнан в рамки серьёзного и информативного литературного разбора. С небольшой натяжкой можно обозвать такой взгляд рецензией. Оказывается, даже из пустяшного четверостишия можно «высосать» немало интересного. Вся беда в том, что «я не умею писать рецензии»... или, умею, если захотеть?