Люблинская уния 1569 года

Равиль Байбурин
Люблинская уния – это соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство – Речь Посполитая.
Было заключено 28 июня 1569 года. И 1 июля того же года утверждено было раздельно депутатами польского и литовского сеймов в городе Люблин.

Следует отметить, что процесс объединения Польши и Литвы был начат ещё в 1385 году заключением Кревской унии.
А  завершился он через 200 лет подписанием унии в Люблине (1569).

1. Причины объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства.

А) Великое княжество Литовское  в 60-х годах XVI века оказалось в состоянии глубокого кризиса.
 Его очень сильно ослабили:
-  Военные неудачи Великого княжества Литовского в ходе продолжительных войн с Московским княжеством.
-   Утрата 1/3 своей территории.
-  Полное поражение  Литвы от Московии на 1-м этапе Ливонской войны (1558 - 1583 годы). 
Литва тогда вступила в войну с Москвою из-за Ливонии и вела её очень неудачно. Иван Грозный взял Полоцк, опустошил половину Литовского княжества и угрожал дальнейшими завоеваниями.
-  Разорение и потеря значительной территории.
Поэтому нависла угроза потери Литвой суверенитета и поглощения её  Москвой. Это вынудило литовскую шляхту искать защиты у более сильной Польши.
В прежнее время литовская знать сама охотно шла под московскую власть. Теперь же князья и паны литовские страшились и ненавидели Ивана Грозного за его жестокости против бояр. И  не желали ему подчиниться, потому как боялись опричнины. Они искали помощи против Москвы у Польши, а польское правительство воспользовалось этим.

Б) Желание мелких и средних литовских, украинских и белорусских шляхтичей, чьи права сильно ущемлялись местными магнатами (уплата особого налога в пользу магнатов – «серебщины», постоянные «наезды» магнатов на шляхетские имения и т.д.), облегчить свои военные тяготы и получить такие же широкие привилегии, которыми пользовалась шляхта польская.
На тот момент Польша представляла собой своеобразную дворянскую республику с сеймом и выборным королем. Республику, в которой каждый шляхтич мог «ставить палки в колёса» даже самому монарху.
В Литве же вся власть принадлежала магнатам. Они входили в Великокняжеский совет, занимали высшие административные должности.
Мелкая и средняя шляхта, недовольная засильем в княжестве магнатов, надеялась вследствие объединения не только ограничить своеволие крупных землевладельцев, но и получить возможность непосредственно влиять на решение государственных дел.

В) Украинские шляхтичи надеялись, что в объединённом государстве станет возможным наладить эффективную оборону от турецко-татарских набегов и положить конец вооружённым нападениям (шляхетским наездам) на польско-украинском пограничье.

Г) Стремление польской шляхты и магнатов, воспользовавшись тяжёлым положением Литвы, захватить принадлежащие ей украинские земли, в которых они видели неиссякаемые источники получения сельскохозяйственной продукции, леса и других товаров для экспорта в страны Западной Европы.

2.  Люблинский сейм 1569 года.

В то время королём польским и великим князем литовским был бездетный Сигизмунд II Август.
 С его смертью прекращался род Ягайловичей (Ягеллонов) и возникал вопрос о судьбе Польского и Литовского престолов.
Пользуясь затруднительным положением Литвы, король и поляки стали настойчиво проводить мысль о вечной унии на общих сеймах литовской и польской знати и шляхты.
В конце концов, всё это дало свои всходы.
Литовская шляхта, а затем шляхта Волыни и Подляшья (наиболее страдавших от татарских набегов) в обход своих магнатов обратились к королю Сигизмунду II Августу.  И обратились они к нему с петицией. С петицией, где  требовали заключения унии между Литвой и Польшей.
Для рассмотрения этого вопроса в январе 1569 года в городе Люблине был созван совместный польско-литовский сейм.
Целых полгода польские и литовские послы никак не могли прийти к соглашению. А всё потому, что условия унии, которые выдвинули литовские и польские послы, во многих позициях не стыковывались.
• Представители Польши предлагали унию, согласно которой Великое княжество Литовское сливалось с Польским королевством в единое государство с одним королём и общим сеймом.
  Отдельными в Литовском княжестве должны были оставаться только администрация и судопроизводство.
• С этим не совпадало литовское видение унии (с сохранением широкой автономии).
Да только вот среди литовских представителей не было единства. Князья-магнаты, средняя и мелкая шляхта отстаивали, прежде всего, свои сословные, шкурные интересы. А они, понятное дело, не совпадали.
Сигизмунд-Август в этом споре принял сторону поляков.
И тогда послы Литвы – крупные магнаты: К. Острожский, Г. Ходкевич, Е. Волович, К. Радзивилл и другие – решили сорвать съезд. Они тайно покинули Люблин, чтобы собрать ополчение для борьбы против унии.
Мелкая же шляхта поддержала поляков, надеясь получить от них привилегии.
В ответ Сигизмунд Август, опираясь на поддержку польских магнатов и шляхты обеих стран, издал универсал об отчуждении у Литвы и присоединении к Польше Волыни и Подляшья  (5 марта 1569 года).
Согласно этому универсалу местная шляхта уравнивалась в правах с польской.
Вскоре последовал еще один универсал – о присоединении к Польше Киевщины и Брацлавщины.
Фактически правитель обоих государств сам себе дарил области, «не мытьём, так катаньем» добившись решения вопроса об воссоединении.
Территория Великого княжества Литовского уменьшилась вдвое.
Литовские послы, убедившись в невозможности организовать серьёзное вооружённое сопротивление, в начале июня вернулись на сейм. Они просили не отбирать у них имения и сохранить определённую автономию.
Таким образом, сопротивление литовских патриотов было сломлено. И после больших споров и неудовольствий составлен был акт о вечной унии обоих государств - Польши и Великого княжества Литовского, образовавших отныне одно нераздельное государство – Речь Посполитую.
Случилось это 28 июня 1569 года.
1 июля документ был утверждён отдельно польским и литовским сеймами.

3. Содержание Люблинской унии.

• Глава государства – выборный король.
Его совместно избирает шляхта.
Он же становился и Великим князем Литовским.
• Общий сейм – решал важнейшие вопросы государственной жизни.
Его образовывали король, сенат и посольская изба.
• Вводилась единая денежная система.
• Проводилась единая внешняя политика.
• Сохранялись раздельные законодательство, судебная система, правительства, местная администрация, войско и казна.
• Литовско-украинская шляхта уравнивалась в правах с польской.
И  освобождалась от уплаты налогов.
• Большая часть украинских земель – Волынь, Подолье, Киевщина, Подляшье, Брацлавщина – выводились из состава Литвы и передавались Польше (Галичина, Холмщина и Западное Подолье попали под польское господство еще с конца XIV века).

4.  Значение унии и её последствия.

А) Образование в Восточной Европе нового колоссального по размерам государства стало важным событием эпохи не только для восточноевропейского региона, но и для всего континента.

Б)  Уния помогла победно завершить Ливонскую войну.

В)  Для Украины эта уния имела крайне негативные последствия.
Ведь большинство украинских земель оказалось под властью крепостнической и католической Польши. А это значит, что под угрозу было поставлено само существование украинцев как отдельной народности.

• Вот мнение об этом событии известного канадского историка Ореста Субтельного:

«Люблінська унія 1569 р. стала для українців подією величезної ваги. Попри всі свої недоліки Велике князівство Литовське протягом двох століть створювало для них сприятливі умови існування. Українські князі хоч і підпорядкувалися литовцям, однак мали великий вплив у суспільній, економічній, релігійній та культурній царинах життя. Проте, як свідчила доля Галичини, що першою потрапила під владу Польші, з переходом українських земель від Литви до Польщі було поставлено під сумнів саме існування українців як окремої етнічної спільності».

Г) Перед польскими магнатами и шляхтой открывались большие возможности для присваивания украинских земель, беспощадной эксплуатации крестьян и мещан, для духовного порабощения народа.
Даже Михаил Грушевский вынужден был признать, что именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на всё русское», православное.

5.  Общественно-политические изменения на Украинских землях после Люблинской унии.

 А) После Люблинской унии на украинских землях происходят изменения в административном управлении.
 Украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на воеводства:

; РУССКОЕ (земли: Львовская, Галицкая, Перемышльская, Сяноцкая, Холмская;  центр  -  город Львов);
; БЕЛЗСКОЕ  (уезды:  Буский, Городельский, Грабовецкий;  центр  -  город Белз);
; ПОДЛЯШСКОЕ  (центр  -  город Дорогичин);
; ВОЛЫНСКОЕ (уезды: Владимирский, Луцкий, Кременецкий;  центр  -  город Луцк);
; БРАЦЛАВСКОЕ  (уезды:  Брацлавский, Винницкий;  центр  -  город Брацлав);
; КИЕВСКОЕ  (уезды:  Киевский, Овручский, Житомирский;  центр  -  город Киев);
; ПОДОЛЬСКОЕ (уезды: Каменец-Подольский, Червоноградский, Летичевский;  центр  -  город Каменец).
Высшая власть и управление на основной территории украинских земель после Люблинской унии принадлежали королю Речи Посполитой и великому вальному (общему) сейму.
Местное управление было сосредоточено в руках местного панства и строилось соответственно административно-территориальному делению.
Во главе воеводства стоял, назначенный королем воевода.
 Ему принадлежала вся местная власть.
Воеводы:
• руководили шляхетским ополчением,
• председательствовали на местных сеймах и
• следили за деятельностью шляхетских земских судов.

Воеводства делились на уезды (поветы) или земли, во главе которых стояли старосты и каштеляны (коменданты крепостей).
-  В местном управлении особое положение заняли воеводские и поветовые сеймики – сословные собрания шляхтичей. Они решали вопросы местной жизни, избирали депутатов на общегосударственный сейм и в Коронный трибунал.

Б)  Изменилась и система судопроизводства.
• В каждом уезде существовал земский суд.
Он был сословным – шляхетским и избирался местной шляхтой. Созывался несколько раз в году. И рассматривал разнообразные гражданские дела шляхты – наследственные, имущественные и финансовые.
•    В городах, подчинённых королевским старостам действовали гродские (королевские государственные) суды.
Они рассматривали уголовные и гражданские дела – о наездах, ограблениях, побоях, убийствах, кражах.
•    Земельные споры между шляхтичами регулировались подкоморскими судами.
•     Высшей судебной инстанцией был Коронный трибунал, а в отдельных случаях – сейм.
•    Рассмотрение судебных дел в городах с магдебургским правом относилось к компетенции магистратов, а в частных городах – их собственников.
•   В сёлах существовали копные (общественные) суды, которые с усилением крепостничества превращались в панские, а также референдарские – для крестьян королевских имений.
•   Свой суд имело духовенство.

В)  Украинские магнаты наравне с польскими и литовскими вошли в состав высшего органа власти Речи Посполитой – сейма, в котором пользовались правом вето и принимали участие в выборе короля.
Только магнаты назначались или избирались на высшие правительственные должности.
И только из их числа назначались воеводы и старосты, которым подчинялась местная администрация.

Г) После Люблинской унии, на вновь приобретённую для Польши «украйну» (именно с этого периода появилось и закрепилось это название), ринулись в поисках земли, богатства и власти тысячи польских шляхтичей.
На Украине появляются польские магнаты  - Конецпольские, Жолкевские, Калиновские, Потоцкие и другие, которые по королевским грамотам или же силой захватили значительные массивы земли.
Такие грабежи земли узаконивались решением сейма Речи Посполитой 1590 года,  в результате которого проводилась раздача «пустошей», как они называли давно освоенные украинские земли.
Польские магнаты, литовское и украинское панство силой захватывали земли крестьян, мещан, мелкой шляхты.
Более могущественные грабили слабых.
Королевская власть была бессильной или же не была заинтересована в прекращении грабежей.
Вскоре в руках польских и украинских магнатов сконцентрировались огромные земельные владения.
К примеру:
-  Магнату Конецпольскому только в районе Южного Буга (Брацлавщина) принадлежало 740 сёл и 170 местечек.
-    А во владении князя Острожского в Украине насчитывалось 2760 сёл и 80 тысяч городов и местечек.
-   Ну а Потоцкому принадлежало всё Нежинское староство, а также Кременчуг и другие города.
-   Князь Иеремия Вишневецкий владел уже всей Полтавщиной. Ему принадлежало здесь 40 тысяч крестьянских и мещанских хозяйств.
Польские магнаты и шляхта, хлынувшие после Люблинской унии на восток, начали ускоренными темпами вводить на Украине польский социальный порядок. Этот порядок был известен полным бесправием крестьянства и ничем не ограниченным всевластием магнатов и своеволием шляхты.
Вслед за магнатами и шляхтой двинулись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени.

Д)  Основным видом помещичьего хозяйства стал ФОЛЬВАРК. 

Е)  Для увеличения посевных площадей крестьян сгоняли с земель, заменяя оброки отработкой барщины.
 Произошло окончательное закрепощение крестьян.
По Третьему Литовскому Статуту 1588 года на украинские земли распространилось польское феодальное право. А согласно ему, все, кто не относился к шляхте или духовенству, обязаны были принадлежать либо феодалу, либо королю.
Таким образом, свободные украинские сословия - горожане, крестьяне, казачество – должны были перейти в крепостную зависимость.
Помещики над своими «подданными» (крепостными) имели неограниченную власть, вплоть до права смертной казни.
Паны польские, желая извлечь побольше доходов из своих владений, начали изощряться в накладывании и во взыскании с крестьян всяких налогов и поборов, как в деньгах, так и в натуре и в бесплатном принудительном труде.

• Как писал Андрей Дикий:

«Платили налог от «дыма», т. е. от жилья, «десятину» на церковь, особый налог на содержание польского войска, принуждали строить мельницы и шинки (кабаки), которые обычно сдавались в аренду евреям, а крестьянам запрещалось молоть зерно или производить водку дома, заставляя их пользоваться этими мельницами и шинками; зерно, яйца, птица, скот, воск, и мёд, пойманная рыба, сотканное полотно – всё облагалось в пользу владельца земли и крестьянин должен был известную часть доставлять владельцу или арендатору. Часть эта имела тенденцию всё возрастать, так как и владелец, и арендатор старались выколотить возможно больше дохода. Жаловаться же на несправедливость было некому».

Ж)  После Люблинской унии усилилась дискриминация украинского населения.
Украинцев подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п.

З)  Но самое главное – по акту Люблинской унии Литва и Польша должны были соединиться в одно государство и один народ, а единства не надеялись достичь без единства веры.
На украинских и белорусских землях массово появилось католическое духовенство, которое по своему социальному положению приравнивалось к шляхте.
В то же время русский православный священник относился к разряду тягловых людей, то есть зависимым холопам.
Поскольку назначение высших православных иерархов также входило в компетенцию польских властей, закономерным последствием наступления стало провозглашение Брестской церковной унии в 1596 году.
Православие было сочтено упразднённым, и ревнители православной веры подвергались гонениям как ослушники духовного начальства и еретики.
Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп для извлечения доходов.
Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших слоёв общества.

И)  Началось усиленное ополячивание и окатоличивание населения.
 Это довольно быстро привело к полонизации верхушки украинского общества - магнатов, епископов, большей части шляхты и зажиточных мещан. А это означало, что украинское общество теряло свою политическую элиту.

  Естественно, столь резкое ухудшение экономического положения, усиление эксплуатации и жестокая дискриминация по национально-религиозному признаку не могли не вызвать ответной реакции.
 И в конце XVI  - начале XVII веков начинаются казацкие восстания и походы, переросшие впоследствии в восстание Богдана Хмельницкого.