2. Попытка устроить Сашу в нститут катализа

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКах:слева - Академик (1966) Георгий Константинович Боресков (1907–1984), директор-основатель Института катализа (1958–1984), герой социалистического труда.
справа -  Академик (1987) Кирилл Ильич Замараев (1939–1996), директор Института катализа (1984–1995)

Попытка устроить Сашу на работу в Институт катализа

– Как выяснилось, что Вас не захотели держать в Институте катализа? Кто поднял там бузу и почему? отношение Борескова и Замараева к Вашей работе?

– Это было в несколько этапов. Отдел кадров торпедировал устройство на постоянную работу. Парень, бывший «общественным обвинителем» на моем комсомольском собрании (в конце 1969), оказался сотрудником Института, и бегал по начальству с верноподданническими предупреждениями.

Директор Института академик Боресков демонстративно переложил решение на своего заместителя Замараева, а тот по-подлому меня выкинул (дескать, не бог весть какие идеи у этого вашего Горбаня). Трёхмесячный срок временной работы кончился – и всё. Но забавная история: через пару лет Замараев публично обсуждал с академиком Годуновым один мой доклад на Всероссийском семинаре. Позволил себе кислый комментарий (не негативный, но кислый). Годунов аж взорвался и эмоционально объяснял ему, чем эта работа замечательна.

Гриша Яблонский ответил на этот же вопрос так:

– Меня вызвал к себе Замараев и обвинил в том, что я не информировал Борескова о «политической подоплёке». После этого почти немедленно он повёл меня к Борескову и – в присутствии Борескова – сказал мне незабываемые слова «Неужели Вы думаете, что мы хотим погубить талантливого человека?» Именно так я и думал.

Информацию о Горбане дал бывший секретарь комитета комсомола Новосибирского университета, который был у него общественным обвинителем. Он стал м.н.с. Института катализа в это же время, узнал Горбаня, столкнувшись с ним в коридоре, и «дал сигнал».  Кстати, он был хорошим шахматистом.

– Твои действия по отношению к руководству Института?

– Никаких действий, я ничего не мог сделать. Я, действительно, не информировал и не собирался информировать руководство Института о «политической подоплёке» Горбаня. Меня ведь никто и не спрашивал. А если бы проинформировал, его бы не взяли. Уверен в этом абсолютно.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/09/2123