В эвакуации в Пензе - рассказ моей мамы

Владимир Рабинович
В эвакуации в Пензе - рассказ моей мамы
----------------------------------------------------
Я, мои родители -- твои бабушка и дедушка, уже полгода жили в эвакуации в Пензе. Они сразу нашли себе работу. Нас поселили в доме, где была большая русская печка. Бабушка умела печь хлеб - черный, для воинской части,  белый,  халу, лейках,  булочки с изюмом.  Каждый день она пекла.   Ей привозили муку, дрожжи, масло и, все, что нужно для выпечки.  Дрова нам тоже привозили. В доме было всегда тепло. Ни одного дня мы не были голодными.  Дедушка, на швейной машинке, которую мы увезли с собой, шил голенища для сапог. Он был закройщиком. Я крутила ему ручку машинки. Была большая и сильная, мне исполнилось пятнадцать лет. А потом уже, когда мы заработали немного, купили дедушке ножной привод.
Дедушка не молился уже двадцать лет и вдруг снова стал молиться.  А я не верила в Бога, потому что была комсомолкой, и гадала на картах.  У меня была подруга -- Галя Шендерович, беларуска, между прочим, она очень хорошо гадала.  Гадали мы на Гитлера и на Сталина. Гитлер был крестовый король, а Сталин -- червовый, и на Гитлера выпал пиковый туз.  Ой, как мы с Галей обрадовались, мы даже бросились обниматься.
Конечно, в эвакуации мы не могли соблюдать чистый кошер, но свинину не ели. Чтобы еда была более-менее кошерной, нужно ходить на базар. И моя мама, твоя бабушка, ходила туда каждую пятницу.
Однажды на базаре она услышала беларускую речь, обернулась и увидела двух очень грязных и плохо одетых подростков, заговорила с ними по-беларуски. Мальчики очень обрадовались и все ей про себя рассказали. Они объяснили, что убежали из детского дома, потому, что умирали там с голода.  И моя мама, твоя бабушка, позвала их к нам, дала им помыться, специально для них согрели воду в печке, накормила.
Они уже два раза поели и все сидели у нас. Наступил вечер, а они не уходили.  Бабушка сказала дедушке на идиш, что пора им уходить. А дедушка сказал, что их нельзя прогонять, потому что на улице холодно и темно. Но бабушка не хотела их оставлять, у них могли быть вши, и сказала дедушке, мол, как ты будешь молиться, когда чужие люди в доме. Дедушка сказал, что они ему не помешают, он уйдет в угол и там будет молиться.
Наступило время вечерней молитвы, и дедушка ушел в угол, набросил накидку и стал молиться. Обычно дедушка начинал молиться тихо, но потом все громче, и кричал, и плакал. Эти беларуские мальчики очень удивились, потому что раньше они никогда не видели, как молится еврей. Бабушка объяснила им, что происходит. Мальчики спросили, почему он плачет. Бабушка сказала, что дедушка слушал радио. Немцы могут прийти сюда и всех нас убить. И эти дети спросили, что -- разве Бог есть? И бабушка не побоялась, сказала, что Бог есть. Тогда мальчики сказали, что они хотели бы молиться вместе с дедушкой. Бабушка спросила у дедушки, могут ли вместе с ним молиться два гоя? И дедушка сказал, что в такое время, как сейчас, можно, пусть подойдут и станут рядом с ним. Дедушка молился, они стояли и молчали, но когда дедушка стал плакать, они плакали вместе с ним. Бабушка посмотрела на это и решила оставить их у нас ночевать.