Сухарь

Елена Будагашвили
Это не о хлебе. Это о мужчине. И о любви.

****


То, что Маргарита Снежина счастлива замужем, знали все. Ее родители, братья, сестры и подруги. Только не сама Маргарита.  Чем больше книг на тему семейной жизни она читала, тем четче понимала, что несчастна.

«Женщина любит ушами. Муж должен говорить ей горячие, возбуждающие комплименты. Мужчина должен быть рыцарем! Он должен свою женщину одевать, обувать, лелеять, пылинки сдувать! И работать не пускать! Мужчина должен, должен, должен!» - уверяли ее психологи со страниц известных изданий. И эта информация проникала в душу Риты и ложилась на благодатную почву.

Вот уже десять лет, как Снежины поженились. Ах, что только не делал Алексей, чтобы добиться руки своей девушки. Какие только комплименты не говорил! И то, что она самая красивая на Земле. Да что на Земле? Во Вселенной! И что готовит вкуснее его мамы. И что он звезды для нее с неба достанет. А сейчас? Придет Алексей с работы, поест горячий ужин и даже спасибо не скажет. Потом ляжет на диван и даст храпака. Мол, устал, не трогайте меня.  Какие уж там комплименты? 

«А я, между прочим, тоже с высшим образованием. И работаю, и за детьми смотрю, и за домом!» - мысленно накручивала себя Рита, убирая тарелки и обиженно поглядывая на спящего мужа, - «Уйду от тебя! А еще лучше – изменю! Сам виноват!» - решительно поставила она в шкаф последнюю тарелку.

Она уже слышала, что именно десять лет совместной жизни – это время кризиса. Когда семейные заботы мало-помалу разрешились – дети повзрослели и могут самостоятельно играть, муж с женой друг к другу привыкли. «Ну да, кризис. Но я так не хочу! Я хочу эмоций, чувств, как тогда, как раньше!» - продолжала копаться в своей душе Маргарита. Она подошла к зеркалу и внимательно стала изучать свое лицо и фигуру. «Очень даже ничего!» - удовлетворенно заключила она и опять обиженно посмотрела в сторону спящего на диване мужа.

Для Риты самым тяжелым в отношениях с Алексеем было именно спокойствие. Она как бы со стороны взглянула на их взаимные чувства и с болью поняла, что это не огонь, а уже тлеющие в костре угольки. Вот-вот погаснут. Надо, чтобы вспыхнули, чтобы опять запылали. Но как это сделать?

Она села в кресло и задумалась: «Нет. Разводиться, пожалуй, не буду. А вот ревность вызвать... Это было бы кстати».

«А что?  Правильно мыслишь, Марго!» - Татьяна, подруга Риты, была рада гостье и выложила на стол все сладости, какие были в серванте. Налила подруге чай и предложила: «Я даже могу одному моему знакомому сказать, чтобы он вам домой позвонил. В субботу тогда, часиков в шесть вечера. Ты к телефону не подходи. Пусть Лёшка подойдет. И тут мой Жорик тебя и позовет. И будет с тобой флиртовать, на свидание звать. Ты уж ему подыграй, ладно? Вот тогда на твоего сухаря и посмотрим».

Так и договорились. Но до Жорика дело не дошло. Снежиных позвали в субботу в гости Максимовы, Жанна и Олег, с которыми семья Снежиных познакомилась  несколько лет назад. Олег зачарованно смотрел на Риту и не переставал восхищаться: «Риточка, ты прекрасно выглядишь! Ну разве скажет кто-нибудь, что ты уже мама двоих детей? Лёш, ты ее береги, глаз с нее не спускай!» - не переставая произносил Олег в течение всего вечера. Рита, слыша такие речи, незаметно подглядывала за мужем, желая прочесть хоть какие-нибудь возмущение и ревность в его глазах. Но тщетно. Он улыбался Олегу и шутливо произносил: «Слушаюсь, товарищ генерал!»

Когда возвращались домой, Рита решила прямо спросить своего мужа: «Олег такой внимательный, столько мне хороших слов сказал. Признайся, только честно, тебя это не задело?» «Что?» - остановился Алексей и удивленно взглянул в глаза жены. «Ну то, что чужой мужчина уделял мне столько внимания и в таких комплиментах рассыпался?» - воскликнула Маргарита. «Нет. Мне было приятно. Что у меня есть такая женщина», - ответил Алексей. «Какая?» - не унималась Маргарита, а сама про себя умоляла: «Ну скажи, скажи! Ну повтори слова Олега! Ну как ты не понимаешь, что я хочу это слышать. Много-много добрых слов, чтобы они заполнили мою душу, чтобы заставили сильнее биться мое сердце. Да, ты меня обнимаешь ночами, любишь. Но потом засыпаешь, а я остаюсь голодная. Голодная из-за отсутствия этих слов. Ну скажи, скажи!» «Какая?!» - повторила она вслух. «Такая, - ответил Алексей, - пошли уже!» Молча доехали до дома, молча разделись и легли спать. Слыша посапывание мужа, Маргарита решила: «Изменю!» и вытерла слезы.

«Снежина! Маргарита! Зайди ко мне в кабинет!» - позвала Софья Андреевна, руководитель юридического отдела компании, где работала Рита. У женщин были очень доверительные отношения. Они понимали друг друга с полуслова, хотя в нерабочее время практически не встречались. Может, потому что они родились в один и тот же день, только с разницей в двенадцать лет? Софья была старше.

«Расскажи, Рита, что с тобой? Я тебя насквозь вижу. Ходишь какая-то сама не своя. Ни улыбки на лице, ни света в глазах. Давай, колись. Что-то произошло?» - Софья усадила Риту в кресло и села напротив. Видя эти добрые понимающие глаза и сознавая, что не в состоянии сама нести тяжелый груз своего решения измены, Рита выложила всё начистоту. Софья встала и задумчиво подошла к окну. Неотрывно смотрела на сильный дождь, который стучал в стекло, сбивал желтые осенние листья и потом, достигнув земли, захватывая с собой грязь, исчезал под землей.

«Понимаю. Да, женщина как цветок. Как цветок расцветает  от солнца, так женщина расцветает от любви. Понимаю... И насчет измены понимаю... Но хочу с тобой поделиться моей историей. Может, она тебе что-то подскажет. Если ты только решила изменить, но еще ничего не сделала, то я...» - Софья замолчала и опустила глаза.

«В общем, у меня была такая же история. Муж-сухарь, от которого ласкового слова нельзя было дождаться. И каждый раз я задумывалась, что я в нем нашла? Почему именно на нем остановилась? Почему, дура такая, за него замуж пошла? И решила ему изменить. Нет, не для того, чтобы ему больно сделать и чтобы понял, какая я крутая. Нет. Решила изменить тихо, незаметно. Лично для меня самой. Чтобы надышаться страстью, наглотаться ласковыми словами. И сделала это. И не раз. И не с одним», - Софья испытывающе посмотрела на Маргариту. Рита сидела ни жива – ни мертва, боялась пошевельнуться и была вся во внимании: «Ну? А дальше?» - тихо произнесла она.

«Каждый раз я и вправду была счастлива. В момент ласк. Но после... Ооо, это как под душем стоять, только вместо чистой теплой воды на тебя льется грязь, черная и вонючая. Я понимала, что с каждым разом я опускалась ниже и ниже. В порыве страстей я запустила свою семью. У детей возникли проблемы в школе. А я не видела. Была вся в своих приключениях. А вот мой сухарь видел, в школу ходил, все проблемы разрулил. А потом я заболела. Тяжело заболела. Так он спал у входа в мою комнату, по сто раз за ночь вставал и проверял мое дыхание. И однажды, когда мне стало лучше и я вышла из комнаты, я увидела, как он целовал мою фотографию и плакал. Рита, послушай меня. Я рада, что тогда, более двадцати лет назад, я именно за него вышла замуж. Да, он молчаливый сухарь, но он – самый чистый и порядочный мужчина в мире. Он – друг, который никогда не предаст. Рита, запомни, мужик, который захочет встречаться с тобой, сделает всё возможное, чтобы тебя добиться. Но потом... он тоже повернется к стенке и захрапит. Чужой человек. А ты вернешься домой и будешь мыться, мыться, мыться, чтобы смыть с себя прикосновения чужого мужчины. Но не смоешь. И эта грязь навсегда останется между тобой и твоим мужем. Запомни. Если уж и сделать то, что ты решила, то только с таким человеком, который будет во сто крат лучше твоего мужчины, чтобы ты никогда об этом не пожалела», - Софья встала и опять подошла к окну. Дождь прекратился и через серое небо стали пробиваться слабые осенние солнечные лучи.

Она вернулась на свое место и продолжила: «Поверь, насчет того, что женщина любит ушами, это теория. А в жизни может быть совсем не так. И мы, женщины, можем находить вдохновение не только в словах. Ну скажи, разве будет тебе приятнее, если твой муж будет рассыпаться в комплиментах целыми днями? Не надоест? И потом часто такие мужчины рассыпаются в комплиментах не только своим женам, но и совершенно чужим женщинам. И изменяют, между прочим. Поэтому проанализируй поведение своего мужа. Да, он не говорит комплименты, но каждый день вовремя приходит домой, играет с детьми, всегда что-нибудь интересное покупает в дом и старается, чтобы было уютно. Он честный, порядочный и верный человек. А разве это не любовь? Не ее проявление? Может, тебе надо просто перестать ждать его ласковые слова? Расслабься, не жди. Займись собой. Читай. Рисуй. Пиши. Ты же когда-то писала стихи. Не зацикливайся на нем. И ты не заметишь, как он даже при тебе начнет по тебе скучать».

Маргарита не шла, а летела домой. После разговора с Софьей она почувствовала, как тяжелая плита упала с ее груди, а за спиной выросли крылья. Да, у нее самый замечательный муж на свете. Она должна оставить его в покое, не требовать постоянные внимание и ласки. Ведь костер тоже устает всё время гореть в полную силу...

Прошло пару недель. Рита была погружена в повесть, которую начала писать неделю назад. Задумалась и не услышала, как в комнату вошел Алексей. Поэтому вздрогнула, когда он, наклонившись к ней, поцеловал ее в шею. А когда он тихо в ухо произнес: «Я тебя люблю! Если бы ты только знала, как сильно я тебя люблю!» ее тело покрылось мурашками и она, затаив дыхание, закрыла глаза.