Кн. 1 Том 3 Часть 8-3 Церкви

Дудко 3
СТОЛОВАЯ  ДЛЯ  КРЕСТЬЯНСКИХ  ДЕТЕЙ  В  ЦЕРКОВНО – ПРИХОДСКОЙ  ШКОЛЕ
Rusk.ru

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ   8-3  ЦЕРКОВНО - ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
То, что выполняется священниками в соответствии с Уставами православной церкви, это лишь небольшая толика их - насыщенных нескончаемой работой: дней, суток, недель, месяцев, лет…

Нужно ещё учесть круг выполняемых ими обязанностей, помимо проведения  церковной службы.

Поскольку  лично я не знаю весь перечень этих обязанностей, как всегда, уже по привычке,  пришлось обратиться к поисковой системе интернета.

И я очень удивилась, когда нужную информацию нашла в разделе – «Помощь школьникам в выборе профессии» - «Описание профессий» - «Православный священник».   opis.pro

Заработная плата

20.000–30.000 руб. (otsy.ru)

Место работы

Православные священники служат в храмах и часовнях при тюрьмах, больницах и госпиталях.

Обязанности

По окончании семинарии ученик становится священником после того, как его посвятил епископ. Власть епископу была дана в своё время другим епископом. Такая цепочка тянется вглубь веков от Христа и апостолов и называется Апостольским преемством.

Из семи таинств священник совершает шесть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние брак и елеосвящение.

Епископ же совершает ещё таинство священства.

Исповедь (покаяние) — является один из самых важных таинств. Священнику требуется глубоко чувствовать человека, соболезновать его проблемам и трудностям.

Священник также должен принимать непосредственное участие в приходской жизни. Должен быть наставником прихожан, помогать им, быть с ними в горе и радости.

Важные качества

Профессия православного священника требует открытости, доброжелательности, желания помогать людям, самоотрешённости, внутренней доброты и искренности.

Отзывы о профессии

«В Церкви, если священник изображает из себя больше, чем он есть на самом деле, это замечается, и наоборот, производит обратное действие — от него отталкивает эта нарочитая умильность, повышенная экзальтированность».

Иоанн Власов,
священник.

Стереотипы, юмор

Священником может быть только мужчина. И несмотря на то, что профессия требует пренебрежения многими желаниями и интересами, направление всё больше привлекает молодых людей.

Обучение

Чтобы стать православным священником, необходимо пройти обучение в духовной семинарии.

Похожие профессии -Священнослужитель



Ну, а, если серьёзно, такие рекламы в наше советское время отсутствовали, а уж в 18 веке – точно их не было.

И, хотя во многих Уставах, с которыми мы знакомились, не было написано о церковном книговодстве, мы нашли данные о том, что с учреждением во всех приходах, городских и сельских, церковным старостам было предписано обязательное ведение приходорасходных книг.

О метрических книгах мы прочитали на сайте – www.historiruasan.ru


ПОЯВЛЕНИЕ  МЕТРИЧЕСКИХ  КНИГ

Их ведение в 1-й четверти XVIII века.

С XVIII века началось сложное церковное книговодство.

14 апреля 1702 года вышел «именный» царский Указ «О подаче в Патриарший духовный приказ  приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших».

Царь повелел вести записи рождений и смертей в приходских церквах Москвы и представлять еженедельно ведомости о числе крещений и погребений в Патриарший

Духовный приказ:
«Великий Государь указал: на Москве по всем приходским церквам, чтоб с вышеписанного числа впредь тех приходских церквей священники по вся недели, что у кого в приходе всяких чинов мужеска и женска полу родится младенцев и крещено будет, так же мужеска и женска полу всяких чинов людей, всякого возраста умерших у приходских церквей погребено, и в убогие дома что мертвых телес привезено будет, о том по вся недели им священникам в Патриарший Духовный приказ подавать ведомость на письме, а с Патриарша Духовнаго приказа тое ведомость по срокам, с подлинною очисткою с перечнями, присылать в Монастырский приказ. И о том из Монастырского приказа в Патриарший Духовный приказ послать память».

Следует отметить, что самая ранняя метрическая книга России (1703 года) была обнаружена в фонде Донского монастыря.

28 января 1704 года вышел «именный указ», объявленный Боярином Мусиным-Пушкиным. О младенцах, которые «родились особым некаким видом», они также должны были рапортовать в Приказ:

«Великий Государь указал: умерших всяких чинов людей мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у Святых церквей; и тех до 3-х дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в 3-й день их погребать по обыкновению. Также во всех приходах, сказать Его Великаго Государя указ, под смертною казнию, чтоб повивальные бабки, рождаемых младенцев, которые родятся особым некаким видом, или несущественным образом, или каким чудом, не убивали и не таили, а объявляли про них, тех приходов священникам; а священники же про то объявляли в Монастырский приказ боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарищи. И о том на Москве и на Московском уезде по всем церквам к священникам из Патриаршаго Духовнаго приказа послать память».

От приходских священников требовалось, чтобы они присылали записи в Монастырский приказ об умерших беременных женщинах. За невыполнение этого требования взималась пени]:

«Всяких чинов людей которые чреватые жены имеют зачатых младенцов во чреве от 5 до 9 месяцов, и те жены умрут; и о тех умерших чреватых женах приходским священникам и отцам их духовным, того ж часу, как которая жена умрет, извещать в Монастырском приказе Боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарищи. А буде они приходские священники или отцы духовные о вышеописанном в Монастырском приказе не известят, и на них взята будет пеня: и о том всех сороков старостам поповским вышеописанной Великаго Государя указ сказать с запискою».
И, наконец, с особой строгостью, священникам вменялось в обязанность представлять ведомости о бывших на исповеди и о не исповедавшихся и раскольниках.

Приходские священники обязаны были также представлять за каждую треть года перечень метрических данных епархиальным архиереям, последние же должны были, составив общую ведомость за целый год, доставлять ее в Святейший Синод.

В апреле 1722 года «Прибавление о правилах причта церковнаго и чина монашескаго» (так называемые «Прибавления к Духовному регламенту») установило обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи.

Апрельские «Прибавления…» стали первым значительным документом синодального законодательства, опубликованное Синодом без санкции Императора. За это Синод получил выговор от Царя, тираж был конфискован, а «Прибавление» отредактировано Петром и затем опубликовано вместе с «Духовным регламентом» 14 июля 1722 года:
«О пресвитерах, диаконах и прочих причетниках.

…29. Должны же отселе священницы иметь всяк у себя книги, которыя обычне нарицаются метрики, то есть книги записныя, в которых записывать прихода своего младенцев рождение и крещение, со означением года и дня, и с именованием родителей и восприемников. Також и которые младенцы, не получившие крещения, померли, с приписанием вины, коей ради младенец лишен Святаго крещения.
Да в тех же книгах записывать своего прихода лица, браком сочетаваемыя. Також и умирающие с приписанием по Христианской должности в покаянии преставилися и погребаемые; и аще кто не погребен, именно написать вину, чего ради не получил Христианскаго погребения, со означением года и дня.

А повсегодно объявлять таковыя книги в Приказ Архиерейской; а сколько родится и умрет, по всякие четыре месяца репортовать во Архиерейские Приказы, а из Архиерейских Приказов о том уведомлять письменно в Синод…».

Указ Синода от 20 февраля 1724 года «О содержании священникам метрических книг для записи рождающихся, браком сочетающихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям» впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения: чтобы «ведать о количестве всего Российского государства, людей рождающихся, и в брачное супружество совокупляющихся, и умирающих».

В указе отмечалось, что еще с 1702 года священники должны были вести метрические книги и экстракты из них ежегодно отсылать к архиереям. Однако священники не выполняли этих требований. Учитывая это, Синод еще раз обязал священников содержать их в полном порядке. Эти указы положили начало систематическому учету православного населения и раскольников во всероссийском масштабе.

«Святейший Синод, требуя ведать о количестве всего Российского Государства людей, рождающихся и в брачное супружество совокупляющихся и умирающих, о каковых, хотя по прежним Его Величества указам везде Священникам книги иметь и в должное Правительство присылать повелено, но пересылки ни откуда в Синоде не видно, согласно приговорили: послать из Синода такие указы, чтоб записныя оным людям именныя книги в Епархиям по приходам священно-служители содержаны были обстоятельно, а с тех книг присылалися бы ко Архиереям от закащиков перечневые экстракты повсегодно, а с тех экстрактов чинены были бы Епархиальные табели, которые особливо на прошлый 1722 год учиня, прислан из всех Епархий в Синод немедленно, а впредь такия табели по прошествии каждого года в Генваре месяце присылать неотложно; а каким образом оныя книги содержать и экстракт и табели присылать, тому сочинены в Синоде формы».

С 1775 года метрики приобретают статус «актов состояния» и складывается система защиты книг от фальсификаций (печать, особый шнур, специальный бланк, изготовленный типографским способом на бумаге с водяными знаками, нумерация записей, персональная ответственность причта, введение штрафов и т.д.).

После Указа Синода от 23 ноября 1779 года «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях СТАЛО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Синод потребовал от всего духовенства России «исправно содержать метрические книги во всех приходских церквах и экстракты из них по-прежнему регулярно присылать в Синод».

Поводом к указу послужило убийство неким колодником Андреем Шарабурой служанки Бунчукового товарища  Михаила Лишня.

Суть дела была проста. Дабы избежать наказания Шарабура прикинулся несовершеннолетним. Однако его внешний вид явно не соответствовал заявленному им возрасту. Усомнившиеся чиновники решили проверить, сколько же лет на самом деле этому Шарабуре.

Из Сената в Малороссийскую коллегию пошел запрос, в котором было велено справиться об этом колоднике в метрических книгах - где родился и каким священником крещен. На что Коллегия рапортовала, что в метрических книгах записей о рождении Шарабура не нашлось.

Увы, в Малороссии подобные явления случались довольно часто.

В Указе Синод негодовал, что для определения возраста подсудимого приходится гадать по его внешнему виду.

Указ приказал держать метрический книги в особом переплете в церковной ризнице, чтобы в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ можно было затребовать и получить справку.

Указом устанавливался и особый контроль:

1) со всех церковно- и священно-служителей собрать подписки
2) поручить Благочинным проверять при осмотре церквей метрические книги, а с нерадивых взыскивать и обязывать исправлять
3) Епархиям рапортовать в Синод о том, что по всем приходам книги собираются и надлежаще хранятся

О размерах штрафов указ не сообщал, кратко оговорившись, что они будут «жесточайшими»:

«Если же за сим где впредь оных книг не окажется, или какое в них упущение явится; то все те, кои виноваты будут, имеют быть жесточайше штрафованы».


Кроме метрических книг, священник был обязан вести  записи гражданского состояния прихожан и некоторые другие книги и ведомости. Ежегодно священник составлял
статистический отчёт.
 
И, конечно, вспоминая все нагрузки, которые выполнялись священниками церквей, мы не могли обойти такое праведное дело, как   воспитание людей в духе православия и обучение детей в церковно - приходских школах.

1874 г. - приходские училища преобразовывались в начальные народные училища.

В 1884 появились «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы.

В начале 20 века они стали соответственно 3-и 5-годичными.

В одноклассных церковно-приходских школах преподавались закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметику.

В двухклассных, кроме того, давались сведения из истории. Материал для чтения был религиозно-монархического содержания. Управлял церковно-приходскими школами  училищный совет Синода через епархиальные училищные советы.

Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища.

1884 г. - создание Бугурусланского Епархиального училищного совета для осуществления надзора над всеми церковно-приходскими школами.

На долю Анания Иоановича Покровского выпали обязанности:  в селах, где он работал - организацию церковно-приходских школ и  непосредственное участия в их работе.

Об этом свидетельствуют публикации в Самарских епархиых ведомостях…

1871. Самарским епархиальным начальством 5 октября священник с. Стюхино Бугурусланского уезда Ананий Покровский перемещён, по прошению, на священническое место в с. Саврушу того же уезда.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 24, 15 декабря 1871 года, стр. 509.

1875. В Саврушенской слободе в Церковно-приходской школе учатся 10 мальчиков и 2 девочки. В Савруше в Церковно-приходской школе учатся 12 мальчиков.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 4, 15 февраля 1875 года, стр. 89.

1876. Самарским епархиальным начальством 26 июля священник с. Савруши Бугурусланского уезда Ананий Покровский перемещён, по прошению, на священническое место в с. Пронькино того же уезда.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1876 года, стр. 432.

1881. В Церковно-приходской школе с. Пронькино учатся 2 мальчика и 6 девочек. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 23, 1 декабря 1881 года, стр. 393.

1883. В Церковно-приходской школе с. Пронькино учатся 18 мальчиков и 2 девочки. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1883 года, стр. 468.

1884. В Церковно-приходской школе с. Пронькино (мордовская) учатся 20 мальчиков и 2 девочки. Отмечена как одна из лучших школ. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 18, 15 сентября 1884 года, стр. 419.

1885. Самарским епархиальным начальством священник с. Пронькина, Бугурусланского уезда Ананий Покровский перемещён, по прошению, на первое священническое место в с. Ибряйкино того же уезда.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1885 года, стр. 300.

1886. По 1 благочиннеческому округу, Бугурусланского уезда (благочинный протоиерей Николай Русанов). В Церковно-приходской школе с. Ибряйкино учатся 10 мальчиков и 2 девочки. Отмечена как одна из лучших школ. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 22, 15 ноября 1886 года, стр. 462.



Перечитывая написанное, мы старались представить  себе картины ведения Ананием Иоанновичем различных церковных служб, или его на уроке в церковно-приходской школе, а может быть – исповедующего какого-нибудь прихожанина…

И перед нами мысленно возникал образ Анания  - статного, спокойного, доброго, человечного человека, исполняющего служебный долг с чувством счастья и благости…
 
А каким он был отцом? Не легко воспитать 8 детей, дав им всем высшее образование.

И каким добрым и любящим он был с женой, своей мамой и тёщей, которые жили в его семье, на его иждивении…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ