15. Соавторство - кто кого грабит

Михаил Самуилович Качан
Саша Горбань о своих соавторах пишет с большим уважением:

«Немного о соавторстве и соавторах. Здесь придётся слегка пополемизировать с мнением моей мамы (да и не только её одной). Она считала, что всякий мой соавтор, пользовался трудом её «высокоталантливого» сыночка. Между прочим, такое мнение о соавторах встречается весьма часто. На самом же деле всё обстоит гораздо сложнее. В настоящем научно-организационном сотрудничестве выигрывают, как правило, все стороны. И только наивные люди – аспиранты или «мэнээсы»  – начинают думать, что сделали больше, чем научный руководитель. Расхожая точка зрения: мол, старший товарищ как бы заставляет на себя работать более молодых сотрудников, она и верна, и не верна. Об этом очень хорошо сказал Ландау: "Учитель грабит ученика, но и ученик грабит учителя".

Ну, положим, слово «грабит» отнесём на счёт размашистости Ландау. А я бы сказал так: молодые сотрудники довольно часто не могут оценить того простого факта, что работают-то они не по своей инициативе и не в рамках своей задачи, их поставили к интеллектуальному «станку», им дали фронт работ, им придумали задачу, дали метод, часто сочинили их судьбу, – а далее они трудятся сами. Но в целом этот фронт работ отслеживается тем, кто мыслит более масштабно.

А учителя, «старшие товарищи», экономят силы, время (которое и есть жизнь), перекладывая на молодых столько работы, сколько те могут утащить. Оставляют себе «самое вкусное», то, что требует высшей квалификации: постановку задач, выбор цели, подбор методов, придумывание новых подходов. Это, конечно, может делать и молодой тоже, если может.

У меня с моими учениками, особенно с сильными, было так: я делал то и только то, чего не могут делать они. И, например, во время сотрудничества с моим любимым учеником Ильёй Карлиным взаимодействие постепенно расширялось. Сначала я делал большую часть, а потом он быстро захватывал и захватывал всё новые и новые куски работы. Это было и мне интересно, и ему хорошо. Мы постоянно друг друга обогащали. А сейчас мы с ним взаимодействуем уже не как учитель с учеником, а как два более-менее равных партнёра».


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/09/1758