Глава 7 Бхагават-Гиты,
Относительное и абсолютное
понятия " Всевышний ".
7.1. Господь сказал: Арджуна, Я расскажу тебе. как, отказавшись от знаний и действий, не связанных со Мной, и предавшись Мне, Всевышнему, ты получишь полное знание обо Мне, Моей обители, Моих качествах и Моем окружении.
7.2. Я поведаю тебе о Моем волшебном могуществе и сверхестесстенных силах, чтобы ты получил хотя бы отдаленное представление о Моей природе.. После этого для тебя не останется ничего непознанного.
7.3. Среди бесчисленных душ мало кто получает человеческое тело; среди многих тысяч человеческих существ лишь немногие пытаются осознать Истину; среди тысяч тех, кому это удалось, лишь единицы получают возможность видеть Меня в человеческом облике, Шьямасундару.
7.4. Моя материальная сила ( иллюзия) делится на восемь составляющих: землю, воду, огонь , воздух, пространство,, ум, разум и ложное " я"( ложное самоопределение)
Разъяснение:
Гьяна или знание, с точки зрения науки о преданности, означает бхагават-
аишварья-гьяна - знание о могуществе и величии Всевышнего. По мнению ведических богословов, которых называют гьяни знанием следует называть знание о том, что душа отлична от тела, а тело, как продукт материи, состоит из восьми элементов.
Обладать знанием значит видеть разницу между душой и материей. Но в этих стихах Господь ясно говорит: иметь знание - это понимать, посредством каких сил Он управляет мирозданием, как Он принимает те или иные образы и проявляет те или иные качества.
Он говорит: " Я триедин. Я одновременно Брахман, Параматма и Бхагаван - это Моё безликое могущество, проявленное как свет во всем мироздании. В виде
Параматмы Я присутствую в каждом атоме сотворенного мира. Поскольку сотворенный мир не вечен, Параматма тоже не вечна. Вчен лишь Мой облик Бхагавана, Высшей Личности, в котором Я являюсь источником и обладателем трех сил ( накти).
Антаранга ( чит-шакти) - Моя внутренняя сила; бахи-ранга ( майя-шакти) -
внешняя иллюзлрная сила; татастха, ( джива-шакти) - промежуточная сила,
состоящая из бесчисленных единиц сознания".
Итак, в четвертом стихе Господь описывает майя- шакти - иллюзию, связывающую сознание с внешним миром.
7.5. О доблестный воин, материальная сила, ( вещество) занимает низшее положение.
Она отдана Мною в распоряжение живым существам. - сознательной силе, которая занимает промежуточное положение между высшей и низшей силами.
Разъяснение:
Живые существа пользуются материальной природой, чтобы удовлетворять
чувства, и несут ответственность за каждый совершенный поступок. С помощью
внешней силы Всевышний творит мир вещей, с помощью внутренней - мир сознания.
Живые существа как отдельная сила занимают промежуточное положение между внешней и внутренней силами, поскольку обладают сознанием, которое может прижиться как
в мире иллюзии, так и в мире Истины. Живые существа вместе и по отдельности могут обитать как в иллюзорном временном, так и в реальном вечном мире.
7.6. Все одушевленные твари, движущиеся и неподвижные, есть сочетание сознания и материи ( существа и вещества). Материя служит полем деятельности для сознания.
Я же стою над сознанием материей. Я создаю сознание и Я создаю материю ,в
которой сознание действует и затем разрушаю её.
7.7. О Арджуна, нет ничего и никого превыше Меня. Я поддерживаю творение изнутри, как нить держит жемчужины на ожерелье.
7.8. В виде вкуса Я присутствую в воде; в виде света Я присутствую в сиянии солнца и луны; в виде первичного слога " Ом" Я присутствую в Ведах; в виде
звука Я присутствую в пространстве; в виде Высшего мужского начала Я присутствую в каждом мужчине ( обладателе).
Читайте продолжение главы 7 " Относительное и абсолютное понятия " Всевышний", Бхагават- Гиты.