Лектор и выскочка

Марк Горбовец
         Бывают случаи, когда нам приходится, что-то делать впервые, незнакомое ранее.
         Так и случилось  со мной однажды, когда позвонил телефон и мне предложили через три дня прочитать лекцию в московском институте повышения квалификации руководящих работников строительства.
        В институте  проходили учебу слушатели со всех краев  СССР.
        Ехали с большим удовольствием, особенно из удаленных уголков страны.
        Ехать в командировку на несколько месяцев в Москву с поселением в гостинице института считалось большим подарком, отдушиной после напряженной работы. В эту командировку \руководители рвались как на сказочную прогулку.
        Лекции по традиционным направлениям читали маститые профессора из учебных институтов и известные специалисты отрасли.  По этим направлениям имелись отработанные программы и постоянные лекторы. А вот по новому направлению, когда по указанию правительства впервые в институте в срочном порядке должны были пройти повышение квалификации специалисты новой в то время, бурно развивающейся отрасли стройиндустрии, никаких программ и подготовленных специалистов и лекций  у института не было.
Эта задача застала руководство в расплох.  Никто из действующих в институте профессоров и специалистов не владел в необходимой степени вопросом и не соглашался на проведение первой вступительной лекции для директоров и главных инженеров домостроительных комбинатов и заводов крупнопанельного домостроения боясь осрамиться и попасть впрсак.
Естественно, на звонок администрации с приглашением провести через три дня первую вступительную лекцию я , как и другие специалисты, ответил отказом, заявив, что не имею готового материала для такой лекции. На кануне приезда первой партии слушателей в количестве90-100 человек администрация все же слезно упросила меня провести эту лекцию с любым содержанием, дабы помочь спасти положение.
В назначенное время я пришел в аудиторию, поздравил слушателей с приездом в присутствии администрации института, пообещав рассказать о новых перспективных направлениях развития отрасли и начал свой непринужденный разговор-лекцию. Не прошло и 20 минут от начала беседы как из задних рядов аудитории раздался недовольный голос: «Да это всем известно-здесь не студенты собрались!»
Произошло то, чего боялись профессора института много лет читавшие заученные лекции и боявшиеся этих не простых с большим гонором слушателей.
В такой момент нельзя было растеряться . Этого наглеца выскочку, возомнившего себя большим знатоком и решившего блейфуя показать аудитории свое величие, как это привыкли делать многие руководители перед своими подчиненными, надо было умело посадить на место!
Моя квалификация, опыт и главное знание психологии подобных натур, позволяли это сделать! И я это сделал!
Я заявил в веселой насмешливой форме, что очень рад познакомиться с таким знатоком как думаю все присутствующие в аудитории, попросил представиться, назвать свое предприятие и рассказать о его достижениях. Он не ожидал моей реакции, нехотя представился и промычал что-то несуразное о своих достижениях. То, что он назвал в качестве своих достижений было настолько заурядно, отстало и известно слушателям, что вызвало смех аудитории. Его подняли на смех.
Я успокоил аудиторию, посетовав на то, что бывают люди, которым кажется, что они все знают и «собаку сели, а она оказалась дохлой кошкой», и продолжил свою лекцию.
Выскочка-«знаток» был посрамлен, что было с удовольствием встречено слушателями!
       Моя четырех часовая лекция была прослушана с большим интересом и вниманием.
       По окончанию лекции слушатели меня долго не отпускали, задавая интересные вопросы.
       Мы подружились.
       За эту лекцию я получил большую благодарность администрации и поощрение в виде 12 рублей-по 3 рубля за час согласно существовавших смехотворных расценок.
        Но  я был доволен и получил огромное удовлетворение от общения с руководителями заводов,
которым как я почувствовал, были нужны мною накопленные знания и которым я был интересен как и они мне!
        По просьбе администрации института я разработал и провел интересную программу занятий с просмотром отечественных и зарубежных фильмов, которая прошла с большим энтузиазмом и одобрением слушателей. Я подружился со многими интересными слушателями, некоторые из них внедрили предложенные мною новшества, что было особенно приятно.
В этом институте в качестве соисполнителя, несмотря на свою загруженность по основному месту работы, я проработал 5 лет. Экспромт, которым была первая случайная лекция оказался удачным и благотворным!
Что касается наглых выскочек среди слушателей других многочисленных групп ( через меня прошло несколько тысяч слушателей) то они еще неоднократно встречались, но мой опыт и заслуженный авторитет позволяли успешно с ними бороться!