Театральное привидение

Элоиза Любанская
Сказки про привидения.

Рассказ «Театральное привидение»,© (11+).

Сказка о призраке, жившем на театральных подмостках.

      
      Жило-было Театральное привидение, в самом обычном городском театре. Это было самое обычное театральное привидение: скромное, добропорядочное и немного грустное. Носило пенсне и серый брючный костюм. Работало суфлером в будке на театральных подмостках. Поэтому суфлера в театре не было. Актеры всегда безошибочно читали свои роли. И даже не задумывались над тем, кто их диктует им на ушко. Театральное привидение всю свою жизнь проработало суфлером, под сценой. И не представляло себе другой жизни. Оно наизусть знало все театральные роли, анекдоты, истории и байки. И свято верило в постулат, что «Искусство требует жертв». И каждый раз печально вздыхало, вспоминая этот завет.
      Когда актеры забывали свою роль, привидение выпархивало из будки на сцену, выкрикивая забытые актерами, фразы. И, когда после спектакля в гримерке славили Бога, отмахивалось: «Да что ВЫ… Да ладно... Это же моя работа». Во время обеденного перерыва привидение отправлялось вместе со всеми на обед в буфет, простаивало длинную очередь, и потом садилось за чей-нибудь стол, поддерживая беседу, мило улыбалось, обнюхивало тарелки с едой и ускользало обратно под сцену, чувствуя себя сытым и довольным.
      Привидение никто никогда не замечал: настолько оно было милым, добрым и вежливым. Всегда у входа снимало шляпу и раскланивалось перед дамами. Произносило слова приветствия и прощания, которые, разумеется, редко, кто слышал. Иногда оказии все же случались, и молодые практиканты однажды громко рассмеялись, услышав приветствие из космоса. Даже подумали, что это чья-то шутка… Вечером привидение забиралось под сцену и разучивало новые роли. Принц Гамлет, король Артур, Дон Жуан… Привидение всю ночь прыгало на сцене и играло, играло все роли. Оно знало наизусть все театральные амплуа.
      Однажды во время спектакля актер позабыл свою роль, и привидение, вылетев на сцену, прыгало вокруг актера, помогая ему вспомнить роль. Но произошло неожиданное событие: актер упал со сцены, повредив ногу. А за ним упало и привидение, полагая, что это часть игры. И привидение тоже повредило ногу. По крайней мере, так ему казалось. Боль не оставляла ни днем ни ночью. И оно слегло в бреду под сценой на маленькой кушетке. И тихо плакало. Так продолжалось две недели. Привидение не могло подняться с кровати, как ни пыталось.
       За это время все смешалось в театре. Четыре артиста уволились, и один артист хотел покончить жизнь самоубийством. Тогда и появилось понятие «Импровизация», без которого современный театр не представлял бы той особой ценности, которой он теперь является. Это выдумка одного не очень талантливого актера, который подзабыл роль Кота в сапогах и промяукал, и провыл всю роль. Так что, зрители обезумели к концу представления и провожали его за кулисы, аплодируя стоя. Импровизация вернула театр к жизни, и к актерам снова вернулось «чувство полета» во время игры. 
     Когда привидение очнулось, и вылезло на сцену, оно обнаружило, что никому не нужно. Прыгая от артиста к артисту, привидение цитировало текст роли, но только путало их игру. Импровизация очень быстро завладела сердцами артистов и зрителей, и выжила привидение со сцены…
      Во время обеда оно более не посещало буфет, как обычно: оно плакало. Плакало, как ребенок, закрыв лицо руками. И, спряталось под сценой, на своей кушетке, почувствовав себя совсем разбитым; горестно вздыхало, набросив на лоб мокрую тряпочку.
     В горьком раздумье, ночью, привидение отправилось в кабинеты театра. Оно устроило там настоящий беспорядок. Перечитало за ночь все книги, какие там были. И заучило назубок все то, что не знало раньше. Обессилев, оно свернулось калачиком под сценой, и заснуло. Оно проспало до двух часов ночи и вскочило с твердым стремлением вернуть старый порядок в театр.
       Утром привидение отправилось в кабинет к режиссеру и примкнуло к его уху. Оно шептало и шептало ему новую пьесу. А режиссер писал и писал, пока не устала рука. Прыгал почти до потолка, сгоряча разнес всю мебель в кабинете. Громко кричал, дискутировал, писал и писал. Потом представил труппе новую пьесу, которая прошла на «ура» на всех театральных подмостках города. И привидение радовалось, оно ликовало! Эти роли оно знало изумительно и наконец-то его усилия оправдались.
       Твердо веря в свой жизненный постулат: «Искусство требует жертв…!», привидение творило без устали сценарии каждую ночь. И, совсем не предавалось отдыху, и своим приятным прогулкам по театральным балконам. Режиссер тоже работал дни и ночи. Он сильно уставал, так как был уже не молод. Внезапно он умер от сердечного приступа, и привидение режиссера сразу же появилось рядом с театральным привидением, которое не обратило на него никакого внимания. Привидение режиссера каждый вечер сидело в театральном кресле, в первом ряду, и быстро освоило роль суфлера.
       Театральное привидение, которое всю жизнь проработало суфлером, стало надсмехаться над привидением старого режиссера. И когда тот его заметил, то со своей стороны пытался превзойти, и привидения старались переорать друг друга, прыгая вокруг артистов. Отчего часто стали случаться комичные ситуации. Двое актеров сошло с ума, и отправилось в клинику для сумасшедших. Две актрисы вышли в декрет и еще две сразу выскочили замуж. 
       Кто же станет новым режиссером театра? Новым режиссером был назначен сын старого режиссера. И театральное привидение не выдержало. Оно не смогло больше работать в этом театре. Оно было полно решимости бросить этот театр, свою любимую театральную будку и зачеркнуть всю свою прежнюю жизнь. Однажды оно выскочило из театра, рыдая, и хватаясь за больной бок, понеслось к набережной. Там, заламывая руки, глядя на лунный лик, корчась в нестерпимых муках, оно решилось на страшный и непоправимый поступок: прыгнуть в реку и отомстить «им всем». И, оно прыгнуло. Но, к своему удивлению обнаружило, что плывет по реке, как бревно. Ему почему-то не было холодно. Пальто его намокло.
        Так, плыло оно около пяти часов, потом в его голову стали приходить сюжеты заученных ролей. Оно пыталось вспомнить, что принято говорить в последние минуты жизни, уходящей в водяную бездну. Но ничего не придумало, потому что в нос заполз запах гнили и плесени. Привидение оглянулось вокруг и увидело, что заплыло прямо в сточную городскую канаву. Вылезло на берег, где его встретили криками двое грязных людей. «Стало быть, это безработные люди»- подумало привидение.
- Коллеги, - крикнуло приведение. Отчего они вздрогнули. И привидение вздрогнуло: «Они видят меня! Мокрых привидений можно увидеть!» Оно стояло в мокром, старом брючном костюме и длинном пальто.
      Пьяницы потащили его к костру, от которого оно отпрянуло. Долго рассказывали про свою нелегкую жизнь и предложили пойти с ними просить «Христа ради». «Что ж и впрямь пора!» - решило привидение и поплелось за ними. Оно стояло на паперти и плакало, а дождь хлестал по щекам, затекал за воротник. И не было сил бросить шляпу и бежать. Так простояло привидение целый день. А к вечеру обсохло. Взяв пригоршню монет, оно отправилось, куда глаза глядят: «Нет, эта роль не для меня!». Оно уходило все дальше и дальше от того места, куда приплыло. И все больше его тянуло в свой родной театр. Оно вспоминало свою коморку и театральный буфет. Но надобно было идти дальше…. Неожиданно вверху обозначились большие яркие буквы «ЦИРК». «Цирк, зайду погреться», - подумало привидение.
       В цирке привидение очень быстро освоилось, облазило все закоулки «веселого театра» и сразу же вошло в образ циркового артиста. Ему здесь понравилось. Больше всего забавляли животные в клетках, которые кричали, как остервенелые, когда привидение появлялось рядом. Ему уже не хотелось быть скромным привидением. Его забавляли клоунские шутки. Теперь оно называло себя: театрально-цирковым привидением. И выходило на сцену вместе с клоуном и говорило всего одно слово: «Ап!». Клоун на сцене произносил всего несколько слов, и не нуждался в уроках актерской игры. И, заскучав, привидение обратило свой взор на цирковых животных. 
      Привидению более всего понравилась лошадь. Оно прыгало вокруг нее и повторяло: «Фр-ФР-ФР». Но однажды привидение ошиблось и крикнуло: «Но-о-о». И, лошадь понеслась. Она выскочила на сцену, и напугала там клоунов, которые вскочили друг на друга, и истошно заорали. А зрители захохотали. И привидение тоже рассмеялось, пожалуй, впервые за долгие годы своего «театрального существования». Цирк ему был уже совсем неинтересен.
      Привидение шагало по проспекту и ворчало: «Где же здесь игра? Где триумф? …». Но ветер свистел вокруг и шел дождь. «Тьфу, меня сейчас увидят». Привидение забралось в телефонную будку. Но, там было мокро и неуютно. Мимо с мигалками  пролетела машина медицинской помощи, и привидение подумало, что неплохо бы проехать с ветерком до театра. Из соседнего подъезда в машину пронесли на носилках одинокого старика, в котором оно узнало своего прежнего старого друга: «Что с ним?». Карета отправлялась в поликлинику, и привидение юркнуло внутрь. Утром оно узнало, что старик потерял память и очень болен. Его сын, в надежде заполучить большое наследство, задумал поместить отца до конца дней его жизни в больницу. Тогда привидение решилось оживить старому другу память, став его «Суфлером». Через некоторое время старику удалось вернуться в свой дом. Там двум закадычным друзьям было о чем поболтать и написать об этой встрече целый роман... Правда, правда, такое бывает…. Все старички любят бормотать себе под нос…. Он сам рассказал мне эту историю. А вы не верите всё еще…