Война. Пищалева Л. П. Блокада Ленинграда

Галина Чаплыгина
Людмила Павловна Пищалева-Ягданова (на фото  - справа).

Вместо предисловия.

Я хочу рассказать о подвиге в мирное время моей однокурсницы Людмилы Пищалёвой-Ягдановой.  Она родилась в 1925г. в Ленинграде, на Васильевском острове, здесь проживала блокаду и знает ее не по наслышке. В начале Войны училась в школе № 33, которая работала всю блокаду. Разделила судьбу многих ленинградских школьников.  С 1942 года пошла работать на завод. Затем окончила школу рабочей молодежи, затем геологический факультет ЛГУ.
Работала в Геологическом управлении, во ВСЕГЕИ, "Гидропроекте". С экспедициями объездила всю страну. В течение 30 лет работала в ЛИСИ. Прошла путь от старшего лаборанта до старшего преподавателя.

Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (и др.).
С 1968г. активно участвовала в работе организации «Юные участники обороны Ленинграда», которая скрупулезно собирала подлинные фотографии блокады и цифры, участвовала в создании монумента "Цветок жизни". К 50-летию прорыва блокады этой организацией была создана передвижная фотовыставка «Мы помним…», основным организатором её стала Людмила Ягданова. Выставка открылась 27 января 1993г. Поначалу экспозиция располагалась на уличных стендах на Васильевском острове, затем в павильонах ОАО «Ленэкспо» и других официальных помещениях. Возле выставки всегда дежурили её создатели или их помощники.  Выставку осмотрело огромное число людей, и было получено более 400 отзывов. 

В 2002г. составлен буклет «Мы помним…», посвященный блокаде Ленинград, авторами его являются Людмила Павловна Ягданова и Мария Семеновна Маслова. Ниже – цитаты из этого буклета.

"Все меньше остается на свете людей, которым памятно 22 июня 1941 года - жаркое, солнечное - самое длинное воскресенье. Однако оно стало и самым коротким - закончилось в 4 часа утра, когда над притихшей страной пронеслось короткое и страшное слово "ВОЙНА".
Наше детство закончилось уже на следующий день после объявления войны, когда отцы и старшие братья пошли в военкоматы и на пункты записи добровольцев." 

И далее из буклета:

 ВСЁ ЭТО БЫЛО

-  13 июня 1941г.
    Первый налёт вражеских самолётов
-  4 сентября 1941г.
    Первый артобстрел города
- 19 сентября 1941г.
Самые разрушительные налёты (6 раз) 264-х вражеских самолётов. На город было   сброшено  528 фугасных и 1335 зажигательных бомб.
- 27 сентября 1941г.      
      Город бомбили 197 фашистских самолётов.
      На город было сброшено только фугасных бомб 201 штуки.
-   сентябрь – декабрь 1941г.
В воздушных налётах на город участвовало 1499 самолётов, которые сбросили     3295 фугасных и 99717 зажигательных бомб.
-   сентябрь 1941г. – январь 1943г.
За этот период было совершено 177 воздушных налётов; в них участвовало 1707    самолётов; было сброшено за этот период 4148 фугасных и 101500 зажигательных бомб. До прорыва блокады немецкие артиллеристы выпустили на город 85173 снаряда. Бомбардировки и артобстрелы продолжались весь 1943 год вплоть до снятия блокады.

-   сентябрь 1941г. – январь 1944г.
Всего за период блокады 1941-1944гг. на Ленинград было выпущено 148478   артснарядов. В 258 воздушных налётах участвовало 1873 самолёта, которые сбросили на город  4643 фугасных и 102520 зажигательных авиабомб.


НАЧАЛО ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА

- В ночь на 23 июня 1941 года вражеские самолёты-разведчики появились над городом. Была объявлена первая воздушная тревога. Нашими воинами-зенитчиками в районе ж/д станции Песочная был сбит немецкий самолёт «Юнкерс 88», остальные повернули обратно.

- Уже 10 июля немцы достигли окраин г. Луги. С этого дня начинается отсчёт дней обороны города. Рядом с оборонявшими бойцами прокладывали десятки километров оборонительных сооружений горожане – женщины и подростки – «окопники». Строительство баррикад, траншей, противотанковых рвов, окопов продолжалось всю блокаду на тех рубежах, которые, по обстановке, приходилось оборонять.

- Уже в конце августа остановились поезда, прекратилось движение по Октябрьской железной дороге.

- Впервые город был обстрелян 4 сентября 1941г. В этот день стреляли 240 орудий из-под Тосно. В этот день бомбардировщики сбросили на город около 12 тысяч зажигательных бомб, в городе начались пожары.

-  Чуть позже вражеские батареи появились в районах Стрельны, Пушкина, Дудергофских высот. 8 сентября фашисты вышли к Ладоге, захватив Шлиссельбург. В этот же день город вторично подвергся массированному налёту вражеских самолётов. Было сброшено на город 48 фугасных и 63273 зажигательных бомб. В Московском районе вспыхнули 178 очагов пожаров. Весь город видел дым пожара на Бадаевских продовольственных складах. С этого дня началась трагическая и одновременно героическая блокада Ленинграда.

- Иногда воздушные налёты продолжались по 10 и более часов в день. Отважно сражались советские лётчики. Так в сентябре 1941г. из 2712 немецких самолётов к городу прорвались только 480, из них было сбито 272.

= Осенью 1941г. на шпили и купола, золотой блеск которых был ориентиром для фашистской авиации, поднимались альпинисты. Первой была укрыта адмиралтейская игла. Позже был надет чехол на шпиль Инженерного замка, были закрашены купол Исаакиевского собора, шпиль Петропавловской крепости. В городе были укрыты все основные памятники, за исключением памятников великим полководцам – они должны были символизировать несгибаемую волю русского народа к победе, возле них принимали присягу те, кто уходил на фронт.

- Летом 1941г. в быт вошли продовольственные карточки.

- Прервалась связь с электростанциями за пределами блокированного города. Единственная оставшаяся 5-я ТЭЦ была переведена на торф, да и тот поступал с перебоями. ТЭЦ ни на час не прекращала свою работу, снабжая электроэнергией больницы, госпитали, заводы.

- Не смотря на все трудности, город жил и трудился на благо победы, в помощь фронту – отремонтированные танки снова шли в бой. Артиллерийские орудия, миномёты, боеприпасы направлялись не только на Ленинградский фронт, но и под Москву, а также в другие районы.

ДЕТИ БЛОКАДЫ

- С осени 1941г. обучения и занятия были в основном приостановлены. В городе постоянно работало только 39 школ. В «красных уголках», в бомбоубежищах тоже занимались.
После первой страшной зимы, с 4 мая 1942г. начались занятия в 103 школах. Однако, значительная часть времени отводилась на выполнение сельхозработ. Из Москвы был доставлен целый самолёт посадочного материала и семян, которыми необходимо было засеять все свободные площади в городе и пригороде, посадить картофель и другие овощи. Школьники сажали и выращивали рассаду, пропалывали грядки, а в конце лета собирали урожай.

- Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчишек и девчонок. Они потушили десятки тысяч «зажигалок», сброшенных с самолётов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, ловили шпионов и диверсантов.
И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Учителя и ученики. И те, и другие из мёрзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы шли иногда километров за 5-6, а то и 10, в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились.

- Сегодня трудно представить, что в таких тяжелейших условиях постоянно работали детские консультации и молочные кухни, а также детские сады.

- 12800 пионеров участвовали в тимуровской работе, они посещали семьи фронтовиков, дежурили и выступали с концертами в госпиталях.

- 2247 школьников принимали участие в световой и технической маскировке города. 1700 ребят были связными и посыльными при райкомах партии и комсомола, на предприятиях, работали у станков, в домохозяйствах. Заводы получили для переплавки 150 тонн цветных и 300 тонн чёрных металлов, собранных школьниками в 1941-42 годах.

- За помощь взрослым, городу и фронту 15249 детей и подростков были награждены медалью «За оборону Ленинграда».


ДОРОГА ЖИЗНИ

- Подготовка к строительству ледовой дороги началась в октябре 1941г. Дорога начала функционировать в конце ноября. Сначала сани, потом маленькие полуторки, потом тяжёлые грузовики связали город с Большой землёй.
И это не было авантюрой – в основу разработки трассы лёг научный расчёт, знания гляциологов и метеорологов о свойствах льда и особенностях погоды на Ладоге.

- 21 ноября прибыл первый конно-санный обоз, доставивший по тонкому льду 63 тонны муки для осаждённого Ленинграда. 23 ноября из Кобоны вышла первая автоколонна.

- Ещё не был создан запас продуктов, однако медлить было нельзя, и 25 декабря была объявлена первая прибавка хлеба! Если с 20 ноября1941г. рабочим выдавалось 250 г хлеба в день и 125 г. остальному населению, то с 25 декабря – 350 г рабочим и 200 г остальным. Позднее стали поступать мясопродукты, рыба, жиры, сахар.

- В связи с регулярным подвозом продовольствия по ледовой трассе появилась возможность создать стационары для лечения ослабевших жителей города. Такие стационары были в здании гостиницы Астория, в Доме писателей.

- 22 мая 1942г. началась навигация на Ладоге, были отремонтированы суда и порты. Враг пытался сорвать навигацию, но моряки дали ему отпор, после чего немецкое командование больше не принимало активных действий на Ладоге.

- Летом 1942г. через Ладожское озеро был проведён трубопровод для снабжения города и войск горючим. Затем были проведены линии электропередач по дну Ладоги от Волховской электростанции. 7 и 8 ноября 1942г., впервые после декабря 1941г., в жилые дома ленинградцев была подана электроэнергия.