Cколько лет прошло

Ян Подорожный
 Фото из Интернета.

                Мой отец весьма неохотно вспоминал о войне. Он, вообще, не страдал склоностью к красноречию. Рассказыванием баек о подвигах. Как и большинство настоящих фронтовиков, хлебнувших реальной войны. А повоевать ему пришлось в двух. Вначале под Халхин-Голом, куда его направили помкомвзвода после окончания киевского пехотного училища. И во второй мировой.

                «С японцами меня в первом же бою контузило,- вспоминал отец, - я упал. Но не отключился. И увидел, что их офицер занёс надо мной палаш. Миг, и всё бы кончилось. Но боец моего взвода, - отец назвал фамилию, которая уже запамятовалась, - подставил винтовку и спас меня.

                Его потом за спасенье жизни командира наградили «Медалью за отвагу», а меня «За боевые заслуги». Это была командирская медаль. Тогда награждали весьма скупо. А за трусость во время боя могли и к стенке приставить. Было такое распоряжение Г.Жукова».

                После контузии отец приезжал к нам в гости. С мамой он развёлся, но, видимо, скучал по первенцу. Подарил мне эмблему танка, обозначавшую род войск. Чем я весьма гордился пока не "посеял" где-то в дебрях детства.

                В один из моих приездов к нему во Львов услышал следующую историю. «В войне с немцами я уже числился нестроевым. Из-за той злосчастной контузии.  Служил в авиаучилище неподалёку от Сталинграда. И однажды приключился такой-вот эпизод. Сейчас вспоминается с улыбкой, но тогда...

              Едем мы с водителем и одним курсантом на «полуторке» по каким-то своим делам. А в тех краях "степь да степь кругом". Всё как на ладони. Солнечный день, жара. И вдруг слышим рёв самолёта. И прямо над нами «немец». Уже не помню, какой самолёт. «Фоккер» или «Мессер». И молодой парень в кабине. Пролетит над нами и вверх взмывает.

              И ещё рожи корчит в своё окошко. Понимает, что нам от  него никуда не деться. Насаживай на вертел и зажаривай. Вот и решил решил покуражиться слегка. А чего не показаковать, если можно? Тем более — враги.

             А на нашей «полундре» прямо на крыше кабины  был закреплён пулемёт. И вот пока немец в очередной раз взмывал в "акробатический" пируэт к облакам, я на ходу выбрался из кабины и к пулемёту. И во время следующего подлёта к машине  в упор всадил очередь. И...попал.

            Ну, самолёт вначале немного пролетел по инерции по ходу движения, а потом дёрнулся несколько раз и рухнул на землю. Взрыв и всё кончено.


              Мы сразу же к нему. По неписанным правилам Красной Армии в таких случаях для получения награды надо было предоставить офицерскую или солдатскую книжку сбитого пилота и какую-нибудь деталь самолёта. Одного заявления, что ты сбил самолёт, было мало.

            Подъезжаем. Лётчика выбросило из кабины. Совсем молодой пацан. Запомнилось, что блондин с розовой поросячьей кожей. Потрогал его, а он тёплый. Не успел остыть. Полез в китель, отыскал солдатскую книжку. Салага даже офицером не был. Потом подобрал шестерёнку от развалившегося движка, укутал в ветошь, и мы погнали в часть.

           Получил за это «Орден боевого красного знамени». И знаешь? Сколько уже лет прошло, а жаль парня.

Ведь совсем пацаном был.»

07.09.17.   Ян   Подорожный.

Пр. Полуторка, полундра - народные названия автомобиля Газ-АА грузоподъёмностью полторы тонны. (авт.)

P.S. Хочу поблагодарить одного из читателей, исправившего мою ошибку. (авт.)