По причинам разутости и раздетости

Екатерина Наполова
                ВОХРОВЦЫ

В мае 1938 г. БАМлаг был преобразован в Управление железнодорожного строительства (УЖДС) НКВД на Дальнем Востоке. На базе БАМлага созданы шесть ИТЛ, в том числе и самый крупный — Амурский железнодорожный. В его состав вошел и Бушуйский ОЛП. В это время здесь числилось около 3600 заключенных. Амурский железнодорожный лагерь просуществовал до конца января 1941 года.
Архивные материалы приоткрыли для нас одну из страниц жизни Амурлага в целом и Бушуйского ОЛП в частности. В докладной записке о состоянии военизированной охраны и изоляции Амурлага от 30 января 1941 года, составленной начальником оперативно-чекистского отдела Амурлага капитаном госбезопасности Лютым, говорится:
«В Оперотделе  Амурлага НКВД имеются материалы, свидетельствующие о том, что политико-моральное состояние многих подразделений остается на низком уровне.
Этот вывод мы делаем на основании ряда самоубийств стрелков и младших командиров, большого количества нарушений Указа Верховного Совета СССР от 6/VII1940 г., злостных нарушений дисциплины и конвойно-караульной службы стрелками, сожительством с заключенными женщинами стрелков и антисоветских проявлений отдельных из них и других аморальных проявлений.
За период с 1 июля 1940 г. по 1 января 1941 г. среди стрелков и младшего комсостава в/охраны имело место 5 случаев самоубийств и 2 случая попытки самоубийств.
Ниже сего приводим следующие факты о самоубийствах:

9 октября 1940 г. стрелок отдельного Бушуйского взвода ВОХРа Амурского ИТЛ НКВД С****Григорий Семенович, 1915 г. рождения, на посту-вышке №1 колонны №5 Бушуйского ОЛП, который в 12 часов, сойдя с вышки на землю 5 выстрелами из винтовки совершил убийство на почве ревности к другим з/к заключенной К********* После убийства з/к к********* стрелок С**** совершил самоубийство из имевшейся у него винтовки.
Данный случай самоубийства произошел ввиду того, что командир Бушуйского взвода Виндокуров и политрук взвода Чернов воспитательной работой среди стрелков не занимались, жизнь бойцов как в служебное, так и в неслужебное время не знали.
Несмотря на ряд выявленных еще в апреле, мае и июне месяце 1940 г. случаев связи и сожительства стрелков с заключенными женщинами, ни Виндокуров, ни Чернов своевременных мер к ликвидации этих связей не приняли. Командир взвода Виндокуров и политрук взвода Чернов командованием лагеря понижены в должностях, первый пом. комвзводом, второй пом. политрука взвода...».
В этом же документе указывается, что «за 1940 год привлечены к уголовной ответственности за побеги из лагеря 390 заключенных, из которых осуждены уже 256. Привлечено стрелков военизированной охраны за допущение побегов заключенных из лагеря 29 человек».
Не была исключением и Бушуйка. В фондах музея истории Байкало-Амурской магистрали г. Тынды сохранился приказ по железнодорожному строительному управлению ГУПАГа НКВД СССР на Дальнем Востоке от 14 ноября 1938 года о премировании одного из стрелков военизированной охраны Амурлага за поимку четверых заключенных, бежавших из Бушуйского лагпункта. Они были задержаны на станции Сковородино. За добросовестное несение службы вохровцу объявлена благодарность и в качестве премии выдано 100 рублей. Какое наказание понесли беглецы, отбывавшие срок как социально вредные элементы, выяснить не удалось.



Учитывая добросовестное отношение к службе, бдительность, что дало возможность тов. 'Ф*******• ' иметь Ряд задержаний  з/к, пытавшихся к побегу,

ПРИКАЗЫВАЮ:
Стрелку-оперативнику 9 отряда Амурского жел.-дор. лагеря НКВД 'Г' " Василию Семеновичу о б'я в и т ь
благодарность с выдачей премии 100 рублей.
Приказ об'явить всему личному составу военизированной охраны.
Пом. нач. ЖДСУ Гулага НКВД СССР на Дальнем Востоке

Документ из фондов музея истории Байкало-Амурской магистрали г. Тынды (в книге есть фото документа)

                «ПО  ПРИЧИНАМ  РАЗУТОСТИ  И  РАЗДЕТОСТИ»

Приказом НКВД от 30 января 1941 года на базе ряда подразделений Амурского железнодорожного лагеря формируется Свободненский исправительно-трудовой лагерь. Он организован «в целях рационального размещения актированных инвалидов» из лагерей Дальнего Востока14. Бушуйский ОЛП переходит под юрисдикцию нового лагеря. В его составе осужденные по-прежнему влекли крайне бедственное существование.
Так, докладная записка уполномоченного НКВД СССР по Дальнему Востоку комиссара госбезопасности 2 ранга Гоглидзе «О проделанной работе по проверке и упорядочению содержания заключенных в лагерях Дальнего Востока», адресованная народному комиссару внутренних дел Союза ССР, генеральному комиссару государственной безопасности Берии, констатирует:
«...В декабре 1941 года, январе-феврале 1942 года проверено состояние быта, медико-санитарное обслуживание и содержание заключенных в Нижне-Амурском, Свободненском, Бирском, Буреинском лагерях НКВД и строительстве № 201.
Обследованиями установлено неудовлетворительное физическое состояние и большой рост смертности среди заключенных.
...В Свободненском лагере трудопотери по заболеваемости в IV квартале составляют 20%, а с учетом невыходов на работу по причинам разутости и раздетости — ежедневно не работало 40-50% всего лагерного контингента.
...В декабре месяце в Свободненском лагере умерло 183 заключенных или 1,2% от списочного состава».
Документ отмечает, что в подразделениях лагеря «заключенные живут в плохо отепленных палатках и бараках». Из-за непосильного труда значительная часть осужденных не в состоянии выполнить производственные нормы, и поэтому они переводятся на штрафное питание, из-за чего физическое состояние этих заключенных ухудшается еще больше. Больные госпитализируются несвоевременно, они надолго остаются в низовых лагподразделениях (колоннах, командировках) без квалифицированной помощи и там умирают. В Свободлагере не представляется возможности наладить лечение пеллагрозных  и авитаминозных больных.
В низовых звеньях (командировках и колоннах) лагерной администрацией из заключенных  расхищается часть продуктов. Контроль за их расходованием отсутствует. Как правило, в котел закладывается неполная норма продуктов. В преобладающем большинстве горячие завтраки на производстве не подаются.
Вследствие недодачи продуктов заключенным лагеря имеют большую экономию, выражающуюся в сотнях тысяч рублей.
Кроме того, в лагере выявлено значительное количество фактов бандитизма. «Уголовный элемент обкрадывает наиболее слабую часть заключенных, грабит каптерки и ларьки».
По выявленным фактам плохого бытового состояния заключенных приняты организационные, оперативные и профилактические меры: снят с работы начальник лагеря Кузнецов Б.Н.; понижен в должности ...замначальника лагеря Брук; наложено дисциплинарное взыскание на начальника оперативного отделения Грачева.
Проверяющий отмечает: «... из поступивших в феврале материалов видно, что начальники лагерей приняли меры к улучшению содержания и быта заключенных.. ,».
Детальным дополнением к лагерной жизни той поры стали свидетельства Александры Васильевны Химельсбах (жительница села Соловьёвск), которая с 1942 года работала инспектором по кухне, затем — кассиром. Она рассказывает, что «заключенные получали в те годы 600 граммов хлеба и приварок, т. е. суп. Это те, кто работал. Те, кто был не в состоянии, имели триста граммов, без приварка. Само по себе участие в «трудовом процессе» было обязательным для всех и здоровых, и немощных. Но нередко умирали прямо в телеге по дороге на работу. Причем сильный пол чаще, ибо незадолго перед ожидаемым освобождением продавали свои пайки, чтобы скопить денег на дорогу. Вот только на дорогу куда? У многих женщин были мужья заключенные, которые тоже зачастую жертвовали подругам свои скудные порции.
Посылки, отправляемые родными в Бушуйку, до заключенных не доходили. Свиданий с осужденными по ст. 58 не разрешалось. Зэк мог выйти на свидание только со смертью».
...Нам удалось найти еще несколько документов, приоткрывающих некоторые стороны жизни Бушуйского ОЛП.
Акт от 25 июля 1942 года «О проверке работы отдела общего снабжения Свободлага НКВД за период с 1 января 1942 г. по 15 июля 1942 г.» указывает, что вопреки запретам руководства НКВД СССР об использовании заключенных на работах, связанных с материальными ценностями, в лагере насчитывалось таковых 27 человек, из них четверо  в Бушуйском ОЛП. «Все эти люди в основном работают пекарями, каптерами, зав. складами, поварами*17, — отмечается в документе.
Акт от 18 сентября 1942 г. по обследованию состояния оперативного учета заключенных в Свободненском ИТЛ НКВД констатирует: «По состоянию на 17 сентября 1942 г.
в лагере содержится 11 895 заключенных, из них — 1017 женщин», а в Бушуйском ОЛП отбывают наказание 1417 осужденных18.
Докладная записка от 18.01.1943 г. для нас также интересна тем, что в ней содержатся сведения о численности заключенных в Бушуйке:
«... В лагерных подразделениях имеется следующее количество работников учета при списочном составе на 1.01.1943 г.:

Наименование Расстояние от Управления лагеря км Списочный Кол-во вольнона-
состав з/к емн работнике ых
в учета

штат факт
1-ое отделение 700 3791 4 4
Бушуйский ОЛП 500 1439 3 2
Перский ОЛП 90 649 1 1
Свободненский ОЛП - 2926 4 4
Суражевский ОЛП 6 796 2 2
Джелунский ОЛП В 637 2 1
Возжаевский ОЛП 95 490 2 1
Завод с/х орудий - 704 2 1

Строевая записка в лагерных подразделениях составляется ежедневно, но таковые представляются в ОУРЗ из отдаленных лагерных пунктов Тынды и Бушуйки с опозданием на 5-8 суток, что не даёт возможности производить ежедневное отражение движения карточек по учету кассовой книги центральной картотеки.. ,»19.

                ПОСЛЕДНИЕ  ГОДЫ

Свободлаг был закрыт в 1946 году. В июне 1947 года создается Амурский исправительно-трудовой лагерь. Можно предположить, что Бушуйский ОЛП вошел в состав этого лагеря, но точных данных об этом найти не удалось.
Архивные источники разных лет указывают, что в БАМ- лаге, Амурском железнодорожном, Свободлаге, Амурском ИТЛ большая часть заключенных отбывали наказание по пресловутой 58-й статье — за контрреволюционные преступления. Как писал бывший узник поэт Анатолий Жигулин: В худых, заплатанных бушлатах, В сугробах на краю страны — Здесь было мало виноватых, Здесь больше было — Без вины.
Но уже в 1950-е годы это соотношение несколько изменилось. Так, в Амурлаге, по данным на 01.03.1952 года, из 2803 заключенных отбывали наказание за контрреволюционные преступления 217 человек20.
В 1953 году Амурлаг прекратил существование. Краеведом Е.В. Боднарюк, работающей учителем истории в МБОУ СОШ села Невер, установлено, что в 1953 году, после смерти И.В. Сталина, был закрыт и Бушуйский ОЛП. Об этом Елене Валерьевне рассказали старожилы Невера,
среди которых были и бывшие узники Бушуйки.
***
Ну а что же «вольная» Бушуйка — поселение, давшее имя располагавшемуся рядом островку ГУЛАГа? Некоторые из ее жителей работали «на зоне», далеко не всем из них удалось избежать репрессий.
По данным на 1 сентября 1951 года, Бушуйка относится к Джелтулакскому (ныне Тындинскому) району и входит в состав Соловьевского поселкового Совета. Расстояние от Бушуйки до центра, поссовета, — 25 км. В «Сведениях по административно-территориальному делению Джелгулагского района ...» на указанную дату Бушуйка обозначается как «будка». Е.В. Боднарюк указывает, что, по словам старожилов, будками в то время назывались посты, обслуживающие Амуро-Якутскую магистраль.
Газета «Авангард» в номере от 29 января 1959 года, публикуя сведения «Об образовании избирательных участков по выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся», информирует, что «в Соловьевский избирательный участок № 45 (центр — пос. Соловьевский, клуб)» входит и «зимовье Бушуйка».
В 1959 году Бушуйку покинула последняя из живших здесь семей. Поселение перестало существовать. Но то, что происходило в этих местах в годы сталинских репрессий, незаживающей раной живет в памяти не одного поколения...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....ЗАВТРА.