Гл. 6 Буду драться с фашистами до последней капли

Владислав Одегов
"БУДУ ДРАТЬСЯ С ФВАШИСТАМИ ДО ПОСЛЕДНЕЙ  КАПЛИ КРОВИ…»
ТАКОЕ ОБЕЩАНИЕ ДАЛ РОДНЫМ И СДЕРЖАЛ СЛОВО НАШ ЗЕМЛЯК НИКОЛАЙ МИКРЮКОВ, АРТИЛЛЕРИСТ ИЗ  ЛЕГЕНДАОНОЙ 112-й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ

На наши публикации про историю 416, Кунгурского, полка 112-й стрелковой дивизии («Искра», 7 мая, 21 июня, 1, 25 октября, 15 ноября) откликнулся житель Насадки Василий СЕДЕГОВ. Он привез материалы, рассказывающие о судьбе артиллериста майора Николая Микрюкова, родственники которого живут в Насадке.

«ПЕРВЫМИ ПРИНЯЛИ БОЙ»
Так называется статья в газете «Звезда», вырезку из которой хранят в семье Седеговых (Даты публикации нет, но по рубрике «25 лет со дня нападения фашисткой Германии на Советский Союз» ясно, что ее напечатали в  июне 1966 года). Автор – уже знакомый нам полковник запаса Петр Венедиктович Зороастров, участник и очевидец героического пути 112-й стрелковой дивизии, которая почти полностью погибла в июне-июле 1941 года, рассказывает о некоторых подвигах ее солдат и офицеров.
«Я помню, как в те дни дрались наши пермские артиллеристы. Дивизион капитана Виктора Волкова отразил 15 танковых атак врага. Погиб весь дивизион – 12 орудийных расчетов, - последним пал командир, но враг не прорвал оборону. Я видел, как другой командир дивизиона капитан Николай Микрюков вместе с солдатами на руках вытаскивал пушки на огневую позицию. Лошадей уже не было, их быстро перебили в боях. А моторов у нас тогда в артиллерии тоже было раз два и обчелся».

«ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КОМАНДИРОВ ДИВИЗИИ»
Далее Петр Зороастров дает несколько штрихов к портрету отважного артиллериста: «Николай Федорович Микрюков, уроженец Лысьвы,  был одним из лучших командиров дивизии, коммунистом. Он до конца прошел боевой путь с дивизией. За отвагу в боях ему присвоили очередное звание майора».

«ПОГИБ В НОЧНОЙ АТАКЕ»
112-я стрелковая дивизия перестала существовать как боевая единица 19 июля 1941 года. Те немногие, кому удалось выйти из окружения, влились в другие части. В их числе и майор Микрюков. Петр Зороастров так рассказывает о последних днях жизни отважного  артиллериста:
«Погиб он позднее, в декабре 1941 года (по документу, хранящемуся в семье Седеговых – 21 января 1942 года – В.О.) на Калининском направлении, когда Советская армия уже освобождала Подмосковье. В Перми живут его жена, сын и дочь. Пусть узнают, как это случилось.
…Морозной декабрьской ночью группа фашистских диверсантов-лыжников просочилась сквозь передний край нашей обороны и вышла к артиллерийским позициям вблизи командного пункта майора Микрюкова. Отважный офицер поднял в ружье единственный бывший под руками взвод управления и сам повел его в атаку. Он погиб в этой ночной рукопашной схватке. Тело своего любимого командира, оказавшееся в простреливаемой врагом «ничейной» полосе, бойцы вынесли, рискуя жизнью, и захоронили южнее деревни Кувшиново».

«ТРУБКА МАЙОРА МИКРЮКОВА»
О том, с каким уважением  относились подчиненные к своему командиру, говорит и стихотворение «Трубка майора Микрюкова», написанное бойцом Шариным в 1942 году.
Когда наступает холодный рассвет,
Заря, разгораясь, садится на крышу,
Мы с трубкой тревожим пузатый кисет,
И двое мечтаем и дышим.
И долго сидим и беседуем с ней,
И трубка мне шепчет с задором,
Двести четырнадцать грозных дней
Трубка служила с майором.
И вдруг трубочист наш упало впереди,
И трубка осталась лежать в кармане,
Ждала с нетерпеньем,  прижавшись к груди,
Быть может, хозяин проснется и встанет.
Хозяин не встал, он лежит на снегу,
И трубка над сердцем его леденеет.
А сталь наносила удары врагу –
Смертельные раны в звериное сердце.
И вот эта трубка сдружилась со мной
И часто толкует она спозаранку.
Уж тысячи раз она в час ночной
Меня согревала теплом в землянке.
И в ней вспоминаем тебя, майор,
Когда начинаем беседовать с трубкой.
Мы будем хранить боевой твой задор,
Пока не закончится с немцами рубка.
Когда ж на земле прогремит салют,
Над миром взовьется победное слово,
Народ наш вспомянет твой сталинский труд
И славных бойцов Микрюкова.
(23 января 1942 года, дер. Ерино)

И ПАМЯТЬ ЖИВА
Спустя годы родные майора Микрюкова отыскали его могилу, хотя сделать это было не просто. На имя жены в январе 1942 года пришло извещение за подписями командира 327 легко-артиллерийского полка Колостратова, старшего политрука Смирнова и начальника штаба капитана Цейтлина. Там сообщалось, когда он был убит (21 января 1942 года) и где нашел последний приют.  Но после войны его перезахоронили в другое место. Отыскать новую могилу удалось с помощью председателя Дмитровского сельского совета Ржевского района Калининской области. В 1971 году родные Микрюкова побывали на этой могиле, поклонились мужу и отцу.
Бережно хранят в памяти всё, что связано с его именем, рассказывают о нем людям. В 2012 году ученик  Насадской школы Николай Седегов помощью своего руководителя, учительницы начальных классов и своей мамы Анны Николаевны представил на IX конкурс исследовательских работ учащихся «Первые шаги» работу «Первыми приняли бой», посвященную своему прадеду Николаю Федоровичу Микрюкову (Эта работа также опубликована в книге «Память огненных лет» (Насадка, 2016).

«МОЙ ПРАДЕД – ГЕРОЙ»
Юный исследователь обобщил все известные факты о короткой жизни Николая Микрюкова. Добавил еще штрихов: Николай Федорович  «с детства мечтал стать военным». После школы «закончил военное училище, в 1938 году за особые заслуги награжден орденом «Знак Почета». Правнук цитирует письмо прадеда с фронта:
«Я пока жив, здоров и думаю закончить войну с фашистскими варварами и прибыть домой здоровым.  Но свое здоровье я буду беречь всегда, но не в ущерб борьбе с врагами. Борюсь я с ними и буду драться до самой последней капли крови. Никогда не проявляю трусости и других удерживаю от этого».
А вывод юного исследователя такой:
«Великая Отечественная война была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Особенно суровые испытания выпали на долю советских людей в начале войны. Разгром немцев под Москвой явился началом коренного поворота. На всех фронтах – на суше, в воздухе и море – проявили свой героизм в борьбе с фашистами воины-уральцы. В самые первые, самые тяжелые для Родины дни пришлось сражаться жителям села Насадки (12 человек), воинам Пермской 112-й стрелковой дивизии с опытным, до зубов вооруженным врагом. Мой прадедушка Николай Федорович Микрюков был одним из лучших командиров данной дивизии. Память о нем будет сохраняться в наших сердцах".

Итак, стала известна еще одна судьба воина 112-й стрелковой дивизии, в состав которой входил и Кунгурский полк. Кстати, в книге «Память огненных лет» (Насадка, 2016) я нашел информацию еще о некоторых уроженцах Насадского сельского поселения, призванных служить в 112-ю стрелковую дивизию и павших на полях сражений. Всего же на сегодня известны имена 62 воинов, призванных  в эту дивизию, в основном в 416-й, Кунгурский, стрелковый полк П-Сергинским райвоенкоматом. В том числе 19 уроженцев деревень Насадского, Лядовского и некоторых других сельсоветов. Но об этом поговорим в следующий раз.

ПОД ФОТО
Майор Николай Федорович Микрюков
Фото: архив семьи В.С. Седегова

(«Искра»20 декабря 2016 года, г. Кунгур)