Несколько слов о русской литературе xviii века

Владимир Голдин
Владимир Голдин

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII века.

Не очень искушенный читатель и знаток истории русской литературы, прочитав заголовок этой публикации, может воскликнуть: «А чего там интересного в той старой литературе времен Очакова и покорения Крыма? – нашел, чем занять читателя двадцать первого века, поклонника коротких миниатюр и авантюрных романов». И такой читатель, в общем, будет прав, бросив упрёк в адрес автора этой публикации. Кого может увлечь стиль письма, примитивный сюжет авантюрных романов и сатирических или хвалебных од, ушедшего в далёкую временную бездну восемнадцатого века.

Однако, на взгляд автора этой публикации, такая точка зрения неверна. Всё, в том числе и современная русская литература, имеет свои истоки, свои корни, свои отрицательные и исторически подтверждённые значимые события, которые легли в основу развития  современной русской литературы, стали её традицией, и непререкаемо существуют, как начатое в те далёкие времена.

Автор этой заметки не собирается разбирать содержание произведений, когда-то творивших авторов, не собирается восхищаться или, напротив,  возмущаться их стилем и сюжетом. Нет. Для этого есть учёные филологи. Моя цель обратить внимание людей занимающихся литературными поисками на Прозе.ру хотя бы на те факты, которые постоянно встречаются в нашей повседневной жизни, и воспринимаются нами как данное, всегда существующее, не имеющее истоков.

Однако, стоит заглянуть в историю литературного процесса XVIII века, хотя бы ради интереса, как сразу напрашиваются параллели в истории литературы России ушедших веков и текущего столетия.

Российская литература не могла появиться из воздуха и на ровном месте. Интерес к слову был и в предыдущие века, вспомните: «Слово о полку Игореве», сказания и были, сказки. Но это ещё не было литературой в полном понимании этого явления. Литература, как национальное явление, приобретает законченные формы, при образовании государства и всех свойственных ему структур управления. Это случилось при Петре I.

Русская литература, как литература современного восприятия начала развиваться в России в начале рассматриваемого века, как патриотическая, поднимающая на щит реформы и достижения Петра I (Феофан Прокопович.

Но особенно заметно стало развитие русской литературы с первых лет правления Екатерины II. Именно она организовала первый литературно-сатирический журнал «Всякая всячина» (1769 г.), затем получивший название «Собеседник любителей русского слова», редактируемый Дашковой и Екатериной.
Жизнь журналов была кратковременной, и они выходили раз в неделю или раз в месяц. В этом же году выходили журналы «Смесь» и «Трутень» под редакцией Н. И. Новикова. «И то, и сио», - еженедельник М. Д. Чулкова. «Ни то, ни сио в прозе и стихах» - еженедельник В. Г. Рубина. «Подельщик» - еженедельный журнал обер-офицера полевых полков В. В. Тузова. «Адская почта, или переписка хромого беса с кривым» - ежемесячник Ф. А. Эмина и др. Затем журнальная жизнь была возрождена в семидесятые годы под редакцией Н. И. Новикова: «Живописец» (1772) и «Кошелёк» (1774).

Здесь сразу напрашивается вывод, что все литературные журналы в России в XIX веке только лишь продолжали зародившуюся традицию в веке предыдущем. Они же, эти толстые литературные журналы, существуют, и по сей день.
 
Однако среди читающей публики XVIII века в России имели широкое хождение романы западноевропейских авторов, как в оригинале, так и в переводном виде. Многие русские авторы видели путь дальнейшего развития русской литературы в подражательстве западу, другие, напротив, стремились развивать русское начало. Мир поклонников литературы раскололся в XIX веке на западников и славянофил. Такое отношение к литературе просматривается и в нашем XXI веке.

Литературный процесс при Екатерине II в России начал свой творческий путь вне цензуры. Сама императрица поощряла этот путь, в целях привлечения к литературному труду более широкий круг авторов.

К чему это привело?

С одной стороны к необузданному словоизлиянию интимной стороны людского существования, с использованием могучего устного русского языка – Барков, Иван Семёнович. Слава, которого пережила века, и творчество которого породило целое, неиссякаемое до наших дней литературное направление «озорных» поэм и стихов. В этом жанре в нашей отечественной литературе замечены имена многих признанных классиков.

С другой стороны, отсутствие цензуры, породило и такой жанр, как «Путешествие из Петербурга в Москву» - Радищева, Александра Николаевича, творчество, которого также породило своеобразное направление в русской литературе.

Екатерина II вздрогнула от такой откровенности литературных произведений и жестоко наказала неугодных ей авторов. Произведения Баркова долгое время имели хождение в рукописном виде и приобрели бумажное исполнение только в XIX веке и ещё раз в период перестройки и гласности. С Радищевым императрица поступила очень просто – сослала в Сибирь, тем самым показала пример, как возможно поступать с литераторами. Пример оказался заразительным широко применялся в России в XIX и XX веках, и приобрел своеобразное название – диссидент.

В XVIII веке в русской литературе начала зарождаться литературная критика. Поначалу она носила откровенно грубый характер, вплоть до рукоприкладства к неугодному оппоненту или автору. Затем приобрела более-менее интеллигентный характер, пример, отношения между Сумароковым и Барковым. Попытки дать отзывы на опубликованные произведения в виде литературной критики предпринимали Кантемир и Тредиаковский, но первым литературным критиком историки литературы признают -  А.Н. Радищева.

К литературным заслугам XVIII века следует отнести такую традицию как составление биобиблиографических словарей русских писателей. Начало этому движению было положено Николаем, Ивановичем Новиковым. Его словарь «Опыт исторического словаря о русских писателях» (1772 г) включал 317 авторов, из них примерно 250 лиц, занимались литературным трудом. Эту традицию подхватили историки литературы XIX, XX веков и продолжают её в наше время.

Таким образом, даже только эти перечисленные предприятия, заложившие традиции в русской литературе призывают нас уважительно относиться к литературе и литературным деятелям XVIII века, и помнить, что литературное движение в России имеет глубокие корни.

Приложение

РУССКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ XVIII века  (список неполный)

1.Феофан Прокопович (1681 – 1736).
2. Кантемир Антиох Дмитриевич (1708 – 1744) – поэт.
3. Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769) – поэт.
4. Ломоносов Михаило Васильевич (171 – 1765) - поэт.
5. Сумароков Александр Петрович (1718 – 1777) – поэт.
6. Новиков Николай Иванович (1744 – 1818) - прозаик
7.Лукин Владимир Игнатьевич (1737 -1794) – драматург.
8. Ельчанинов Б. Е. – драматург.
9. Фонвизин Денис Иванович (1745 – 1792) – поэт, драматург.
10. Козловский Ф. А. – поэт.
11. Веревкин Михаил Иванович (1732 – 1795) – драматург.
12. Попов Михаил Иванович (1742 – 1790) – поэт.
13. Аблесимов Александр Анисимович (1748 – 1783) – поэт.
14. Матинский Михаил (1750 – 1820) – писатель и композитор.
15. Николаев Николай Петрович (1758 – 1815) –драматург и поэт.
16. Княжнин Яков Борисович (1742 – 1791) – драматург, поэт.
17. Капнист Василий Васильевич (1757 – 1823) – поэт.
18. Плавильщиков Петр Алексеевич (1760 – 1812) – драматург.
19. Петров Василий Петрович (1736 – 1799) – поэт.
20. Майков Василий Иванович (1728 – 1778) – поэт.
21. Осипов Н. П. – (1751- 1799) – поэт.
22. Богданович Ипполит Федорович (1743 – 1803) – поэт.
23. Херасков Михаил Матвеевич (1733 – 1897) – поэт, прозаик.
24. Эмин Фёдор Александрович (1735 – 1770) – издатель и прозаик.
25. Эмин Николай Фёдорович – прозаик.
26. Львов Павел – прозаик.
27. Чулков Михаил Дмитриевич (1743 – 1792) – прозаик.
28. Левшинов Василий Алексеевич (1746 – 1826) – сказочник.
29. Курганов – прозаик.
30. Новиков Иван – прозаик.
31. Комаров Матвей – прозаик, популярно известный графоман 18 и 19 веков.
32. Филиппов Андрей – прозаик, графоман из крепостных.
33. Державин Гавриил Романович (1743 – 1816) – поэт, среди прочих заслуг, считается, что он первым воспел природу.
34. Храповицкий – поэт
35. Хемницер Иван Иванович (1745 – 1784) – поэт.
36. Львов Николай Александрович (1751 -1803). – поэт.
37. Радищев Александр Николаевич (1749 -1802).
38. Пнин И. П. – поэт.
39. Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844).
40  Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826).
41. Муравьев М Н. (1757 – 1807) – поэт.
42. Дмитриев Иван Иванович (1760 – 1837) – поэт.
43. Нелединский-Мелецкий Ю. А. (1752 – 1828) – поэт.
44. Козельский Яков.
45. Елагин И. П. – писатель и театральный деятель.
46. Екатерина II (1729 – 1796) – драматург и прозаик.
47. Дашкова Екатерина Романовна (1743 – 1810) – мемуары.
48. Клушин Александр Иванович (1763 – 1804) – прозаик.
49. Страхов Николай Иванович (1760-е – 1810-е) – прозаик.
50. Ржевский Алексей Андреевич (1737 – 1804) – поэт.
51. Богданович Ипполит Федорович (1743 – 1803) – поэт.
52. Капнист Василий Васильевич (1757 – 1823) – поэт.
53. Муравьев Михаил Никитич (1757 – 1807) – поэт.
54. Дмитриев Иван Иванович (1760 – 1837) – поэт.
55. Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович (1752 – 1828) – поэт.
56. Барков Д. Н. – автор непристойных эпиграмм на французском языке, упоминается А. С. Пушкиным.
57. Барков Иван Семёнович или Степанович (1732 – 1768) – поэт.
58. Болотов Андрей Тимофеевич (1738 - 1833) - мемуары.
59. Попов Антон Иванович (1748 - 1788) - поэт.
60. Варакин Иван Иванович 91759 - 1824) - поэт.
61. Беляев Тимофей Савельевич (1768 - после 1816) - поэт.
62. Бахтин Иван Иванович (1754 - 1818) - поэт.
63. Дягилев Дмитрий васильевич (1771 - ?) - поэт.
64. Лафитов Иван Борисович (1767 - 1810) - поэт.
65. Смирнов Николай Семёнович (1767 - 1800) - поэт.
66. Сумароков Панкратий Платонович (1765 - 1814) - поэт. Родственник А.п. Сумарокова, сосланный в Сибирь.
67. Сумарокова Наталья Платоновна (17?? - 18??) - поэт. Сестра Панкратия, последовавшая за братом В Сибирь.
68. Трунин Иван (1775 - 18??) - поэт.
     С номера 62 по 68, авторы единственного провинциального в России журнала "Иртыш, превращающийся в Ипокрену", издававшийся в г. Тобольске (1789 - 1791)