16. Пётр 1 и тридцать кораблей

Елена Шувалова
16. Пётр Великий и русский дух.


16.1. Тридцать кораблей.

   Тридцать кораблей  царь Пётр Первый велел построить для второй битвы за Азов (1696 года).

   "Еще 30 ноября Петр потребовал от архангельского воеводы Ф.М. Апраксина прислать ему корабельных мастеров из числа русских. Не дожидаясь их приезда, царь сам отправился в Воронеж, чтобы руководить сооружением 30 галер и галиотов (галер больших размеров). "
  "Общая численность флотилии, как и намечалось, составила 30 судов." / Н.И. Павленко. *Лефорт.


  В сказке "Конёк-Горбунок" - так же тридцать кораблей - тех, которые проглотил Кит, - за что он и несёт "беды-мученья":

Он за то несёт мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей...

  И - надо сказать, что корабли эти - именно галеры, поскольку на них сидит "гребцов весёлых ряд".

  Мы думаем, что это - именно Петровы тридцать кораблей и есть. Те, что подготовили первоначально на Воронежской верфи для Азовской битвы.

  Число это - "тридцать кораблей" - фольклорное.

  И мы думаем, что Пётр Первый задал это число - "тридцать кораблей" - именно как фольклорное, былинное число. Тридцать кораблей было у гусляра Садко, у Ильи Муромца, у Добрыни Никитича, и пр...

 
   Есть старинная песня, где тридцать кораблей - это флотилия Петра:

 Ах! По морю, морю синему,
По синю морю по Хвалынскому
Что плывут тут, выплывают тридцать кораблей.
Что один из них корабль, братцы, наперед бежит,
Впереди бежит корабль, как сокол летит.
Хорошо больно кораблик изукрашен был,
Парусы на корабле были тафтяные,
А тетивочки у корабля шемаханского шелку,
А подзоры у кораблика рытого бархату.
На рулю сидел наш батюшка православный царь.
Что не золотая трубушка вострубила —
Да что взговорит наш батюшка православный царь:
«Ах! вы гой еси, матрозы, люди легкие!
Вы мечитеся на мачты корабельные,
Вы смотрите во трубочки подзорные,
Что далеко ли до Стекольного?

  Исследователь авторства "Конька-Горбунка" С.Е.Шубин отметил, что эта песня очень странная, так как в ней из Каспийского (Хвалынского) моря матрозы пытаются разглядеть ... Стокгольм (Стекольный)! *** Но мы не будем останавливаться на географической несуразице, а отметим сам прецедент связи Петра Первого с тридцатью кораблями - именно в фольклоре. (То есть, царь своего добился: он стал фольклорным персонажем, связанным с тридцатью кораблями - подобно Садко, Илье и Добрыне).

  Похожую песню поют и гребцы в "Коньке-Горбунке":

"Как по моречку, по морю,
По широкому раздолью,
Что по самый край земли,
Выбегают корабли...".

  В первом издании было:

В отдаленьи от земли
Выбегают корабли...

  И "самый край земли" и "в отдаленьи от земли" отсылают нас, - как мы понимаем, - к границе между морем и небом, - как до этого Иван с Коньком въехали туда, где "небо сходится с землёю", - то есть, - к границе между небом и землёю.

 
  Таким образом, корабли стремятся к небу, к месту обитания Духа. Туда, где обитают Месяц, Солнце и Царь-Девица.

  И сами эти тридцать кораблей теперь - по-видимому, - стали символом: символом циркуляции Духа в России, - подобно тому,  как циркулирует кровь в теле человека.

  Теперь - после того, как Иван и его Конёк  выпустили их из пасти Чуда-Юда-Рыбы-Кита.


                *   *   *


   Пётр Первый писал своё письмо Апраксину 30 ноября. Может быть, царь не подгадывал письмо именно к этой дате, а может быть - и специально написал о начале строительства кораблей именно в этот день - День памяти святого Андрея Первозванного.

   И уж во всяком случае не случайна эта дата в Дневнике А.С. Пушкина:

  30 ноября 1833 года он пишет следующее:

"Вчера бал у Бутурлина (Жомини). - Любопытный разговор с Блайем: зачем у вас флот в Балтийском море? для безопасности Петер>бурга? но он защищён Кронштадтом. Игрушка! - Долго ли вам распространяться? (мы смотрели карту постепенного распространения России, составленную Бутурлиным). Ваше место Азия; там совершите вы достойный подвиг сивилизации...".

  Карты Бутурлина содержали походы Петра Великого (см. иллюстрацию).

 Тридцать кораблей, построенных на Воронежской верфи для второго Азовского похода Петра Первого были началом Балтийского флота.

 Через сто лет этот самый Балтийский флот - дело всей жизни великого Петра - превратился в "игрушку".

 Пушкин отмечает это в день написания Петром письма Апраксину о тех, первых, кораблях, - в Андреев день; в День апостола Андрея Первозванного...

 
 Корабль - символ Духа и символ церкви Христовой.


 Апостол Андрей, восприняв в День Троицы-Пятидесятницы огненный язык, - один их пятидесяти, - пошёл проповедовать Христианство на земли, включающие в себя и будущую Русь.

 Русский царь Пётр Великий, создавая Балтийский флот, - во-первых, - начал его создание - номинально - в День Андрея Первозванного - 30 ноября, - с тридцати кораблей (галер); во-вторых, пустил его под Андреевским флагом (белым полотнищем с синим косым крестом); в третьих, учредил высшую награду России - орден Андрея Первозванного.

 Тридцать кораблей Петра, под Андреевским флагом, заглотнул Кит - государство Николая Первого.

 Апостола Иону кит заглотнул по божьему веленью, - в наказание за то, что тот не пошёл в Ниневию. А наши корабли были исполнены Божьим духом и продолжали миссию апостола Андрея на земле. А их сделали - пустой игрушкой! На радость англичанину Блайю... (Хотя мы не уверены, что весь этот разговор Пушкин не придумал, - чтобы высказать свои мысли).

 




  * Николай Иванович Павленко (15 февраля 1916, станица Уманская, Ейский отдел, Кубанская область, Российская империя — 9 июня 2016[1], Москва) — советский и российский историк, специалист в области истории России XVII—XVIII веков. Доктор исторических наук (1963), профессор. Член Союза писателей (1987). Заслуженный деятель науки РСФСР.


**  Сочинения Чулкова. Том I (1913). Песня 164.
*** С.Е. Шубин. Глава "Как по моречку, по морю...". / Проза. ру.




  Иллюстрация взята из Интернета.




  Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/09/1994