14. В чём-то Михеев был большим учителем

Михаил Самуилович Качан
Саша пишет:

Большую роль в моей жизни сыграл Виктор Петрович Михеев – ныне профессор, доктор технических наук.

«Именно в это время тогдашний сорокалетний доцент Омского института инженеров железнодорожного транспорта В.П. Михеев тоже узнал о Саше. – пишет Дебора Яковлевна. –Видимо, ему рассказал о нём работавший в этом же институте Меламед. И у Михеева возникла идея – пригласить Сашу работать в свою научную лабораторию при кафедре энергоснабжения электрических железных дорог. В принципе это было весьма кстати!.

– Если бы не Михеев – пишет Саша, – после пединститута я был бы распределён в сельскую школу и вместо спокойной научной работы в лаборатории уехал бы преподавать математику в деревню на три года. В.П. Михеев, используя свои связи, за меня поборолся, писал письма, добился соответствующей поддержки обкома комсомола. Михеев приблизил его к себе, даже ввёл в дом.

!Саша был совершенно счастлив, – замечает Дебора Яковлевна, – ему всё это казалось вполне естественным. Мне же с самого начала это не нравилось, я предполагала, чем это может закончиться. Саша был на кафедре своего рода ходячим математическим справочником. Его имя значится как имя соавтора большинства статей институтских сборников научных трудов “Энергоснабжение электрических железных дорог”, выходивших в середине 70-х годов. И длился этот период года два!.

Конечно, Саша был научным негром. Он и сам об этом сказал в одном интервью.
Тем не менее, Саша благодарен Михееву. Прочитав этот текст, он написал мне:
«У меня крик души: да хорошо мы работали с Михеевым. Отлично и взаимовыгодно. Я был его теоротделом (не «ходячим математически справочником», а постановщиком и решателем всех и всяческих задач, правда на должности простого инженера), он был организатором, экспериментатором, талантливым инженером-изобретателем. Я у него многому научился, в том числе – интеллигентному стилю руководства. Он у меня, надеюсь, тоже кое-что взял. И слава богу. Мы были полезны друг другу, и это хорошо! Если есть в чем его упрекнуть, так это в нежелании поддерживать мою карьеру. Дальше инженера мне не светило. Интересно, когда я увольнялся он вдруг неожиданно робко предложил остаться и защитить диссертацию. Но я уже отвязался.
Надо бы добавить. И не надо его чёрной краской. Не злодей он никак». <…>

Работая под началом Михеева, я научился многому: организации научных лабораторий, техническому оформлению статей. Именно в тот период я понял, что такое Единая Система Конструкторской Документации (ЕСКД) и как с ней “бороться”. Да, он у меня много взял, но и я у него много взял и считаю, что это было время, проведённое с пользой. Да, я был “негром”, но это была прекрасная школа. Я работал в идеальных условиях, работал по расписанию, которое мне было удобно. Виктор Петрович ценил моё время, уважал мою мысль. Одним словом, он учил меня тому, что я не умел, а я учил его и его сотрудников тому, что не умели они. <…>

Как-то раз мы с Виктором Петровичем поспорили. Прав был я (если бы я был не прав, не спорил бы). Он вспылил и ушёл. Потом через два дня отошёл и сказал: «Александр Николаевич, я был неправ, объясните, пожалуйста, детали. Я считаю, что по части теоретического мышления Вы наш руководитель». Он был заметно старше, он был начальник. И это тоже урок, который я запомнил. Спасибо. Я стараюсь вспоминать о нём почаще в спорах с младшими и подчинёнными.

И ещё я тогда получал колоссальное удовольствие от ощущения собственной эффективности. Я работал в разных коллективах, и в этом смысле коллектив Михеева был одним из лучших. Что я имею в виду под эффективностью? Я прихожу – есть задача, я её решаю, и этот результат моей работы, моё решение нужно, люди его ждут, оно идёт в дело. И я понимал, что я здесь нужен, я эффективен, я решаю те задачи, которые нужны, и это ценят.

Если же вернуться к временам моей работы под началом В.П. Михеева, то чисто формально в области моей научной специальности он не был моим учителем, потому что и физику, и математику, и механику я достаточно хорошо знал уже до того, как с ним познакомился. Но именно от него исходили тогда конкретные задачи, конкретные потребности нашей работы. И Виктор Петрович, повторяю, меня многому научил.

Помню, как мы готовились к выступлениям на техсовете министерства, нужно было сравнить сделанное нами с уже достигнутыми в этой области результатами, т.е. тщательно вписать наши результаты в общую картину этой технической науки. И если говорить именно об общенаучной технической культуре, Виктор Петрович был тут для меня большим учителем».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/09/1754