5. Восстановиться в НГУ не удалось

Михаил Самуилович Качан
– И как же в дальнейшем сложилась ваша жизнь и карьера с таким пятном? – спрашивает Надежда Новикова:

– После рабочий коллектив рекомендовал меня к восстановлению в университете. Университет отказал, написав оскорбительный ответ в горком комсомола.
И вот, мой важнейший вопрос:

– Были ли попытки разговора с ректором или какими-либо преподавателями НГУ по поводу восстановления в НГУ после исключения?

– Были – об этом детальнее в книге Лейфера. Приехал с характеристикой от рабочего коллектива после ПТУ. Ректор Беляев подписал заявление на восстановление, ну а потом всё аннулировалось, о чём мне сообщил Биченков.
Г.Ш. Фридман замечает:

“Ректором университета был в то время академик Спартак Тимофеевич Беляев, которому мы тогда присвоили «почётное» звание «человек, умывающий руки». Он ни разу не подписал ни одного подлого приказа, он каждый раз в этот момент выходил из кабинета, а подписывал такой приказ... его заместитель.

«Что же я могу сделать, – говорил Беляев потом, – заместитель подписал, а я в командировку уезжаю...». Такие люди в Академгородке в те времена тоже попадались”.

А вот мнение самого Саши:

«Биченков, написавший это письмо маме, был тогда проректором по учебной работе. И его отношение ко всей этой истории меня никак не задевало, подумаешь – обыкновенный чиновник. Другое дело – сам ректор Спартак Тимофеевич Беляев. До сих пор у меня на него осталась обида в душе. Ведь это был большой учёный, физик-ядерщик, я знал его работы. И когда меня исключали, спросил у него: «А могу ли я в принципе рассчитывать когда-либо на восстановление в университете?». И он ответил утвердительно! И когда уже после профтехучилища я приехал в Академгородок, он подписал мне письмо, до сих пор помню: «Ректорат университета принял решение о восстановлении ...». Но тут вроде бы собрали партком с участием сотрудников КГБ, и там всё было решено наоборот, а Беляев умыл руки.

То есть в глаза мне он говорил то, что и должен был говорить в таком случае крупный учёный и порядочный человек, на деле же поступил иначе, фактически – обманул меня».

Обида на академика Беляева осталась на всю жизнь. В памяти же многих студентов он остался ректором, которого студенты любили.

В воспоминаниях Ильи Файвильевича Гинзбурга я тоже обнаружил этот эпизод. И там раскрывается разговор с Биченковым:

«КГБ быстро нашёл студентов - «писателей», и они были изгнаны из НГУ. Один из них Саша Горбань рассказывал в середине 90-х:

«Я не был обижен на изгнание из НГУ. Таковы были правила игры. Но прошло 2 года, я поработал на заводе – искупил трудом, и решил вернуться в НГУ. Беляев подписал приказ о зачислении, и куда-то уехал.

Но тут меня вызвал Биченков, и предложил стучать. Когда я отказался, он сказал, что – следовательно – учиться в НГУ я не буду. Так и получилось. Приказ о зачислении был отменён».

Поведение проректора, мягко скажем, недостойно. Поверить в то, что КГБ поручало ему вербовать стукачей, я не могу. Но в то, что он и мог по собственной инициативе говорить нечто подобное, не вызывает у меня сомнений. Он полагал, что перед ним сломленный парнишка, из которого верёвки можно вить. Но здесь он просчитался.

А что же Спартак Тимофеевич Беляев?

Сам академик Беляев рассказывает об этом по-другому. При одном из визитов в Академгородок на встрече со студентами Беляев рассказал, что после возвращения из поездки его призвали в обком КПСС и указали на недопустимость возвращения в НГУ идейно незрелого студента, после чего и был подписан новый приказ, отменяющий восстановление Горбаня.

Я пытался уточнить:

– Одного не понимаю: если Беляев подписал Ваше заявление, никто не мог отменить его решение о приёме! Если после этого ему в парткоме НГУ или горкоме КПСС запретили Вас принимать, элементарная этика говорит о том, что извиниться он должен был лично. Но так не делается. Если он просто принимает заявление - это не приём в НГУ, а если подписывает - это приём. И если он подписывает, а потом идёт в горком КПСС, то он просто себя подставляет. А если перепоручает проректору отказать Вам - это уже подлость и трусость.

– Заявление не просто было подписано – было направлено официальное письмо на предприятие, где я работал по распределению после ПТУ. Было прямо написано: "Ректорат ... принял решение о восстановлении А. Горбаня... Подписано ректором. Без такого письма меня бы не отпустили. Ну а насчёт извинения - это Вы, наверное, пошутили. Извиняться никто не собирался.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/08/1712