Мемуары. Мои записки. Глава 11. Асбестовский полит

Григорий Рыжов
                Григорий  Рыжов

                «Асбестовский  политехникум»
                (16.09 – 31.10.2011  года) 
               
     В  конце  августа  задумал  найти  работу.  Походил  по  объявлениям,  в  основном  от-вет: 
     -Мы  вам  позвоним. 
    А  раньше  говорили:
    -Пшёл  вон,  отсюда! 
    И  всё - таки  пошёл  поступать  на  работу  в  «Асбестовский  политехникум».  Это  было  5  сентября.  Зашёл  в  строительное  отделение  к  заведующей.  Она  сказала:
    -Где  же  вы  раньше  были,  часы  распределили?  Сходите  в  горно – механическое  отде-ление.  Там  не  хватает  специалистов.
    -Хорошо.  Спасибо  за  совет, - ответил,  попрощавшись.
   Прихожу  к  заведующей.  Она  сразу  приняла  меня.  Написал  заявление  на  работу  по  специальности  «мастер  производственного  обучения".  Женщина  полная,  симпатичная,  лет  45.  Энергичная  и  деловая,  зовут  её  Наталья  Алексеевна  Алемасова.  Имеет  связь  с  полицией. 
    Медицинскую  комиссию  проходил  в  Баженовской  поликлинике  № 4.  Очень  строгая  медицинская  комиссия.  Работа  с  детьми,  этим  всё  сказано.  Прошёл  комиссию  за  10  дней.  Потратил  на  неё  1700  рублей.  Так  мне  их  и  не  вернули.
     Познакомили  меня  с  группой  численностью  18  человек.  Стал  я  мастером  производ-ственного  обучения  электрослесарей  по  горному  оборудованию  I  курса.  В  мои  обязан-ности  входило  контролировать  за  посещением  занятий  и  проводить  внеклассные  заня-тия,  собрания  и  другие  воспитательные  мероприятия.  Иногда  в  масштабе  отделения.
Вначале  было  интересно,  но  постепенно  стало  надоедать.  Нужно  было  контролировать  посещение  ребят  занятий  каждый  урок,  фиксируя  в  журнале  посещения.  Это  тоже  на-доедает.  Ребята  к  учёбе  относятся  не  сёрьёзно,  лишь  бы  числится  где – то.  Из  них  че-ловек  семь  стараются  учиться.  Пропускают  занятия,  особенно  в  субботу.  Каждый  ве-чер  звоню  родителям  домой,  чтобы  своих  чад  направляли  на  учёбу.
    Провёл  родительское  собрание  на  тему  воспитания  их  детей  и  посещения  на  учёбе.  Заведующая  ушла  за  дверь,  оставив  меня  с  родителями  одного,  но  остановилась  за  дверью  и  слушала,  что  я  буду  говорить.  Потом  ушла.
     Постепенно  привыкли  ко  мне  ребята  и  я  к  ним.  Но  забот  меньше  не  стало.  Через  месяц  меня  попросили  преподавать  у  III  курсников  электрослесарей  предмет  «Эксплу-атация  и  устройство  горного  оборудования».  Стал  преподавать  по  четыре  часа  в  день.
Готовился  к  занятиям  по  вечерам  и  субботу,  воскресенье.  Особенно  по  теме  экскава-торы  и  бурильные  станки.  Эта  тема  для  меня  была  новой.
     С  первого дня  ребята  показали,  кто  они  есть  на  самом  деле.  Их  было 18  человек.  Больше  половины  на  занятиях  не  занимались,  делали,  что  хотели.  Мешали  проводить  занятия.  На  другой  день  я  пригласил  старшего  мастера  Ирину  Владимировну  Шуину  к  началу  занятия.  Она  прочитала  нотацию  по  поводу  дисциплины  на  занятиях  и  т.  д.  Для  них  это,  что  для  слона  дробинка.  Я  показал  на  учащегося,  который  нагло  и  дерз-ко  вёл  на  занятиях.  Был  такой  по  фамилии  Александр  Никулин.  Походка  у  него  не-обычная,  ходит,  как  пава.  Это  у  него  от  природы.  Он  пытался  отговориться,  как  обы-чно.  Я  послушал  и  сказал:
     -Вы,  учащиеся,  ведёте  себя  в  учебном  заведении,  как  оккупанты.  Захватили  «Поли-техникум»  и  устраиваете  здесь  свои  правила.  Что  хотите,  то  и  делаете.  Так  поступали  фашисты  на  захваченных  ими  территорий  других  стран.  Вот  так.
     От  этого  разговора  лучше  вести  себя  они  не  стали.  Я  провёл  с  ними  6  дней  заня-тий  по  четыре  часа.  С  каждым  днём  я  стал  убеждаться,  что  это  не  по  мне.  Да  ещё  и  с  группой  надо  заниматься.  С  нового  года  обещали  дать  заведовать  мастерскими  и  ве-сти  практические  занятия.
     Быть  зависимым  от  учащихся  и  терпеть  их  выходки  я  не  смог.  Подал  заявление  на  увольнение.  Меня  уговаривали  остаться,  но  я  сказал:
     -У  меня  конфликтов  с  ребятами  не  было.  Но  из  меня  Макаренко  не  получился.  На  занятия  к  ним  я  не  пойду.
     Вызывали  меня  к  руководству  «Политехникума»  и  уговаривали  остаться.  Я  не  сог-ласился.  Зарплата  у  мастера  производственного  обучения  6000  рублей,  у  преподавате-лей  не  больше.  Если  сочетать  два  и  более  обязанностей  можно  довести  до  15000  руб-лей.  Тогда  будешь  завязан  по  самое  горло.  Тяжело.
    Некоторые  мысли  о  работе  «Политехникуме».  Профессиональное  образование  в  России  в  загоне.  Теряется  резерв  в  стране  квалифицированных  рабочих  специаль-носткй.  Зарплата  мастеров  и  преподавателей  ничтожна  мала.  Мужчин  почти  нет  в  этой  системе  образования.  Одни  женщины,  которые  развалили  профессиональ-ное  образование.  Здесь  работать  надо  с  подготовленной  психологией,  с  Божьим  даром  педагога  и  умельцем  в  преподавании  в  своём  предмете  обучения.
     Когда  я  учился  в  Ремесленном  училище  № 12,  мы  уважали  преподавателей  и  мастеров.  Старались  учиться,  чтобы  овладеть  специальностью.  Не  однократно  за-нимали  первые  места  в  училище.  Наша  группа  по  специальности  «Кузнец  свобод-ной  ковки»  группа  № 3.Я  надеюсь,  что  всё  исправится  и  правительство  займется  всерьёз  кадровой  и  учебным  процессом  по  подготовке  молодых  квалифицирован-ных  рабочих  для  предприятий  России.  Всё  у  нас  впереди,  Россия!

                08.09.2017  год.