Наблюдашки 5

Татьяна Александровна Андреева
Рано утром еду на автобусе по любимому Советскому проспекту вдоль реки Вологды и любуюсь старинными деревянными домами с резными наличниками на окнах.  В позапрошлом и в начале прошлого века это место называлось Фрязиновская слобода.  В те времена здесь традиционно жили и торговали иностранные купцы... 

На  остановке напротив бывшего речного вокзала сидит одинокая девушка с длинными светлыми волосами.  Склонившись над смартфоном, она, так внимательно и отрешённо читает или просматривает что-то на экране, что не замечает ничего вокруг. 

Глядя на неё, я вспоминаю, что с таким же выражением лица и также увлечённо молодые девушки и парни склонялись в двадцатом веке над книгой.  Мы читали всегда и всюду, каждую свободную минуту, в автобусах, в метро, в поездах, в парках и на остановках. Мы читали в библиотеках, на книжных выставках и в книжных магазинах. Мы выстаивали очереди, чтобы купить последнее издание сверх популярного, автора.  Мы бегали на лекции преподавателей литературы и на презентации новых книг.  Мы сдавали макулатуру, чтобы получить возможность купить детективы или фантастику.  Мы хвастались друг перед другом новыми книгами и обсуждали их содержание, мы... 

А они с таким же восторгом ждут новых версий смартфонов и готовы на любые жертвы, чтобы стать обладателями этого нового чуда техники.  Благо других жертв, кроме денег не требуется. 

Нам наши книги дороги до сих пор.  У меня большая личная библиотека, я постепенно передаю отслужившие мне книги в библиотеки города, но каждый раз с трудом расстаюсь с каждой книжкой.  Потому, что эти книги – мои друзья, они стали частью меня самой. 

А современные дети расстаются с устаревшими гаджетами легко потому, что их ждёт нечто новое, более привлекательное и с бОльшим количеством функций, возможностей. 

Меня это и печалит, и наводит на мысль о том, что каждому поколению - свои источники информации, свои развлечения, свои радости.  Здесь есть только пара «но» - нас книги объединяли, мы черпали из них культуру, историю, знания, мысли.  Их гаджеты разъединяют, и что, кроме однозначных ответов на немудрёные вопросы и развлечений, они черпают из интернета?  К примеру, вряд ли многие из них знают хоть что-то о Фрязиновской слободе, замечают старинную архитектуру родного города, деревянную вязь резьбы на окнах и палисадах  и с восторгом любуются ею.  И мне «немного жаль моей печали».

08.09.2017