Флёр

Андрей Ветер Нефёдов
Итак, «Флёр». Мне сложно выразить моё впечатление коротко, но я попытаюсь.

Если в двух словах, то первые же страницы этого произведения отправили меня в ту плоскость искусства, где обитают фильмы Бертрана Блие и некоторые книги братьев Стругацких. То ли абсурд, то ли зашифрованная философская притча, то ли пазл, где слова надо правильно совместить с мыслями, а мысли с сюжетом.

Если подробнее, то эта книга – игра. Не случайно автор указывает, что написал не просто роман, а роман-файл. Игра – это нормально, играть должен любой писатель, играть в свой мир (мир конкретной книги), потому что если не играть, тогда на кой хрен нужно сочинять? Но Глеб Нагорный отстранён от своего главного персонажа, он играешь «со стороны», играет холодно. В книге нет удивления автора, недоумения, ужаса, волнения перед выходом Флёра во Вне Здания. То есть у меня сложилось ощущение, что автор выстраивал книгу искусственно, как бы собирая разные темы, которые ему хотелось обсудить, но сам он не решился поселиться в том мире. Возможно, не поселился по единственной причине – чтобы не сойти с ума. Автор не плутал с Флёром по коридорам и отделам, и это наложило определённый отпечаток: можно было прекратить рассказ о нём в любой момент, хотя с формальной точки зрения писатель должен довести рассказ до конца.

«Флёр» – это построенный в книге мир компьютера, где живут фактически люди. Я пытался визуально представить его, хотел увидеть, как это можно воплотить в кино, и понял, что у меня не хватает воображения. Фантастическая придумка. Я перечитывал первую главу раза три, потому что никак не мог включить воображение, и никак не мог войти в пространство, в котором будет развиваться действие. Обычно моё воображение при чтении включается само собой, потому что всё предсказуемо, а Глеба Нагорного такой мир, где всё непредсказуемо. Невольно напрашивались параллели со «Сказкой о Тройке» и «Улиткой на склоне», но параллели не выстроились.

Вот, пожалуй, и всё, что могу сказать, не раскрывая сюжета книги.