Страшная месть Вёлунда

Сергей Гирин
(Старшая Эдда – Песнь о Вёлунде)

У финского конунга было три сына: Слагфид, Эгиль и Вёлунд. Пришли братья в местность Ульвдалир и построили себе дом на берегу озера Ульвсъяр, которое называют Волчьим, ходили на лыжах и охотились. Однажды поутру проснулись юноши и вдруг видят: на берег озера опустились три лебедя. Сбросили лебеди с себя свои перья и превратились в трех прекрасных девушек. Сели они на берегу и начали прясть лён. Подивились сыновья конунга на такое чудо, вышли на берег озера.
– Кто вы, прекрасные девы? – спросили братья.
Отвечала им одна из девушек:
– Мы – валькирии. Летим мы туда, где шум сраженья, помогаем в бою храбрым воинам, а павших относим в Вальхаллу к владыке нашему Одину. Я – Хладгуд Лебяжьебелая, дочь конунга Хлёдвера. Вот сестра моя – Хёрвед Чудесная. А это Эльрун, дочь Кьяра из Валланда.
Понравились девушки братьям, да и валькириям юноши приглянулись. Решили они жить вместе. Слагфид взял в жены Хладгуд, Эгиль женился на Эльрун, а Хёрвед стала женой Вёлунда. Стали сыновья конунга жить с женами в любви и согласии. Семь счастливых лет пролетели, как один день. А на восьмой год валькирии затосковали. Скучна им показалась спокойная семейная жизнь – не могут валькирии без шума битв, без звона мечей. Прожили они с мужьями еще год, и совсем тоскливо им стало. Однажды, братья, как обычно, отправились поутру на охоту, а валькирии надели свои лебяжьи одежды и прочь улетели. Вернулись сыновья конунга с охоты – видят – нигде жен нет. Всё вокруг обыскали – нет никаких следов. Поняли тогда братья, что улетели валькирии, и опечалились.
– Что толку ждать?! – сказал Эгиль. – Не вернутся валькирии. Пойду искать жену, ненаглядную мою Эльрун!
– Дело говорит Эгиль! – согласился Слагфид. – Не жить мне без любимой Хладгуд. Надо идти на поиски. А ты, Вёлунд, пойдешь ли с нами?
– Нет, – ответил Вёлунд. – Не верю я, чтобы жена навсегда меня оставила. Как уйду? Вдруг вернется Хёрвед, а меня нет. Буду ждать ее здесь.
– Ну, как знаешь, – ответили братья, надели лыжи и отправились: Эгиль – на восток, а Слагфид – на юг.
Остался Вёлунд один в доме. Плел он кольца из золотых нитей, вправлял в них драгоценные камни и ждал, когда жена возвратится к нему.
А между тем, пошел по земле слух, о том, что богато живут братья, что много сокровищ накопили они в своем доме. Дошел этот слух до племени ньяров, что обитало неподалеку. Услышал Нидуд, конунг ньяров, что Вёлунд остался дома один и решил завладеть его богатством. Надели воины Нидуда кольчуги, сели на коней и под покровом ночи отправились в Ульвдалир. Зашли они в дом, видят – никого дома нет (Вёлунд в это время был на охоте), а под самой крышей висят на веревке, сплетенной из лыка, семьсот золотых колец. Сняли воины кольца, стали их рассматривать внимательно, потом все кольца снова на веревку повесили, лишь одно кольцо утаили – самое красивое. Спрятались ньяры в лесу неподалеку, и стали ждать, когда Вёлунд вернется. Прошло время, вернулся Вёлунд из дальней охоты с богатой добычей. Разжег огонь в очаге, стал жарить медвежье мясо. А пока не готов обед, стал считать кольца. Видит – все кольца на месте, кроме одного, того самого, что принадлежало его жене. «Хёрвед вернулась!» – обрадовался Вёлунд, – «вот только где же она? Наверное, в лес отправилась меня искать». Разложил он на полу звериную шкуру, сел на нее и стал ждать жену. Долго ждал, наконец, сморил его сон.
Проснулся Вёлунд, хотел встать, а не может – крепко связаны руки и ноги. А тут и незваные гости появились. Забрали они его оружие и все сокровища, а его самого увезли с собой – заставили ковать для конунга драгоценности. Нидуд взял себе меч Вёлунда, а кольцо его жены отдал своей дочери Бёдвильд. Возмутился Вёлунд, но вида не подал. Однако как ни старался, а от жены Нидуда своих чувств скрыть не смог. Пришла она к мужу и говорит:
– Не верю я сыну финского конунга. Увидит ли он у тебя свой меч, или кольцо своей жены у Бёдвильд, глаза у него так и вспыхивают огнем. Чую, задумал он недоброе. Прикажи поранить ему ноги, да отправь его на остров Севарстёд, что б не сбежал. Там будет он для нас безопасен.
Послушал Нидуд свою жену. На острове, что был недалеко от берега, ньяры построили для Вёлунда кузницу, а ему самому поранили ноги и отвезли на остров. Там в кузнице он ковал для конунга драгоценности, и, кроме Нидуда, никто не мог посещать его.
Возненавидел Вёлунд конунга пуще всего на свете. Позабыл про сон и еду, ни о чем думать не мог, только о том, как бы ему отомстить. Всё ждал подходящего случая. И дождался – двое сыновей конунга осмелились нарушить отцовский запрет. Приплыли они на остров Севарстёд, зашли в кузницу и видят: стоит у стены ларец. Открыли его братья, а там сокровищ видимо-невидимо. Увидел Вёлунд, что совсем ослепило золото сыновей конунга, и говорит им:
– Приезжайте ко мне вдвоем в следующий раз – всё это золото вам отдам. Только смотрите, не говорите никому, что вы ко мне поехали. Узнает ваш отец, что вы нарушили его запрет – не сносить вам головы.
Послушались братья коварного кузнеца. На другой день, никому не сказав, вновь приехали на остров. Тут то им и смерть пришла – схватил Вёлунд острый меч и срубил головы им обоим. Из черепов братьев сделал он изысканные чаши, украсил их серебром и отправил Нидуду в подарок. Из глаз убитых сделал роскошные украшения. Засверкали глаза, как драгоценные камни – подарил их Вёлунд жене Нидуда. А из зубов братьев сделал нагрудные пряжки для Бёдвильд.
Восхитилась Бёдвильд мастерством кузнеца – уж очень ей пряжки понравились. А тут как раз золотое кольцо у нее треснуло. Приплыла она на остров, показала его Вёлунду:
– Испортилось у меня золотое кольцо. Никто кроме тебя не сможет его починить.
– Это точно, – ответил тот. – Давай его сюда. Уж я для тебя постараюсь – довольна останешься! А как твои родители будут рады – и словами не передать!
Взял Вёлунд кольцо у дочери конунга и усмехнулся:
– Глупая ты, Бёдвильд. Разве ты не знаешь, что это кольцо моей жены – валькирии? А валькирии умеют летать…
Надел он кольцо, повернул его, и в тот же миг выросли крылья у него за спиной. Полетел Вёлунд прочь с острова. Поняла Бёдвильд, что обманул ее кузнец, и горько заплакала.
А тем временем Нидуд лежал у себя в палатах на богато убранном ложе. Пришла к нему жена, спросила:
– Не спишь, владыка ньяров?
– До сна ли мне теперь, – ответил конунг. – Не знаю, где искать моих сыновей. Чувствую, не обошлось тут без Вёлунда. Во вред мне пошли твои советы. Зачем только я тебя послушал?!
А тут и Вёлунд появился. Прилетел он на двор к конунгу и уселся на заборе. Вышел к нему Нидуд и спросил:
– Скажи мне, Вёлунд, как погубил ты моих сыновей?
– Поклянись прежде, что не губил ты жены моей чудесной Хёрвед, – ответил кузнец.
– Клянусь, что не видел я никогда твоей жены. Пусть щит мой не будет меня защищать, пусть конь мой споткнется подо мной, пусть меч мой пронзит меня самого, если хоть чем навредил я Хёрвед, – поклялся Нидуд. – А теперь расскажи мне про моих сыновей.
– Останки своих сыновей, конунг, найдешь ты у меня в кузне, – сказал Вёлунд. Понравились ли тебе чаши, что я прислал? Из черепов твоих сынов они сделаны. А жена твоя рада ли украшениям? То глаза ее детей. А из их зубов сделал я пряжки, что твоя дочь носит.
Пошатнулся конунг. Стоял он не в силах вымолвить ни слова от горя, наконец, произнес:
– Жестоко ты отомстил мне, Вёлунд. О, как бы я хотел убить тебя! Да только как же мне тебя достать, если ты паришь так высоко?
Рассмеялся Вёлунд, взмахнул крыльями и улетел.