НБЧЛ. Кн. 1. Девичество. Часть 2. Институт. Гл. 14

Рина Филатова
15.11.2000 г.

У нас началась психологическая практика без погружения, то есть без отрыва от занятий. Просто по средам мы ходили в обычную школу, с которой была предварительная договоренность. Нас разбили на группы по четыре человека и прикрепили к разным классам. Мне, Женьке, Олесе и Ульяне (я тебе о ней ничего не рассказывала, потому что мы мало общаемся, но она нормальная девчонка) достался 8 «Б».


Сначала мы все вместе сидели на последних партах и наблюдали. Первой задачей было выбрать себе объект для анализа, иначе говоря, любого ученика. Я присматривалась очень долго. Сложность заключалась в том, что дети сидели к нам спиной. Ты только не подумай, что я руководствовалась внешними данными, искала, кто посимпатичней. У меня в тот момент и в мыслях не было ничего подобного. Это сейчас пишу и вдруг  пришло на ум, что ты мог такое предположить.


Не знаю, как точнее и понятнее тебе объяснить, но я искала родственную душу что ли. Популярных детей всегда видно за версту, даже со спины, а мне хотелось найти кого-то, кто был бы похож на меня в школьные годы. Оказать внимание тому, кто в этом нуждается больше остальных. Но среди девочек никто не приглянулся, зато на третьем ряду сидел мальчик, который меня заинтересовал. Потом я его лучше разглядела. У него короткие прямые волосы темно-русого цвета, зеленые глаза, он среднего для его возраста роста, не щуплый, но и крепким его не назовешь, немного сутулится. Он напомнил мне главного героя повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех», будто мальчик хочет улыбнуться, но не может.


После первого урока нужно было подойти к выбранному ребенку, поговорить с ним, в общем, нужно было получить его согласие на совместную работу. Я все-таки неисправимая трусиха, смешно сказать, жутко робела перед школьником. Несколько первых минут перемены мне понадобилось лишь для того, чтобы набраться смелости. Он все это время находился за своей партой, и я подсела рядом.


- Здравствуй! - сказала всего одно слово, а сердце внутри колотилось с бешеной скоростью.

- Здравствуйте! - он выглядел удивленным.

- Можно мне здесь немного посидеть?

- Да.

- Как тебя зовут?

- Коля.

- А меня Вера. Я со своими однокурсниками буду приходить в ваш класс по средам. Ты не возражаешь, если мы с тобой пообщаемся в эти дни? - волнение стало постепенно отпускать.

- Нет.

- Сколько тебе лет?

- Тринадцать.

- А какие уроки тебе нравятся больше всего?

- История и география.

- А какие не нравятся?

- Русский и геометрия.


- А почему ты русский язык не любишь? - мальчик в ответ молчал, поджав губы, поэтому я начала высказывать свои предположения. - Тебе сложно выучить правила или применять их? Или тебе не интересен сам урок, и ты не стараешься ничего запомнить?


- Стараюсь.


Раздался звонок, и мы не успели договорить. Следующий урок был как раз русский язык. Нужно было перейти в другой кабинет - пришлось разговаривать на ходу.

- Какую тему вы сейчас проходите по русскому? - поинтересовалась я.

- Дополнение.

- А ты знаешь, что это такое?

- Второстепенный член предложения.

- А главные как называются?

- Подлежащее и сказуемое.

- А ты знаешь, чем отличается дополнение от остальных второстепенных членов?

- Оно отвечает на вопросы косвенных падежей.

- И что же это за вопросы?

- Все, кроме именительного.

- Я решила приготовить плов и купила говядину. Найди здесь дополнение.

- «Плов» и «говядину». Только плов лучше из баранины делать.

- Почему?

- Так правильно и вкуснее.

- А ты откуда знаешь?

- Мама иногда готовит плов и всегда отправляет отца за мясом. А он говорит, что хорошую баранину найти трудно, а она тогда кричит, что со свининой или говядиной невкусно получается и такую еду готовить не станет. И все в таком духе.


На уроке учительница вызвала Колю к доске и попросила разобрать предложение, выделить дополнение и подписать, какой частью речи оно выражено. Он назвал все правильно, правда, говорил несколько неуверенно, но она поставила ему тройку. Мне это показалось несправедливым, и я подошла к Татьяне Леонидовне, нашему руководителю практикой.


- Коля ведь верно ответил, за что ему тройка?

- Я тоже обратила на это внимание, но понимаешь, мы здесь на психологической практике, да и в любом случае не можем вмешиваться в работу учителей, это не этично.

- Но она ведь и дальше будет к нему придираться!

- К сожалению, мы ничего не можем тут поделать.


Ты ведь знаешь, что я живу и активничаю только в своей голове, а в реальности флегматик чистой воды. Многие любят повозмущаться, а как дело доходит до конкретных действий, от них помощи не дождешься. Я такая же. Мне было жаль Колю, но я подумала, что если сунусь к этой учительнице со своими советами, она пошлет меня куда подальше. А что еще предпринять, я не представляла.


Весь день мы наблюдали за выбранными детьми и все свои впечатления зафиксировали в отчете по практике. Там я отразила все свои мысли, в том числе и негодование по этому неприятному инциденту, посчитав, что это все, что я могла сделать. В конце смены Татьяна Леонидовна дала нам поручение, а мы в свою очередь озвучили его своим подопечным.


- Можно тебя кое о чем попросить? - обратилась я к Коле.

- Да.

- Нарисуй, пожалуйста, свою семью к следующей среде. Сделаешь?

- Да.

- Только не забудь принести.

- Хорошо.






* Изображение из Интернета

Следующая глава:
http://www.proza.ru/2017/09/07/1616