К определению веры

Леонид Платонов
Статья «Девероизация» - на моей странице proza.ru – должна быть дополнена и расширена в определении веры.

Классическое определение, как нам хорошо всем известно, читается так: «вера есть твёрдое убеждение в чём-либо при отсутствии доказательств» или  «…принятие чего-либо за истину, без доказательств (фактических или логических)».

Вместе с тем, приведённая дефиниция суховата, то есть не несёт в себе этического багажа. А следовательно, не рождает душевных переживаний у читательского большинства… Что, в свой черед, приводит к потере времени, необходимого Человечеству для борьбы с самым страшным чудовищем современного мира – чувством подлинной, крепкой, глубокой, несокрушимой, пламенной веры.

Исходя из названной, жизненно важной потребности – я предлагаю следующее определение:  ВЕРА ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ ЗАПРЕТ НА ПЕРЕУБЕЖДЕНИЕ.  Речь здесь о самоцензуре под страхом признания себя моральным уродом.

Вера – цензор небеспристрастный. Тогда как внешние силы, препятствующие переубеждению, носят, как правило, объективный характер и отражают неоспоримые факты, или всё возрастающую вероятность открытия доказательной истины для какого-либо предположения. В качестве исключения из правила можно привести пропаганду, хотя и в ней рассуждающий человек найдёт зёрна здравого смысла и контраргументы тому, что навязчиво преподносится на уровне идеологий с помощью бурных ангажированных рефлексий.

Таким образом, все искания веры во внешнем мире бесперспективны. Вера – инструмент для создания внутреннего комфорта и востребована тогда, когда силы смерти господствуют в человеке над силами жизни, когда персональная некрофилия рвётся наружу.

В предельных случаях вера – это, образно говоря, парфюм, изобильно разбрызганный, чтоб заглушить трупный запах убитой и загнивающей совести.