Инстинкт самосохранения из книги Публицистика

Володя Левитин
-ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ.
Люди, млекопитающиеся, птицы, рыбы и пресмыкающиеся – словом все те, у кого есть хоть какие-то мозги, в большинстве случаях, различают грозящую им опасность. Но чувствуют её и насекомые, пауки и другие низшие существа, у которых мозгов нет. Вот, скажем, сидит муха. Вы пошли взять битку, приходите – а мухи нет. Как она могла знать, что её собираются убить? На это отвечают так: инстинкт самосохранения. Хорошо, я согласен. Но как он работает? Я не отрицаю мистику, но не может же она происходить каждый раз, когда вы собираетесь убить муху! К тому же, не имея мозгов, насекомые ведут себя, как бы, осмыслено. Они совершают сложные действия, находят пищу, взаимодействуют друг с другом. А некоторые, как скажем, муравьи, пчелы и осы, устраивают сложные общества, со своими законами и правилами. Ну нет! Тут что-то другое. И вот какое моё мнение по поводу этого «инстинкта самосохранения и поведения» у насекомых.
Если вскрыть насекомое, то обнаруживается трубчатый орган, от которого отходит множество проводков, идущих ко всем частям тела насекомого. Трубочку называют «нервный центр», управляющий действиями насекомого. Правильно, но как этот самый «центр» работает? Я считаю, что «нервный центр» - это маленький уникальный и совершенный компьютер. Часть программ, управляющих жизнью и поведением насекомого уже заложена в этом компьютере. Есть и программируемая часть, куда заносится личный опыт насекомого. Например, молодая оса-одиночка делает облёт территории, на которой ей предстоит жить и охотиться, записывая в память компьютера карту этой территории. Проводки, соединённые с «нервным центром», не только посылают сигналы, и получают информацию от глаз, тех или иных органов слуха, обоняния и осязания, но и от многочисленных датчиков, расположенных на теле насекомого. Процессор компьютера за миллионные доли секунды анализирует информацию относительно имеющихся в нём программ и в кратчайшее время посылает сигнал к действию. Вот почему поведение насекомых и их реакция на ситуации кажется осмысленной. В число программ, заложенных в компьютер при появлении насекомого на свет, входит и та, которая указывает ему, что является для него опасностью. Например, птица. За редчайшим исключением (клёсты) птицы поедают любое насекомое, которое им попадётся. Теперь вернёмся к мухе. Она почти слепа, абсолютно глуха, но обладает неимоверным обонянием и чувством осязания. Это последнее осуществляется сетью сенсоров (в нашей коже тоже содержится миллионы сенсоров). Однако, как показали мои многочисленные опыты, у мухи есть ещё и сенсор, улавливающий волны агрессии. Поясняю. Когда вы собираетесь уничтожить мерзкую тварь, ваша нервная система испускает какие–то излучения, ибо убийство мухи есть акт агрессии, что бы вы об этом ни думали. Это излучение очень слабое, ибо наши нервы – это экранированные кабеля. Тем не менее сенсор улавливает его, и компьютер приказывает мухе улететь с этого места и не садиться. Вот вам вполне правдоподобное и, самое главное, вполне естественное объяснение «инстинкту самосохранения» всё до копейки.
Конечно, каким бы совершенным компьютер, он никогда не будет способен заменить разумное осмысливание ситуации. Вот, например, если вы видите клетку с открытой дверью и крупной суммой денег внутри, то вы обязаны понять, что при входе в клетку, дверь захлопнется и те, кто устроил эту западню не только заберут свои деньги, но заберут и вас самих. Если в компьютер не заложено как следует в данной ситуации поступить, насекомое становится беспомощным и часто гибнет. К тому же, как и всякая машина, компьютер подвержен несрабатыванием. Да и сам сенсор или проводок, идущий от него, тоже могут быть повреждены. Вот тогда вы застаёте муху, спокойно ожидающую вашего прибытия с биткой (но помните: движение воздуха может спугнуть её, а по сему, заранее, держите ваше оружие на весу). Напоследок, хотелось бы обратиться ко всякого рода атеистам, нигилистам и материалистам с вопросом: кто мог создать такой миниатюрный, совершенный и многофункциональный компьютер, в котором, несомненно, применён квантовый, а, может, ещё не известный человеку, более совершенный процессор? Природа? А, может, ваша эволюция? Может, только для этого понадобилось бы квадрильоны и квадрильоны лет, в квадрильоны раз больше, чем существует вся наша вселенная. То-то же!