Религии об инопланетянах

Олег Гуцуляк
Английский философ Давид Юм (1711-1776) поднимает несколько справедливых вопросов: «Имеем ли мы какое-нибудь разумное основание заключать, что обитатели других планет обладают мышлением, разумом, интеллигенцией или чем-то сходным с этими способностями людей? Если Природа да такой степени разнообразила свой образ действия на этом маленьком шаре, то можем ли мы воображать, что она беспрестанно повторяет себя на всем протяжении безмерной Вселенной?».


1.

В настоящее время Ватикан допускает, что Господь Бог мог сотворить не только людей, но и инопланетян, а веру в них не считает противоречащей христианским догмам.

С таким сенсационным заявлением летом 2010 г. выступил главный астроном папского государства священник-иезуит Хосе Габриель Фунес в статье «Инопланетяне – братья мои» на страницах газеты «Оссерваторе романо», печатном органе Римско-католической церкви: «Можно верить и в Бога и в инопланетян. Можно допустить существование иных миров и других форм жизни, даже более развитых, чем наша, – полагает священник, – это не противоречит нашей вере, потому что мы не можем обозначить пределы созидательной свободы Господа». Упоминания о множественности миров есть в Библии:  «В доме Отца Моего обителей много» (Иоанн, 14:2). «… Отрицать возможность существования инопланетной жизни – значит ограничивать всевластие Бога, – считает Х.Ф. Фюнес. – Считаем же мы земных существ "братьями" и "сестрами", так почему бы не предположить, что существуют "братья-инопланетяне"? Если они есть, то они тоже часть мироздания». По мнению священника, поиск инопланетной жизни не противоречит вере в Бога. При этом ватиканский астроном не исключает, что «некоторые инопланетяне, если они существуют», могут быть свободны от первородного греха. Касаясь проблемы спасения души в других мирах, Х.Г. Фунес заметил, что, возможно, они не нуждаются в нем, так как остались в полном согласии с Творцом:  «… Воспользуемся евангельским образом потерянной овцы. Пастырь оставляет девяносто девять овец в овчарне и идет искать ту, которая заблудилась. Давайте представим себе, что в нашей Вселенной есть сто овец, соответствующих разным формам творения. Мы, принадлежащие к человеческому роду, могли бы быть как раз той потерянной овцой, грешниками, нуждающимися в пастыре. Бог сделался человеком во Иисусе, чтобы спасти нас. Поэтому, если бы даже существовали другие разумные создания, не факт, что они нуждаются в искуплении. Они вполне могут пребывать во всецелой дружбе со своим Творцом» [Сакун О. Трудные вопросы: инопланетяне // Vatican News. – ].

Но может быть и наборот: поскольку космическое спасение через воплощение Бога в человеке уже реально, тогда не нужен никакой иной «инопланетный Христос», не нужно, чтобы Он приходил в каждую Вселенную, на каждую планету, к каждым видам разумных существ отдельно! Миссия человека может рассматриваться именно в том, чтобы нести Евангелие о Спасении в иные миры! Поэтому темы, связанные с космосом, заслуживают внимания в нашу эпоху, поскольку они затрагивают мышление современного человека и поэтому входят теперь в сферу евангелизации и катехизации. Так говорит богослов Джузеппе Танзелла-Нитти в своей статье «Космическое спасение уже реально, не нужен никакой «инопланетный Христос» в итальянской газете «Аввенире», которая считается голосом Итальянской епископской конференции [Сакун О. Трудные вопросы: инопланетяне // Vatican News. – ].

Кстати, Католическая церковь высказалась по поводу инопланетян еще в далеком 1277 г. Епископ Парижский объявил тогда ересью утверждение о том, что творческая сила Бога ограничена одной лишь Землей. Бог универсален и трансцендентен, Он обладает творческим всемогуществом, охватывающим все сущее. Воплощение Слова также обладает ценностью универсальной, а не местной. Его главенство над ангелами может быть и выражением главенства над всеми возможными созданиями. Речь идет о главенстве христоцентричном, – хотя нам и не дано знать, как оно осуществляется.

Священник Атос Турки, доцент философии на Богословском факультете Центральной Италии, пишет: «… Бог, в которого мы, христиане, веруем, разумеется, обладает достаточной силой, чтобы не ограничиваться необходимым минимумом», ведь достаточно посмотреть на то, как обширна Вселенная. Бог сотворил не только самое необходимое для возникновения жизни, но и позаботился и о необычайной красоте природы в самых её мельчайших проявлениях. Человек считается центром Вселенной в силу особенностей его сотворения, его многосложности: подумаем о человеческом мозге, самым мощном компьютере на свете, и о его способности искать смысл жизни. Перед этой способностью «материальное творение, звезды, планеты и все остальное кажутся просто смешными», пишет Турки, объясняя, почему человек является центром Вселенной: «… Но ничего из перечисленного не противоречит предположению о том, что на других планетах могут существовать некие формы разумной жизни, то есть жизни, сравнимой с человеческой». Эта гипотеза не является «еретической»: в сотворенном мире «есть место для всех, причем его очень много». Иными словами, «мысль о том, что мы – единственные, уникальные разумные существа, равно как и предположение, что есть и другие разумные существа, более или менее на нас похожие, – эта мысль ничего не меняет в представлениях о Боге-Творце, поскольку Бог не обладает узким кругозором» [Сакун О. Трудные вопросы: инопланетяне // Vatican News. – ].


2.

В литературе встречается утверждение (правда, без прямой ссылки) о том, что  св. Григорий Нисский разделял представление о существовании множества миров и жизни на них, но при этом замечал, что «наш мир» – это именно та «сотая потерянная овца», которая важнее остальных 99, оставленных миров.

В православной литературе часто цитируют письмо святителя Феофана Затворника 1863 года. Одна дама написала ему письмо, в котором спрашивала, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, как же они спасаются, им же тоже нужен Христос? И вот Феофан Затворник, святитель, святой нашей церкви, он ответил так: «… С удовольствием готов сказать вам слово другое в устранение ваших недоразумений. Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами. Что эти разумные существа, подобно нам, по склонности ко злу имеют нужду в средствах ко спасению. Что средство это и для них одно изумительное строительство смерти воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у вас неразрешимое недоумение, как мог Господь Иисус Христом быть для них спасителем?.. Далее предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает нам предположить, что они прибыли волей божьей, сохранили себя в святости и чистоте. Не нарушили заповеди божьей, и не взбунтовались против бога, как это случилось на нашей планете». Далее святитель Феофан Затворник пишет: «… Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но бог, которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который, приемля благоговейною верою, мы спасаемся». В притче пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну. Далее он пишет: «… Но нельзя допускать эту мысль, что когда о земле такое попечение, то другие миры забыты. И что после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Но пусть и палит, то есть он предполагает, что, может быть, там тоже было грехопадение, нет оснований думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтобы оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения, искупительная жертва, спасают нас через усвоение их верою. Почему не предположить, что искупательная жертва Христа, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее веру, и таким образом спасаются… Но вот цитата святителя Феофана Затворника, которую я приводил, ценность нашей планеты, с точки зрения святителя Феофана заключается в том, что именно здесь воплотился Сын Божий, который совершил акт искупления. Феофан Затворник даже предполагает, что если грехи совершались на других планетах, но из-за того, что совершилось здесь, разумные существа на других планетах, уповая на совершенно здесь, они могут обрести спасение. Конечно, это частное богословское мнение. Потому что многие авторитетные люди в церкви говорят, что никаких форм жизни нет на других планетах. А есть бесы и демоны. Но не только Феофан Затворник, были и другие люди, которые предполагали наличие форм жизни вне нашей планеты. И они исходили из текста, что в доме отца обителей много, что Бог каждой звезде дал какое-то имя. Что такое дать имя? Это подчинить своей власти. То есть, установить свои законы, принципы, чтобы им это было подчинено. Я не думаю, что светило может руководствоваться нравственными принципами. Наверное, здесь какой-то другой смысл в этих словах» [Протоиерей Олег Стеняев. Есть ли жизнь на Марсе? Церковь утверждает: да! ].


3.

Но это утверждение церкви не ново. Богослов-францисканец Людовико Мария Синистрари (1622-1701) в работе «О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов» (“De Daemonialitate”; рукопись была обнаружена только в 1875г. в Лондоне французским издателем Исидором Лизо) писал: «… Следует помнить, что еще недостаточно изследованы ни сущность, ни природа вещей в мире, и нельзя отрицать факт лишь потому, что он не изследован. Что, если в том же мире, который мы населяем, существуют другие разумные существа, кроме людей и ангельских духов, которые обыкновенно невидимы и не открываются людям иначе, как при особых случаях, актом их собственного желания или их собственной силы? Все это не имеет никакого отношения к вере, и знать или не знать – не необходимо для спасения души человека так же, как знать числа и природу вещей. Ни философия, ни богословие не представляют никакого возражения на то, что могут быть создания разумные, одаренные духом и телом и отличные от человека; такое возражение, если бы оно было на самом деле, будет не чем иным, как непоследовательностью или со стороны Бога (что невозможно, ибо Бог непогрешим), или со стороны созданий и вещей, что также неверно, ибо эти последние бывают или созданиями чисто духовными, как Ангелы, или чисто материальными, как неорганический мир, или, наконец, духовно-материальными, грубыми, земно-телесными, как человек. Возможно также допустить существование создания, одаренного разумным духом и телесностью, менее грубой и более утонченной, нежели человек. Нет сомнения, что, по воскресении из мертвых, душа праведника будет соединена с телом блаженным и утонченным; из чего можно заключить, что Бог мог создать существо разумное и телесное, но с телом более тонким, подобным телу блаженных … Догмат веры утверждает, что Христос освободил души всех разумных созданий. Другой догмат говорит, что блаженство даруется разумному созданию, когда оно сделается его достойно. Заслуги эти заключаются в совершенном соблюдении заповедей Божиих.  Родятся ли эти существа в первородном грехе, мы не знаем, но зная, что Бог никогда не оставляет разумное существо, пока оно живет, без средства к исправлению, мы можем предположить, что миссия Христа коснулась и их. Далее, следует допустить, что они повинуются каким-нибудь установленным Богом законам, соблюдение которых может им дать блаженство… Платон (“Демон Сократа”) и Плутарх (“Изида и Озирис”), считают, что они принадлежат к разряду животных с подчиненным духом, одаренных разумом, с телами воздушными, и дают этим существам имя «демонов», которое само по себе не имеет ничего оскорбительного, так как означает «полный мудрости»; когда же эти авторы говорят о падшем ангеле, т. е. дьяволе, они называют его не демоном, но «какодемон»; в отношении же доброго ангела употребляют выражение «эудемон». Что касается Св. Писания и Отцов Церкви, то они также упоминают об этих существах… Итак, надо заключить, что они наделены чувствами и, следовательно, имеют тело, т. е. они животные совершенные. Далее, они проникают в дома даже при закрытых дверях и окнах, – так утонченно их тело. Они знают и предсказывают будущее, они мирят и ссорят; это всё действия, представляющие свойства разумной души, следовательно, они обладают разумной душой… Св. Отцы имели в виду демонов-инкубов, которые еще только на пути к спасению, но не проклятых уже ангелов. Однако, не идя далее, мы ограничимся ссылкой на бл. Августина, этого великого ученого Церкви, и увидим, до какой степени его мнение сходится с нашим. Бл. Августин говорит о существе демонов в своих комментариях следующее (кн. 2, гл. 17): “Они знают некоторые истины или потому, что их чувства живее, или потому, что их тела утонченнее”, и далее, в кн. 3, гл. 1: “Демоны – существа воздушные, потому что они имеют сходство по природе с воздушными телами”. В своем 115 послании “К евреям” он говорит: “Эти воздушные или эфирные существа обладают очень тонкими чувствами”. В книге “О граде Божьем” (кн. 11, гл. 23) он говорит: “Демон имеет воздушное тело”. В книге 21, гл. 10 того же сочинения пишет: “Некоторые демоны имеют тело, как думают философы, из густого и влажного воздуха, которым мы дышим”. В кн. 15, гл. 23: “Нельзя решить, могут ли ангелы, снабженные воздушным телом, чувствовать страсть, которая их толкает к женщинам”. В своих комментариях к 85 псалму он поучает: “Тела блаженных после воскресения будут подобны телам ангелов”, а в примечании к псалму 14 добавляет: “Тела ангелов более материальны, нежели души”…» [Синистрари Л.-М. О демониалитете и бестиалитете инкубов и суккубов // http://www.sunhome.ru/religion/59376 ].

Кроме того, христиане, являющиеся сторонниками существования инопланетян, указывают на слова самого Иисуса Христа о том, что конца мира не будет до тех пор, пока не будет «… проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матв. 24:14).

«… Существует духовный мир. И Церковь знает, что в этом мире живут существа мыслящие, действующие и весьма активные. Это мир ангелов – светлых и падших, воздействующих на человека. И человек, находящийся в состоянии духовной безграмотности, может принимать любые фантазии, которые навязываются духами тьмы», – указывает игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии. «… Если в прежние времена бесы смущали человека разнообразными драконами, то сегодня, в век технических достижений, – это представления о различных инопланетных цивилизациях, пришельцах и т.д.», – считает священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове. Священник Георгий Рощин, заместитель председателя отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества, винит в распространении суеверий о пришельцах кино- и телеиндустрию. «… Вера в пришельцев, живущих на земле, сформирована, прежде всего, кинопродукцией. Поэтому судить о серьезности оснований такой веры сложно», – подчеркнул он. «Я думаю, что в России приверженцы веры в инопланетные существа могут быть только среди неверующей, нецерковной публики. Церковь ясно выражает свою позицию, что земная цивилизация единственная в своем роде, – казал отец Георгий. – Некоторые богословы рассуждают на тему иных миров, исходя из определенных текстов Священного писания. В частности, есть такое место в Евангелии, где Спаситель говорит: "У Отца Моего обителей много суть", – что дает возможность предположить, что наш мир не является единственным. Но это, скорее всего, лежит в области теоретического богословского размышления и не связанно с теми суеверными представлениями о пришельцах, которые мы черпаем из телевизионных передач», – добавил священник. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, подозревает, что в народе любовь к пришельцам сродни любви к супергероям: «… Эта вера – порождение научной фантастики. Таинственное и неизвестное всегда привлекало людей. Понятно, что в определенных социальных и культурных средах такие верования более распространены. Есть народы очень практичные, мало увлекающиеся подобной фантастикой. К ним, например, можно отнести немцев. Что же касается китайцев, то если мы посмотрим на их культуру, то все эти летающие киногерои, действительно, чем-то похожи на инопланетян». Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, кандидат философских наук и доктор богословия игумен Серапион (Митько) высказал мысль, что за уфологическими феноменами скрываются явления бесовского мира. Комментируя то обстоятельство, что главный астроном Католической церкви священник Габриэль Фюнес считает инопланетян своими «братьями», отец Серапион заметил: «… То, что мы "знаем" об инопланетянах из СМИ из многочисленных голливудских фильмов, мы можем придти ко мнению, что это силы глубоко враждебные человечеству. А что это за силы, святым отцам хорошо было известно – это диавол и аггелы его, падшие ангелы. То, что сейчас вкладывается в образ инопланетян, ранее виделось людьми в образе врага рода человеческого. Поэтому тематика эта для православного человека знакома. И православный человек, который с презрением относится к такого рода явлениям, может испытывать законные опасения относительно того, что некие уфологические феномены, представленные в современной массовой культуре могут быть использованы в негативной эсхатологической перспективе. То есть, совершенно очевидно, что явление «посланцев из космоса» может стать одним из тех чудес, которые начнет совершать антихрист. Поэтому православный человек должен очень внимательно относиться ко всякой информации такого рода» [Иеромонах Серапион (Митько): Явление инопланетян может  стать одним из чудес антихриста // ].

Собственно, концепт «падших ангелов» как существ не с планеты Земля («нижнего мира») сформулирован иудаизмом. В комментарии к главе «Шлах» («Бемидбар», 13:33) Раши пишет, что «падшие ангелы» – это ангелы, спустившиеся с Небес во времена поколения Эноша. Источник для слов Раши находится в мидраше «Дварим Раба» («Вэ-зот а-браха» 11), где сказано, что два ангела с именами Аза и Азаэль спустились на землю и возжелали «дочерей земли». Как они могли возжелать «дочерей земель»? Ангелы вступают в сексуальный контакт? Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к каббалистической книге «Зоар», где приводится история их падения. «Зоар» сообщает нам, что, когда захотел Всевышний сотворить человека, сказали ему два ангела, Аза и Азаэль: «“Что (есть) человек, что Ты помнишь его…” («Теилим», 8:5), ведь он будет грешить пред Тобой». Ответил им Всевышний: «Если бы вы находились внизу, как он, вы грешили бы больше, чем он». Всевышний создал им тело и удалил их от святости, и стали они как люди. Добавляет «Зоар»: «И среди всех ангелов никто так не уподобился людям… как бней эло-им (“сыны сильных”)». И, когда увидели они дочерей человеческих, не смогли совладать с собой и согрешили с ними, как сказано в Торе: «…сыны сильных стали жениться на дочерях человеческих» («Берешит», 6:4). Они всё больше опускались духовно и дошли до того, что начали обучать людей различным видам «колдовства».

Ряд православных богословов также считает, что те, кого земляне принимают за инопланетян, на самом деле – не что иное, как самая настоящая нечистая сила!    Св. Писание открывает людям, что бесы сосредоточены в основном в поднебесном пространстве, иначе говоря, в земной атмосфере. «Наша брань ... против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6, 12), диавол – «князь, господствующий в воздухе» (Ефес. 2, 2).

Святитель Игнатий Брянчанинов признавал: «… Необходимость заставила меня вникать подробнее и точнее в значение души и сотворённых духов. Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для подвижников... Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей...». Вот в чём суть: познать Ангелов своим человеческим умом, чтобы не ошибиться, не впасть в прелесть на пути земного духовного восхождения или уже на воздушных мытарствах. Святитель Игнатий в своей «Книге о смерти» заявил, что души человеческие и ангельское естество нельзя назвать в полной мере нематериальными. Совершенно нематериален, полностью безтелесен, до конца духовен только Сам Бог. И более никто. Человеческая же душа и ангельское «тело», хотя и чужды нашему грубому вещественному миру, но всё-таки имеют своё материальное естество и состоят из своеобразной «тонкой», неощутимой для плоти материи («из особого эфирного газа», как говорил святитель Игнатий, в соответствии с научными представлениями своего времени). Святитель Феофан Затворник, прочитав такое, немедленно начал возражать – сначала в частных письмах архиепископу Игнатию, а затем и в публичных выступлениях, – и в конце концов написал целую книгу-опровержение... Вышенский Затворник твёрдо заявил: «Душа и Ангел – не тело, а дух!» – а мнение оппонента – это «ультра-материализм, или материализм, вышедший из своих пределов...». Дискуссия продолжается и по сей день, у обеих позиций есть свои сторонники, хотя, как кажется, мнение Игнатия Брянчанинова сейчас побеждает. Среди его последователей такие почитаемые в православной среде люди, как иеромонах Серафим (Роуз) или профессор А.И. Осипов. Однако точка ещё не поставлена, и не исключено, что в ближайшем будущем мнение Феофана Затворника получит неожиданную поддержку [Ольховецкий С. Как поссорились святитель со святителем // ].


4.

Иными словами,  проблема возможности существования иных миров не рассматривалась в классическом святоотеческом богословии, поскольку перед святыми отцами и учителями Церкви не стояло такой научной проблемы.

«… В целом церковь не задается этим вопросом, потому что он не является жизненно необходимым. Для нас более актуальный вопрос, есть ли человек на Земле. Человек, который знает Бога, который любит Бога, и понимает небеса» [Протоиерей Олег Стеняев. Есть ли жизнь на Марсе? Церковь утверждает: да! ].

«… Православное вероучение антропоцентрично или, вернее, христоцентрично. Святоотеческая традиция свидетельствует о создании Вселенной для человека как «венца творения» и прямой зависимости состояния Космоса от нравственного выбора людей. Более того, исключительным является откровение Бога во Христе – Спасителе мира, Предвечном Логосе, воплотившемся на Земле и воспринявшем человеческую природу. Антропный принцип, свидетельствующий об уникальности человечества, во многом позволяет снять проблему существования «внеземного разума» [Мумриков О. Одиноки ли мы во Вселенной? // http://www.bogoslov.ru/text/1671247.html ].

Согласно святителю Григорию Паламе, Бог «… все видимое и невидимое произвел ради человека. Ведь не (только) небо и землю, воду, воздух и огонь, а также все, что (заключается) в них, (сиречь) разнообразные виды животных и растений, которые нам невозможно (и) перечислить по порядку, но даже сами многообразные и бесчисленные мириады ангелов (Бог) произвел ради человека» (Цит. по: [Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. – С.188]). 

«… Особенно должно поражать то, что человек, средний рост которого примерно в 1012 раз больше, чем размер атома, а  место, занимаемое всем человечеством в пространстве в 1019 раз меньше размера видимой Вселенной, оказывается способным объединить в своем сознании в единую логико-иерархическую цепь все вышеперечисленные объекты, начиная с субатомных частиц и заканчивая Вселенной в целом. Более того, для «венца творения», наделенного разумом, становится возможным постижение смысла созерцаемого Космоса, т.к. и разум человека, и логика устроения мироздания восходят к одному Источнику – Божественному Логосу» [Мумриков О., свящ. Материя и иерархия мироздания // http://www.bogoslov.ru/text/1704645.html ].

«… Бог, творя мир, хочет поделиться как бы радостью своего бытия с тем миром, который не существовал до того момента, пока он не начал творить. И тогда Бог взывает из небытия в бытие мир, то, что ученые называют Большим Взрывом во Вселенной. Это было желание Создателя поделиться благостной любовью духовного мира, в котором пребывают боги, с тем, что не существует еще. Как бы божественная любовь. Она взорвала небытие, и породила тварное бытие. Поэтому назначение человека и всего творения во свете божьем узреть свет. Так как Бог сотворил не только людей, есть другие существа, которые существуют и наделены разумной душой. Это ангелы. Причем, об ангелах говорится, что они разных чинов. То есть, разных видов. Ангелы, архангелы, хирувимы, серафимы, начало, господство, силы, власти – это разные формы бытия. Совершенно разные. Хотя, по общим понятиям, мы их объединяем именем «ангелы». Так и люди, тоже есть разные люди. В результате мутаций греха возникли разные расовые группы, и так далее. И мы видим, что мы не все похожи друг на друга. Наоборот, каждый из нас не похож на всех остальных. И вот это многообразие духовного мира и физического мира – оно создано Богом для того, чтобы свет, который вызвал из небытия в бытие, то есть, вспышка потока божественной любви, оказалась бы и конечной целью в существовании этого мира… В Библии есть ответы на многие вопросы. Это небесное откровение, которое дано нам от создателя неба и земли, от того, который сотворил всю Вселенную, все мироздание. И здесь говорится очень многое о том, как существует этот мир, какие законы господствуют в этом мире, и что Бог хочет от нас. Для чего он создал нас? Ведь жизнь, как сейчас уже ученые это поняли, это столь величайшее событие во Вселенной. Многие ученые говорят, что только на Земле, похоже, она есть. Потому что нигде еще не нашли. И мы должны дорожить этим эксклюзивом нашего существования, оценить этот факт, потому что безжизненный космос, этот холодный мир смерти, который окружает нас, и маленькая наша планета, затерянная где-то на краю нашей Галактики, и тонкая пленка жизни, вот этот момент биосферы. Есть такое понятие, как гомосфера. Это мир людей, живущей на этом тонком слою, который покрывает нашу Землю, слои биосферы. И вот факт нашего существования перед лицом этой огромной Вселенной, и тайна смерти, как тайна вечности, раскрывается все это только в библейском откровении. И там я видел пустоту, мрак, смерть, холодный космос, мы, христиане, говорим, там, где вы видите смерть, мы видим Христа. Там, где вы видите пустоту, бессмысленность существования – мы видим вечный смысл. Бог, сотворив мир, поделился своей любовью с этим миром. Он создал тварей. Как учит православная церковь, для того, чтобы ввести сотворенный мир в радость осознания собственного бытия… А что было до большого взрыва?.. Было бытие Бога, полное смысла, любви, света. И Бог, который не является материей. Бог – есть дух. Бога никто никогда не видел, и видеть не может, сказано в Священном Писании. Он наполнял собою все. То есть, была жизнь Бога Самого в Себе. И в самом себе Он творит этот мир для того, чтобы поделиться радостью бытия ипостасных лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, в их взаимной любви друг к другу с тварным миром» [Протоиерей Олег Стеняев. Есть ли жизнь на Марсе? Церковь утверждает: да! ].


5.

Например, один из Отцов Церкви Василий Великий, излагая учение об устройстве мира (космологию) в комментариях к первой главе книги Бытия («Шестоднев»),  прекрасно понимал, что нет никакого конфликта между научной информацией и библейским Откровением (конфликт, искусственно возрожденный в наше время), ибо Библия не является (и не претендует являться) источником научной информации. Он писал, что Библия не говорит об изменениях стихий потому, «чтобы приучить наш ум к самодеятельности». Кроме того, он допускает привлечение разных космологических моделей для лучшего понимания книги Бытия, но при этом ставит условием именно разумное понимание: «Согласимся ли, что земля висит сама по себе, или скажем, что она держится на водах, – в обоих случаях необходимо не отступать от благочестивого разумения и признавать, что все в совокупности держится силою Творца». Так, например, он не сглашается с общепринятыми предпосылками христианской космологии, которые исходили из научных представлений времен античности (как восходящее к Аристотелю деление физического космоса на подлунную и надлунную части – по эту сторону орбиты Луны нерегулярные движения, беспорядочное становление и распад, по ту сторону – регулярные движения и нетленность, зона упорядоченного пребывания, так и Посидониева концепция «всемирной симпатии»: «… Хотя целокупность мироздания составлена из частей несходных, однако же они сопряжены нерасторжимым законом дружества в единую общность и гармонию; так что даже части, по месту, ими занимаемому, наиболее друг от друга удаленные, единимы, как то может быть показано, всеобъемлющим сочувствием»). Но, отвергая эти представления о гармоничном устройстве космоса, о мерном вращении небесных сфер, издающих вечную музыку, как не соответствующие космологии, изложенной в Библии, Василий Великий  обращается к другим научным представлениям времен античности. Мироздание Василий, вслед за своими античными авторитетами, представлял вселенную в виде шара, окруженного сферическим небом. Небесные воды он помещает на небесном своде. Эти своды отделяют подлунную сферу от верхних небес, представляющихся ему высшим огнем, от которого воды и предохраняют землю. Вопрос о существовании второго неба он решает в аристотелевском духе, но при этом не пpотивоpечит и Библии. На принципах аpистотелевско-птолемеевской космогонии базируется его астрономия, принципы движения светил. Будучи образованнейшим человеком своего времени, Василий Великий использовал энциклопедические познания своего времени   и его толкование содержит сводку всего, «... что было известно в области астрономии, физики и естественной истории». И это означает то, что аналогичное дерзновение к воцерковляющему диалогу с миром светской мысли и знания благословляется авторитетом великого каппадокийца. И преп. Иоанн Дамаскин включает в свое «Точное изложение православной веры» изложение научных доктрин своего века. Но это значит только то, что христианской мысли не чужд интерес к познанию Богосозданного мира. Тем более, что в Святом Писании сказано, что «… Ибо у Господа основание Земли, и он утвердил на них Вселенную» (1 Цар. 2:8), т.е. на законах, которые действуют на нашей планете, учреждена вся Вселенная. В «Библии» везде утверждается, что Земля вечна: «Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1:4); «И устроил, как небо, святилище Свое, и как землю, утвердил его навек» (Пс. 77:69). Бог вечен, поэтому Царство Небесное, как Его объект, также вечно, и Земля, на которой оно утвердится, тоже пребудет вовеки. Божья цель творения осуществляется на этой Земле. Геоцентризм состоит, в действительности, в том, что сотворена вся Вселенная на законах, которые в Промысле Божьем изначально предназначались Земле (2 Петр. 3:5): «Latet enim eos hoc volentes, quod caeli erant prius, et terra de aqua et per aquam consistens Dei verbo» (Epistula II Petri); «oti ouranoi hesan ekpalai kai ge ex hydatos kai di hydatos synestosa to tou Theou logo (Epistole Petroy B) – «Что небеса были издавна  и земля  из воды и через воду состоящая бога словом»; «… небо було напочатку, а земля із води та водою складена словом Божим» [Новий Заповіт Господа і Спасителя нашого Ісуса Христа. – The Gideons International. – C. 248]; «… небо було здавна, і що земля із води постала й через воду, словом Божим» [Святе Письмо Старого та Нового Завіту / перекл. о. І. Хоменка. – 1990. – С.294], в то время как в Синодальном переводе извращено: «… в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою».

У иудаизма также есть определенный взгляд на данную тему. В «Торе» сказано: «… И сказал Всесильный: да произведет земля существа живые по роду их, скот и гадов и зверей земных по роду их» (Бр. 1:24). «Мидраш» на это замечает: «А где-то уже существовали их роды (в смысле «виды»)? и сам отвечает: «Б-г создавал миры и разрушал миры, а наиболее удачные виды переносил из одного мира в другой». Вы скажете, что здесь речь идет о совсем другом, ведь говорится о времени сотворения нашего мира? Но Бог не связан временными рамками. Кроме того, не сказано, что процесс разрушения самих миров и создания других, – последовательный, а не параллельный [Тальберг Э. Евреи и инопланетяне // http://www.tmtz.ru/tora_nauka/evrei-i-inoplanetjane/ ].


6.

 Согласно каббалистическим представлениям (напр., А. Штейнзальц, «Роза о тринадцати лепестках»), наш мир составляет лишь малую частью обширной системы тесно взаимодействующих миров. В то же время, он является отражением и перекрестком всех иных миров, нефизические сущности которых вынуждены приспосабливаться к его пространственно-временной ограниченности, и любое действие в материальном мире оказывает большее влияние на все мироздание, чем действие в духовных мирах. Также может здесь служить хорошей иллюстрацией комментарий из иудейского Мидраша к третьей главе книги Бытия, который предупреждением: «И начал змей хулить Господа, говоря: "Он сам вкусил от этого дерева – и создал мир. А вам, людям, сказал: "Не ешьте от него", ибо опасался, чтобы вы не стали тоже творить миры» [Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы Небес: 16 глав о науке и вере // http://www.proza.ru/2008/11/13/350].

7.

Учение ислама неоднозначно в этом вопросе, говорит Нидхэль Гессум из Американского университета в Шардже, ОАЭ. Согласно Корану, Аллах всесилен и является «Повелителем всех миров» и поэтому подразумевается, что где-то есть еще миры, подобные нашему. Но при этом Коран также описывает и ультра-антропный взгляд на Вселенную: люди обязаны служить и поклоняться Аллаху, поэтому он всё человечество вместе с Землей поместил прямо в центре свого творения.


8.

Индийская цивилизация, образно сказать, «больна» представлением о наличии неисчислимого множества миров («лока»), в которых правят свои боги – свои Брахманы, Шивы, Кришны, Индры и проч. И это при том, что в нашей Вселенной более-менее важное божество имеет свой мир-«рай», где царствует и покровительствует обитающим в нем. Согласно брахманической традиции, Вселенная состоит из четырех миров: Сварга-лока («небеса» бога Индры), Бхуми-лока («Земля» богини Притхиви), Патала-лока («преисподняя» бога Ямы), Акаша-лока (вечная святящаяся эссенция как особый вид пространства, представленная первозвуком).   В «Надабинду-упанишаде» (1-4) были выделены семь высших лок при описании птицы (лебедя) Хамса, порождающей Вселенную: 1. Слог «A» считается её правым крылом, «У» – левым; «М» – её хвост (вместе образуется сакральный слог «Аум», – О.Г.); и ардха-матра (половина стихотворного метра), как считают, – её голова. 2. (Раджасические и тамасические) качества (гуны) – её (мерные) стопы; саттва – её туловище; дхарма – её правый глаз, а адхарма – левый. 3. Бхур-лока («земля») расположена в её стопах; бхувар-лока (мир между землёй и солнцем, обиталище мудрецов) – в её коленях; свар(га)-лока (мир между солнцем и Полярной звездой, небеса Индры) – в её пояснице; а махар-лока (Вхригу и других святых) – в пупке. 4. В её сердце расположена джана-лока (сыновей Брахмы); тапо-лока (тапар-лока; мир божества Вирадж) – в её горле, а сатья-лока (мир благости) расположена (вйавастхита) на лбе (лалаата) в центре между (мадхйа) (мир местопребывания Брахмы) ровями (бхрувор) [Надабинду-упанишада // http://upanishads.ru/nadabindu.htm ].

Например, Тапо-лока (Tapo-loka) или Тапар-лока (Tapar-loka) – это  один из миров, в котором обитают несгораемые полубожественные существа или тени. Co временем они могут перейти в мир Сатьялока, где пребывают Брахма и души праведных, освобождённые от второго рождения. Таким образом, Тапо-лока является чем-то в роде индийского чистилища. Поэма «Кашикханда» (часть «Сканда-пураны») объясняет этот переход тем, что в Тапо-лока пребывают души аскетов, нищих, анахоретов и кающихся, которые совершили весь цикл строгих аскетических упражнений. Тут находятся 4 божественных мудреца Кумары, покровительствует ему божество Вайраги (Vair;g;s), Вайрадж / Вирадж (Vairajas) или Вайбхраджа (Vaibhrajas).

Также разные пураны дают разные перечни т.н. «нижних миров» (Авичи-нарака), в которых рождаются и обитают дайтьи, данавы, якши, наги, пишачи, ракшасы, гандхарвы и т.п. существа, преимущественно обреченные на мучительную и долгую жизнь и испытывающие неисчислимые страдания вследствие своей кармы (Атала Лока – демоническая планета; Витала Лока – обитель демонов Шивы;  Сутала Лока – была демонической, но приобрела положение божественной; Талатала Лока – все колдуны, маги, занимающиеся оккультизмом, попадают сюда и ей управляет демон Майя Данава; Махатала Лока – мир Змееподобных людей; Расатала Лока – Заселена очень могущественными демоническими существами, в человеческой форме; Патала Лока – мир многоглавых змеев, которые могут воплощаться в разные тела). Ниже этих планетарных систем, находятся 28 адских систем, где жизнь лишена чувственных наслаждений. Под этими мирами находиться «причинный океан». Кроме того, есть существа, легко преодолевающие расстояние между «нижними мирами» и нашим миром (Бхур-локой). Например, это: 1) Невата-Кавачи, живые существа, имеющие огромные глаза, маленький рот и подбородок, одетые в броню (герметический космический костюм?), прилетают на землю на тарелкообразных аппаратах (виманах); 2) Пани – небольшого роста существа, уродливые, ходят в черных одеждах и капюшонах; 3) Калеи – длинные, худые, по 3 пальца на руках, нет речевого аппарата, телепаты, большие глаза; 4) Хиранья Пураваси – постоянно претендуют на нашу планету. В свою очередь весь материальный мир («локаята») рассматривается как искажённое отражение «высшего неба» («парампадам») – изначального вечного духовного мира Вайкунтхи, мира вечного блаженства, в котором Вишну обитает вместе со своей вечной супругой Лакшми и бесчисленным множеством богинь процветания, возлежа на змее Шеша. В традициях  кришнаизма самой возвышенной планетой Вайкунтхи считается  Голока  – обитель Радхи-Кришны.

9.

Это же представление о множественных мирах перешло в буддизм. Один из титулов Будды – «Почитаемый В Мирах». По буддийской «Абхидхарме» имеется огромное количество космических миров, большинство из которых являются нечеловеческими: «…  Тысяча четырех континентов, лун, солнц, местопребываний богов чувственных (сфер) и миров Брахмы рассматривается как малая (вселенная, состоящая) из тысячи (миров). Тысяча таких малых вселенных – это средняя вселенная, состоящая из двух тысяч миров. Тысяча таких (средних) вселенных... – это вселенная, состоящая из трех тысяч великой тысячи миров. Все эти (вселенные) разрушаются и возникают одновременно».  В «Алмазной Сутре» сказано:   «… О Превосходнейший в мире, когда Так Приходящий проповедовал о трех тысячах больших миров» [Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы Небес: 16 глав о науке и вере // http://www.proza.ru/2008/11/13/350 ].


10.

В священной книге сикхов «Ади-Грантх» сказано:  «Из нижних миров и небес создал Он миров миллионы;  Выбиваются люди из сил в стремлении всех их освоить».

P.S. Увы, данный сервис "Проза.ру" делает невидимыми ссылки на источники, но думаю, при наличии имени автора и названия их легко найти в "Гугле".