Кн. 1 Том 3 Часть 8-2 Церкви

Дудко 3
Новое в Родосл. Гл.4. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ   СЛУЖБА.
Siapress

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ   8-2   ЦЕРКВИ  В  ИБРЯЙКИНО 

И опять начинаем с поисков церкви, в которой служил Ананий Ионнович Покровский.

Конечно, можно было бы не приводить подробности наших поисков истинных данных – о биографиях людей, городах, церквях. Но мы сейчас встречаем много людей, которые ищут подобные сведения, разыскивая родных или предков, возглавляющих их родословные древа.
В этих случаях, они могут перенять наш опыт поиска желаемой информации в интернете…

Вспомним – в село Ибрайкино были направлены на службу почти одновременно с Ананием Покровским – Василий Рождественский и Григорий Курмышский.

1885 год. Самарским епархиальным начальством священник села Пронькина, Бугурусланского уезда Ананий Покровский перемещён, по прошению, на первое священническое место в село Ибряйкино того же уезда.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1885 года, стр. 300.

1885 год. Самарским епархиальным начальством священник села Павловки, Бугурксланского уезда Василий Рождественский, перемещён по прошению,  на второй священнический штат в село Ибряйкино того же уезда.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 18, 15 сентября 1885 года, стр. 384.

1886 год. Самарским епархиальным начальством диакон села Ключей. Бугурусланского уезда, Григорий Курмышский перемещён, по прошению, на штатную диаконовскую должность в село Ибряйкино того же уезда.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная № 3, 1 февраля 1886 г., стр. 60.

Едва ли будут в одной церкви сразу менять весь штат: первое священническое место, второе священническеое место и дьяконическая должность.

Всё это говорит за то, что они все были переведены в новую церковь.

Будем искать..

Алёна Еропова в статье – «Моя родина Ибряйкино» пишет:

«С середины XVIII до начала XIX в.в. особых событий не происходило. Люди выращивали хлеб, разводили скот, строили церкви.
 С 1770 по 1773 гг. возвели церковь в селе Рождественное (ныне п.Перле-Вейса).
Спустя 133 года, появилась церковь и в селе Малое Ибряйкино.
 В 1895 г. в Старом Ибряйкино открыли церковно-приходскую школу.
 Год спустя школа появилась и в Малом Ибряйкино.»

1773 +  133 = 1906 год.
Для нашего случая не подходит.
Рождественская церковь?

В 1885 году возраст этой церкви равен уже 12 лет.?

Поищем ещё…

К Алёне Ероповой добавляет свои воспоминания о церквях Юрий Данилов:

А мои корни из Старо-Ибряйкино . Это мой дед - Данилов Иван Константинович во время крушения церкви в с.Старо-Ибряйкино в 1936 году сбросил крест, который до сих пор стоит у его ног (я не оправдываю моего деда, но он - мой ДЕД )...
Галина Атнюкова (Имангулова) ответила Юрию
Всё правильно. Это наша история. Тогда время было другое. Мой папа родился и вырос в Ср.-Аверкино, рассказывал, что тоже ломали церковь, и он там активно участвовал.

Получается, что церкви были и в Старо-Ибряйкино и в Среднем Аверкино.

Но вспомним, что в предыдущем нашем разделе – мы узнали, что Старое Ибряйкйно распалось на несколько сёл, в том числе было и село Рождественское.

И опять вспомним, что:

«По прибытии на Новое поселение, чуваши сначала разделили землю на два участка, позже эти участки вновь разделили на отдельные участки-поселки (деревни). Например, то, что досталось Аерке Фединкину разделили на 4 деревни: Чекалинку, Малую Аерку, Среднюю Аерку и Нижнюю Аерку; а то, что досталось Ибряю Избекову – Большое Ибряйкино, Рождественное, Ибряйкино и Скородумовку.»

То, что досталось Аерке Фединкину называлось – Старое Ибряйкино и включало в себя : Чекалинку, Малую Аерку, Среднюю Аерку и Нижнюю Аерку.

То, что досталось Ибряю Избекову, стало – Малым Ибрякиным и объединило: Большое Ибряйкино, Рождественное, Ибряйкино и Скородумовку.»



«Село Малое Ибряйкино слилось с деревней  Ибряйкино».
 
Алёна Еропова вспоминает церкви, которые были построены  в 1873 году в селе Рождественском и в 1906 в  селе Малое Ибряйкино.

Поскольку Рождественское село входило в Малое Ибрякино, получается, что церковь Рождественская – это и есть та церковь, которая относится непосредственно к Малому Ибряйкину, куда вошло Ибряйкино.

Юрий Данилов вспоминает церковь в Старо Ибряйкино.

Значит, он говорит о другой церкви, которая была построена или в селе Чекалинка, или в одной из сел – Аерка.


Галина Атнюкова (Имангулова)  уточнила:
Всё правильно. Это наша история. Тогда время было другое. Мой папа родился и вырос в Ср.-Аверкино, рассказывал, что тоже ломали церковь, и он там активно участвовал.
Значит Юрий и Галина говорят об одной и той же церкви – в селе Средняя Аерка (Среднее Аверкино).
-----------------------------------------------------
Вывод: Церкви было две. Но наша церковь – та, что была в селе Рождественском…
И последний довод в пользу этого заключения:
В 17-18 вв. в целях широкого распространения христианской веры среди населения, в Поволжье в большинстве деревень начали строить храмы. Так, в 1770-1774 годах  построили в селе церковь Рождества Христова, и село стало называться Рождественское. Но название старое  - Малое Ибряйкино оставалось на устах.


И всё-таки - поищем ещё…
------------------------------------------------------

О, БОЖЕ!

На сайте ruguard.ru – ПРАВОСЛАВНЫЕ  ДУХОВНЫЕ  ВОИНЫ
Находим следующую запись…

Дмитриев Иван Дмитриевич
Год рождения 1875
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]

    Служение
        Куйбышевская (Самарская) о., Похвистневский р., с.Малое Ибряйкино
        священник
        Год окончания 1937
    Аресты
        Куйбышевская (Самарская) о., Похвистневский р., с.Малое Ибряйкино
        Год ареста 1937
    Осуждения
        ././1938
        Приговор высшая мера наказания - расстрел.

Кончина

    1938
    День 19
    Месяц 1
    расстрел
    Место Куйбышевская (Самарская) о.

Публикации

    1 Подвижники Самарской земли/ Самарский мартиролог. Самара, 1995.
    С.241.
    2 Список репрессированных священнослужителей и церковнослужителей, осужденных в 30-е гг. и реабилитированных в 1955-1961 и 1989, 1990 гг.// Благовест. Самара, 1995. N 2.


Священник Иван Дмитриевич  Дмитриев служил  в одной из церквей Малое Ибрайкино, скорее всего где-то  в первой четверти 20-го века.

Если бы в те годы Ананий Покровский был жив, то ему была бы уготована такая же судьба.

Мы можем это утверждать, зная, что некоторые из детей Анания Иоанновича были в те годы кровавого террора репрессированы и расстреляны.

Память им вечная и поклон земной за их веру и стойкость…

Но о них мы напишем, когда будем публиковать имеющуюся у нас информацию о детях Анания…

К сожалению,  мы не можем написать подробностей о жизни Анания Иоанновича в период его пребывания на службе в Рождественской церкви в селе Ибряйкино.
Но уверены, что службу свою он нёс честно и ревностно. И не только выполнял все обязанности, прописанные Уставом, который, кстати, был не единственный
Богослужебный устав Православной Церкви.
Автор – Розанов В. В.
Издательство – Издание Православного Братства Священномученика Ермогена.

Подробное изложение состава богослужения Православной Церкви, составленное смотрителем Дмитровского Духовного училища, магистром богословия Василием Васильевичем Розановым.

"В состав богослужения Православной Церкви входят двоякого рода молитвословия (молитвы и песнопения): во-первых, неизменяемые, т.е. такие, которые постоянно или чаще других читаются или поются при отправлении различных служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, какова большая часть молитвословий (главным образом - молитв, разумея здесь и псалмы), содержащихся в Служебнике и Часослове; во-вторых, изменяемые, т.е. такие, которые, в зависимости от времени, или дней отправления богослужения, ежедневно или очень часто изменяются, каковы молитвословия (главным образом,  песнопения), содержащиеся в Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минее Месячной."

Мы сегодня, в силу нашего возраста и состояния здоровья, в церковь ходим только по особым случаям. Да, и раньше, живя в советское время – с Богом общались наедине и, в основном – дома, во время ночных философских споров с самими собой… Грешны, конечно, но прожитого не вернёшь…
Поэтому мы даже не представляли, каким загруженным и ответственным бывает рабочий день священника, несущего в мир людей благостные учения, веру и любовь в Бога и наущения -   праведной жизни каждого человека.

Познакомьтесь с кратким уставом служб…
Мы его приводим здесь с большим сокращением…

Краткий устав служб
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие понятия о богослужении
Круг суточный
Круг седмичный
Круг годичный
Вечерня вседневная
Богородичны
Утреня
Часы
О катавасии
О двух различных службах в Минеи
Служба субботняя
Разновидности служб Минеи
Непразднуемая
Шестиричная
Славословная
Полиелейная
Бденная
О Евангельских чтениях на воскресной утрени
Особенности сочетания воскресного бдения
со службами Минеи
Служба Великих праздников
Предпразднество и попразднество
Божественная Литургия
Антифоны
Тропари и кондаки
Об апостольских и Евангельских чтениях
Особенности на Литургии при архиерейском служении
Особенности праздника Рождества Христова
Крещение Господне
Устав об апостольских и Евангельских чтениях на Литургии
суббот и недель по Р.Х. и пред Богоявлением


Наверное, только этот перечень уже даёт небольшое представление о том, что у священнослужителей всё личное и служебное  время в течении суток распределено до предела и посвящено служению церкви и Богу.


Содержание Общественных богослужений распределяется на Три круга или цикла:

1. Круг Суточный.
2. Круг Седмичный.
3. Круг Годичный.

Таким образом всякая рядовая служба составляется из элементов от вышеназванных кругов, согласно уставу.

1. Круг Суточный

Объемлет период в 24 часа. Согласно древнему обычаю по церковному отчёту, он начинается с вечера, с заходом солнца, и разделяется на :восемь частей (или страж - т.е. смен воинов - часовых римской империи) по Три Часа в каждой.
Каждое трехчасие (стража) освящено опредёленным богослужением:
1. Вечерня
2. Повечерие
3. Полунощница
4. Утреня
5. 1-й Час
6. 3-й Час
7. 6-й Час
8. 9-й Час

После 6-го часа полагается служить Божественную Литургию или вместо неё, Чин Изобразительных (1) (Обедница). (2)
Эти 8 или, точнее, 9 церковных служб (т.к. Литургию или Изобразительные надо считать самостоятельной службой) составляют круг Суточного Богослужения.

Книга, в которой находятся неизменяемые молитвословия этих служб, предназначенная для клироса, называется: "Часослов".

Книга для священнослужителей, необходимая при совершении тех же служб, называется: "Служебник". Архиерейский служебник, называется: "Чиновник Ахиерейскаго Служения".

(На практике, в приходской книге не все службы суточного круга совершаются. Обыкновенно, служат лишь вечерню, утреню, часы и Литургию).

Церковный устав есть наука о том, как совершать церковные богослужения.

Церковным богослужением называется ряд церковных служб, совершаемых священнослужителями и народом (чтецами и певцами) в определённое порядке и с определёнными обрядами - согласно уставу.

Церковные службы разделяются на:
1. Службы Общественные - рядовые.
2. Службы Частные - случайные.

Частные Службы совершаются не регулярно, по частному желанию и для частных лиц, в неопределённое время. Их называют Требами. Книга, в которой они изложены, называется, поэтому, - "Требник". (3) Особого рода требы - молебны изложены в книге, называемой : "Книга Молебных Пений".

Общественные Службы совершаются регулярно для всей церкви и в определённое время.

По мере того, как эти службы совершаются ежедневно в течении всего года, они подвергаются известному видоизменению в зависимости от того, в какое время суток, какого дня седмицы и какого числа месяца данного года они имеют место.

Краткий курс Церковного Устава.
 
Круг Седмичный объемлет период в семь дней, начиная с Воскресенья. Каждый день недели, т.е. Седмицы посвящён особому воспоминанию - Памяти, которая в известной мере отмечается посредством особых молитвословий на службах круга суточного.

Будние дни посвящены двум темам. Воскресенье посвящено Воскресению Христову. Понедельник посвящен 1. Покаянию и 2. Бесплотным силам. Вторник посвящён 1. Покаянию и 2. Предтече Господню Иоанну. Среда и Пятница посвящены 1. Кресту и 2. Божьей Матери. Четверг посвящён 1. Св. Апостолам и 2. Святителю Николаю. Суббота посвящена 1. Всем Святым и 2. Усопшим.
 
Круг Годичный объемлет период целого года. Книга, содержащая материал Годичного Круга называется Минея (месячник). Существует 4 рода Миней.

1. Минея Месячная - 12 книг по месяцам на каждый день года.
2. Минея Праздничная - 1 книга, содержащая песнопения для главных праздников (Большие праздники и великие святые).
3. Минея Дополнительная - содержащая песнопения для тех праздников или святых, службы которым, по причинам времени, не попали в Минею месячную при её издании.
4. Минея Общая - книга, содержащая песнопения и молитвы общего характера, относящиеся не к определённому святому, но к чину к которому он принадлежит (Пророк, Апостол, Святитель, Мученик).
Пасха - праздник подвижной, является центром целого подвижного периода в 18 недель. Книга, содержащая материал, относящийся к этому периоду, называется "Триодь" (Трипеснец).

Триодь разделяется на две книги:

1. Постная Триодь- заключает период от недели (Воскресенья Мытаря и Фарисея) т.е. за 3 недели до В. Поста, до Великой Субботы включительно.
2. Цветная Триодь - от Пасхи до недели Всех Святых, т.е. 1-го Воскресенья после Пятидесятницы.

Кроме вышеуказанных богослужебных книг, для церковных служб необходимыми являются ещё:

1. Служебная Псалтирь - содержит псалмы Царя Давида, особо распределённые для церковного употребления. Когда эта книга содержит в себе ещё целый ряд других молитв и последований, она называется "Псалтирь с Последованиями" или "Следованная Псалтирь".
2. Служебный Апостол - содержит в себе во первых: послания апостольские, особо распределённые для богослужебного пользования. Во вторых: песнопения, связанные с апостольскими чтениями на все дни года.
3. Служебное Евангелие - Напрестольное, находящееся на св. Престоле читается исключительно священнослужителями.
4. Ирмологион или Ирмологий - содержит богослужебный материал, выбранный из: Часослова, Октоиха, Минеи и Триоди, предназначенный для пения. Главным его содержанием являются ирмосы, отчего и получил он своё название.
5. Типикон - (Устав) - содержит указания, касающиеся, главным образом, того, в какие дни и часы, при каких обстоятельствах, в каком порядке совершаются церковные службы.
Вечерня Вседневная
Вечерня - первая служба суточного круга, совершается вечером на исходе дня. В зависимости от степени праздничности наступающего дня, вечерня бывает разных видов (вседневная, великая и др.), но все разновидности вечерни имеют общую структуру.
Наверное, достаточно, чтобы понять уровень знаний священнослужителей, полученных во время учёбы в семинарии и потом – закреплённых опытом длительной службы в церквях.

Мы бы только оставили здесь ещё для общего познания – для всех, чтящих память о своих близких, ушедших в мир иной, потусторонний, но в общем-то – такой близкий – примечание к данному УСТАВУ.

1. Русская церковная практика знает, так называемую, Дмитриевскую Субботу (Суббота - ближайшая к 26-му Октября - дню памяти св. влмн. Дмитрия Солунского). Установление поминовения усопших в эту Субботу принадлежит Дмитрию Донскому, который после Куликовской битвы в 1860 г. установил ежегодно поминать павших воинов. Последование службы Дмитриевской Субботы совершается так же, как и в остальные субботы, "всегда поется аллилуиа" (см. ниже).

2. Церковный обычай знает ещё особый день, посвящённый памяти усопших - "Радоница" (от слова "радость"). Совершается во Вторник 2-й седмицы после Пасхи (ап. Фомы). Смысл этого обычая заключается в возвещении пасхальной радости усопшим, (хождение по могилам с пением пасхальных песнопений), после того дня, когда Церковь праздновала сошествие Христа во ад (Неделя св. ап. Фомы). Совершение вечерни и утрени на Фоминой седмице, по искусственному заупокойному чину, противоречит смыслу самого обычая. Вместо возвещения пасхальной радости усопшим, она омрачается неуместным в данном случае чином.

3. Суббота, в которую совершается поминовение усопших называется "Родительской".

 Мы уже сказали, что не знаем подробностей жизни Анания в период пребывания в селе Ибряйкино. Но, познакомившись с вышеприведёнными Уставами, можем представить – какой была трудной, насыщенной знаниями и опытом, а главное – любовью и преданностью выполняемого долга, ежедневная жизнь Анания Ионновича.

              Продолжение следует