Загреб

Михаил Сидорович
Загреб – столица Хорватии. Он расположен в глубине балканского полуострова на обширной холмистой равнине.
Если Рим основан на семи холмах, то Загреб основан на двух холмах. Эти два холма в старину были увенчаны двумя крепостями. Западный холм называется Градец, а восточный – Каптул (Капитолий). Между этими двумя холмами в отлогой долине протекала неглубокая река. Она была довольно быстрой из-за большого перепада высот. Река была перегорожена несколькими плотинами, под которыми работали водяные мельницы.
Ныне речка забрана в трубы и скрыта под мостовой. На месте бывшей реки теперь проходит главная улица города.
Собственно город располагался на западном холме, именуемом Градец. Теперь от его укреплений осталась только одна надвратная башня, которая называется каменными вратами. Перед башней на небольшой площади установлена статуя Георгия Победоносца, изображающая не битву со змием, а сцену после битвы. Бронзовый Георгий в рыцарских латах восседает на бронзовом коне. Своё знаменитое копьё он сунул под мышку, шлем снял и держит его в руках. У ног победоносцева коня лежит поверженный дракон с головой сома, с такими же сомьими усами. Георгий почтительно снял головной убор, стоя над покойным недругом.
Внутри надвратной башни в глубокой стенной нише хранится чудотворная икона богородицы с младенцем. Она надёжно спрятана от вандалов за тройной защитой – кованая решётка, сетка и бронестекло. В уголке башни, напротив иконы стоят, согласно католическому обычаю, несколько церковных скамей со скамеечками для преклонения колен.
Младенец на иконе довольно большой – в половину роста самой Пресвятой Девы. Кроме того, у него пропорции тела и мускулатура вполне взрослого мужчины.
Пройдя через эти каменные врата, ты попадаешь в старый город. Всего два квартала по узкой улочке, и ты оказываешься на главной площади старого города – площади Святого Марка.
Эта площадь имеет форму квадрата. Северную её сторону занимает собор Святого Марка. Это очень красивое белокаменное здание в романском стиле. Особенно красива его крыша. Если у итальянских храмов крыши красные – черепичные, то крыша этого собора сверкает всеми цветами радуги. Каждая черепица на ней покрыта цветной глазурью. Черепицы разных цветов уложены так, что вместе образуют красивый узор. На узорчатом фоне ската, обращённого к площади, из тех же черепиц, словно из мозаики выложено два герба – герб Хорватии и герб Загреба.
Крыша храма имеет очень крутые скаты, что позволяет хорошо видеть эту черепичную мозаику даже с близкого расстояния. Эта крыша придаёт собору и всей площади яркий, нарядный вид.
Любопытна так же сама форма черепиц. Если в Итальянских городах черепицы имеют вид глиняных желобков, то Хорватская черепица имеет вид плоских дощечек, углы которых на нижнем конце закруглены. Эти дощечки накладываются друг на друга в шахматном порядке, как чешуйки. Наши деревянные церкви тоже крыты такой же чешуёй, только деревянной. Вероятно, в старину хорваты крыли свои дома такими же деревянными дощечками, как наши храмы в Кижах. Но со временем, дерево было заменено на более долговечную керамику. Однако сама форма чешуек ничуть не поменялась.
Стены собора белые, украшены двумя большими стрельчатыми окнами по бокам от южного входа (со стороны площади). В этих окнах сложная вязь оконных переплётов и великолепные витражи. В алтарной части собора тоже устроено несколько более узких стрельчатых окон с витражами.
Внутри собора много воздуха. Ощущение высоты, свободы, простора достигнуто благодаря простоте. Высокие колонны плавно перетекают в нервюры сводов. Нет никаких матроналиев, только балкон для органа над западным входом. Северная стена собора не имеет окон, она украшена фресками на библейские темы. Собор удивительно гармоничен, изящен, красив. Он не перегружен узорами, балконами и статуями.  Все статуи компактно сгруппированы в нишах над южным входом (со стороны площади)
Старый город полон узких романтичных улочек. Дома в 2-3 этажа. Есть так два музея – исторический за 10 кун за вход (100 рублей) и музей скульптуры за 30 кун за вход (300 рублей)
В музее скульптуры мне понравилось только само здание музея – потолки облицованные дубовыми панелями и очень красивые деревянные лестницы, окна, внутренние дворики.
В музее историческом все экспозиции посвящены недавней междоусобной войне против сербов. Всё пестрит фотографиями горящего Дубровника, хмурыми лицами ополченцев. Множество мониторов с надрывом показывают кадры из гражданской войны.
Эта пятиминутка ненависти мне совершенно не понравилась. Во-первых, неужели в истории Хорватии не было ничего, кроме этого братоубийства? А как же войны с турками, две мировых войны, фашистская оккупация, знаменитое партизанское движение? Всё забыто?
Экскурсовод, который показывал нам Плитвицкие озёра, рассказывал, что после вступления Хорватии в Евросоюз уровень жизни упал – цены поднялись вдвое, а доходы остались прежними. Даже если он сгустил краски ради красного словца, всё равно картина некрасивая. И вот на этом фоне обновлённая Хорватия нашла себе национальную идею – ненависть к сербам…
Музеи мне не понравились. Теперь расскажу о восточном холме, который называется Каптул. На этом холме стоит огромный готический собор – кафедральный собор вознесения Богородицы.
Честно говоря, я раньше и не знал, что Святая Дева вознеслась, подобно Илии Пророку.
Этот храм начали строить в 11 веке. В тесно застроеном городе для него места не нашлось, вот и построили его на соседнем с городом холме, на другом берегу речки. Специально для охраны собора вокруг него построили крепостную стену.
Эта крепость имела форму квадрата с восемью круглыми островерхими башнями. Четыре угловых башни и ещё четыре башни – по одной в середине каждой из стен.
Собор был так велик, что кроме него в этой крепости почти ничего и не поместилось. Только к трём стенам наподобие буквы П изнутри пристроили здания, в которых размещались монашеские кельи, казармы для солдат и дом епископа.
Ворота были сделаны в средней башне западной стены, как раз напротив главных врат собора.
Однако в 19 веке эта западная стена вместе с крепостными воротами была снесена, ибо она закрывала торжественный фасад собора. Так и осталась крепость с тремя стенами, обрамляющими собор с трёх сторон. Теперь фасад собора царит над широкой площадью.
Собор вознесения Божьей Матери огромен, построен в стиле поздней готики, весь облицован белым мрамором.
Колоссальность вложенных в него денег подавляет психику. Очень много окон, статуй, резных элементов. Но той гармонии и красоты, какая есть у собора Святого Марка, я не увидел.
Строительство собора шло 200 лет. К тринадцатому веку он был уже построен. Но собор несколько раз перестраивали. Кончилось тем, что спереди к нему пристроили фасад в стиле классицизма а ля древняя Греция, а в восточной части к алтарю пристроили апортаменты епископа.
Конец безобразию положил лично Господь Бог. Землетрясение 1880 года разрушило изуродованный храм. Восстановили его уже в стиле новой готики. Таковым он и является сейчас.
В центре площади перед фасадом собора устроен беломраморный фонтан, украшенный скульптурами четырёх ангелов. Скульптуры эти очень живы, выразительны и красивы. Они символизируют четыре христианских добродетели:
1. Веру.
2. Надежду.
3. Целомудрие.
4. Покорность.
Я был несколько удивлён, не обнаружив среди этих добродетелей любви. Возможно, сказался стереотип моего мышления, согласно которому после Веры и Надежды должна стоять непременно Любовь.
Хотя предложенная система добродетелей по-своему логична и совершенна:
1. Верь всему, что скажет священник.
2. Надейся на улучшение жизни в загробном мире.
3. Будь сексуально воздержан.
4. Покорно исполняй всё, что тебе прикажут.
А любовь? Любовь ведь предполагает самостоятельное принятие решений, что противоречит принципу покорности… Пятое колесо в телеге.
Цены в ресторанах бешеные. Нет в меню ни одного блюда дешевле 20 кун (200 рублей), салатик из огурчиков, к примеру, но нет и дороже 150 кун (1500 рублей). Сколько будет стоить обед из трёх блюд?
Три порции сухого вина по 50 грамм в летнем кафе обошлись нам в 96 кун (960 рублей).
Питаться рациональнее дома, или в пиццериях. Кстати, местная выпечка (печиво) с сыром, грибами, колбасами очень вкусна. Правда, колорийна… Но после профессиональной откормки на борту Аиды терять было уже нечего.
Между двумя крепостями расположен очень живописный рынок. Цены на фрукты как у нас.
Ещё одна особенность Загреба – синие трамваи. Эта традиция началась ещё с первых конок 19 столетия. Трамваи там состоят из пяти секций, соединённых гармошками. Три длинных секции перемежаются двумя короткими секциями. Трамвайный электрод, вместо привычного нам ромба, имеет форму угла.
На прощание я полюбовался здешним аэропортом. Он невелик – всего один терминал и одна посадочная полоса. Выполнен он из серебристого металла и стекла. Крыша его необычна, изогнута причудливыми волнами, а галерея, в которой причаливают самолёты, имеет форму трубы.
Служба безопасности здесь очень бдительная. Меня обыскивали особенно тщательно, хотя я свою арабскую куфию и тёмные очки оставил дома. Но меня всё равно заподозрили.
 Не найдя на мне ничего кроме одежды, стражи аэропорта внимательно рассмотрели подошвы носков.Интересно, что они надеялись там найти? Привязанный скотчем браунинг? Рюкзак прогнали через рентген дважды. Очень большие подозрения вызвала лупа, найденная в кармашке рюкзака. С некоторых пор я имею привычку носить с собой лупу, специально для того, чтобы читать мелкий шрифт, которым и на этикетках и в договорах написано много интересного.
С ужасом я ждал самой страшной для нормосексуала части досмотра, но Бог миловал. Уж не знаю, каких святых благодарить за это…
Самое смешное, что зоркие загребские стражи, увлекшись обыском меня, прошляпили пресловутый нож в ручной клади моей тёщи. Она по причине склероза снова сунула его в свою сумочку. Выяснилось это только при досмотре в Шереметьево.
Вот вам наглядный пример разницы между бдительностью и подозрительностью. Бдительный страж замечает всё, а подозрительный – только то, во что упёрся носом. В принципе так можно было бы и пистолет пронести, если бы он у нас был.
Выход к самолёту называется «излаз». Вот по этому излазу № 25 мы наконец-таки излезли к самолёту и полетели домой. Загреб провожал нас проливным дождём, заботливо готовя к екатеринбургской погоде.
Прощай милый Загреб!