ХХl Отзывы на творения Олеси Николаевой Смерть

Федоров Мистик
ХХl отзывы на творения Олеси Николаевой

27/07-17
Олеся

Всех, кто знал Сашу Столярова или смотрел его фильмы, потрясла его внезапная смерть... Талантливый, умный, тонкий, необыкновенно красивый, оригинальный, полный идей...
Мы познакомились с ним лет двенадцать назад через мою дочь Александрину, с которой они сделали фильмов семь на телеканале "Культура". И вот сейчас собирались делать восьмой - о новопрославленном святом праведном Алексие Бортсурманском. Обсуждая предстоящую работу, они непрестанно переписывались, перезванивались. Да и я вела с ним переговоры в мае (тоже замышляли делать совместно фильм). Месяц назад, вдохновленная этой идеей, в маленьком греческом домике на самом берегу моря я засела за сценарий художественного фильма, работала над ним по 10 часов в день и мысленно примеряла его именно "на Сашу": мне было близко его утверждение, что в драматическом произведении важен не сюжет, а раскрытие героя...
Это ужасная, ужасная потеря! Что-то гаснет сразу в душе...
Царствие ему Небесное и Вечная ему память!

***

С.Ф.

Херувима призвали в Царство Божие. Но опасный Вы человек Олеся! ''Со святыми не шутят!" Истинно так! Те, кого коснулось Ваше творчество ''веселыми ногами'' восходят в Царство Небесное, наверное, благославляя Вас за поддержку. Может быть и мытарства легко проходят. Вашими молитвами. Запечатлевшись в этом мире благодаря Вашим писаниям. Все исполнили, и в высь!
Упокой, Господи, новопреставленого раба Твоего Александра в обителях Твоих, кои Ты уготовал любящим Тя.
***


02/08-17
Уважаемые френды, профессионалы, доки и спецы! Во сколько примерно страниц уместится сценарий сорокаминутного художественного фильма (Ну или сорокаминутной серии)?
***
С.ф.
Если Ваши поклонники придут на премьеру фильма - это будет грандиозное событие! Да ещё китайцы подвалят! Сравнится с открытием Олимпийских игр.

С.Ф.
Посмотрел вчера фильм Александра Столярова о старце Паисии. Это не Ваш ритм, не Ваш пульс, не Ваше дыхание. Он ученик Параджанова, по стилистике. Язык фильма ''Цвет граната''. И все-таки рука ученика. Много поучений. Вам нужен такой мастер, и бывалый мастер, как Михалков.

Олеся
Так я люблю Параджанова!

С.Ф.
Он, Параджанов,  не смог бы снять Ваши сюжеты, даже грузинские. А Данелия гений на земле. Тоже только наполовину подошёл бы. Неба у него не оказалось бы.
У Михалкова трогателен ''Обломов'' И он знает Параджанова. Мне кажется, что молодой режиссёр, учащий человечество жить Вам опасен.

Ольга Амосова
Сергей Федоров- мистик.
Простите, Бога ради, за вмешательство в приватный разговор, но меня очень удивило одно Ваше высказывание ! Вы, действительно, полагаете, что у Михалкова ( если он, по Вашим словам " подходит "- в отличие от других ) - есть " Небо " ?

С.Ф.

Небо есть у Олеси. А Михалков не нервический режиссёр. И не плохой. Хотя тот же Сибирский цирюльнике мне показался исскуственным, от благополучной жизни Никиты Сергеевича.  Я могу предположить, что Михалков заелся и с тоской мечтает о сценарии Олеси.

Олеся
Сергей Федоров-Мистик Нет, дорогой Сергей! Уверена, что не мечтает. У меня не эпическое полотно, а почти водевильные сюжеты. Хотя, смею надеяться, у них есть "двойное дно", и они не так просты, как могут показаться. За некий образец  я брала "Скверный анекдот" Достоевского - вроде развлекательно и забавно, а, на самом деле, метафорично  и убийственно точно.

Кстати, и условное название "Двойное дно".

С.Ф.
Но ''Обломов'' Михалкова не эпическое полотно. А очень трогает. С Табаковым. И не дворянско-патриотческое. Может быть он ''дорвется'' до Ваших ''комедий'', ''отведет душу''.   Ему не нужно будет быть памятником. Сам найдёт в себе новые для него самого грани. Я очень верю в Ваши тексты. И Трауберг в Вас верил.

Олеся
 Про Трауберга умолчим...
***






06/08-17
Мои пятая и четвертая по счету внучки Наденька и Лизонька в русской деревне - в гостях у прапрапрапрапрапрадедушки - святого праведного Алексия Бортсурманского на русской приволье!
***
С.Ф.
А коза тоже правнучка той козы млеком, которой питался праведный пра....дедушка? Старец Николай Гурьянов с острова как-то сказал, по свидетельству очевидцев, что его кот будет с ним после смерти. А козы могут быть в раю? Ведь людям рай не рай, если не будет любимого кота.
Глаз не отвести от таких красавиц. (Я не про коз.)
***





07/08-17

МУЗЫКА

Это сценки детства: солнце воду пьёт, –
папа молодой, берега родные,
птичка под моим окошком гнёздышко для деток вьёт:
все картинки, все - переводные.

Кто-то налепил их – ляп! – на сердце мне:
перевёл, потёр, снял лишнее, и в цвете
вся я в тех картиночках: в звездах и луне.
Музыка застыла в золотой карете.

На весу в балете. Звук прилип к рожку.
Дверью в тёмный шкаф прикрыты злые вести.
А в лесу лисица своему божку
лестницу сплетает из волшбы и лести.

И когда средь мира я выставляю зонд,
как подлодка, высмотреть, место ль – не гнилое?
Из картинок этих мне раскрывает зонт
небо с мутным зеркальцем: вечное былое.

Я хожу и вслушиваюсь, обращаюсь вспять
И почти заглядываю за ограду рая.
Вдруг оттуда музыка нам начнет звучать,
словно струны, нас перебирая?
***
С.Ф.
Это уже звучит банальностью и двадцатым повторением. Но сии стихи, вместе со стихами Арсения Тарковского вполне могли бы занять место в фильме ''Зеркало'' в эпизодах детства. По стихам Олеси Тарковский мог бы снять фильм. Конечно смелые и уверенные мазки, когда автор уподобляет себя подлодке ( наверное, стихотворение писалось в год гибели Курска, это витало в воздухе). Далее технические термины зонд, и зонт. Почти технически словесный кубизм. Но не все же сирень воспевать! Свидетельство того, что автору все жанры доступны. Одинаково владеет и лирикой начала  IXX века и постмоденизмом. С одинаковым совершенством способна на писать стихи и на картину ''Роза в стакане'' Федора Толстого и на "Точильщика'' Малевича.

Олеся
Дорогие друзья! Спасибо! Это совсем новые стихи - сегодняшние. Возможно, совсем сырые. "Птичку под моим окошком", которая "гнездышко для деток вьет" , наверное надо было бы укоротить, ибо строка с ней слишком длинна, и, в принципе, технически это можно было бы сделать, перенеся часть ее в предыдущую, устроить enjambement и поменять рифму в конце четвертой строки первой строфы. Но... Так душа на этой сплошной "птичке" расправляется: в общем, не стала прибегать ни к каким ухищрениям, в данном конкретном случае предпочтя простодушие перфекционизму.

С.Ф.
Кубизм для творчества Вас не вдохновляет? А ведь его видят даже в Троице Рублева, особенно в левом Ангеле. То есть у Вас нет стихов Разбитого стакана. Вам ''слабо'' или Ангелы не позволяют?  То есть напрасно я Вам подсовывал Малевича, хотя по ассоциации вспомнились Ваши первые ''шестнадцатилетние'' стихи о мытье небесных окон. Солнце играет в гранях стекла,  и синева на асфальте. Пушкин все мог, и делал подражания. А кого по Вашему мнению можно было бы отнести к поэтам "кубистам"?
Трепещу, что разгневал Вас своим снобизмом. А все-таки - Сможете?

***






08/08-17

НИЧЕГО, КРОМЕ ЖИЗНИ
поэма

Ксюшу побрили наголо, чтобы волосы у нее были гуще.
Каждый раз, когда она, лысая, вбегала в комнату,
мама вскрикивала:
– Несчастный ребенок!
Зачем же так оболванили бедную девку? –
А Катя, Ксюшина мать, тряхнув кудрями,
каждый раз отвечала на высокой ноте:
– Елизавета Кирилловна, сколько мне еще повторять –
чтобы волосы у нее были гуще!

Лето становилось горячим, и мои родители сняли дачу.
Там жили они, мой брат с Катей и Ксюшей,
а я и мои дети – в сторожке.
Мама часто уезжала в Москву поливать любимую пальму:
она уже выросла до потолка
и двух стен касалась листами.

Дети на даче рисовали дорогу меж сосен,
большое кукурузное поле,
грязное озеро в тине
и погост с тремя куполами.

Когда мы шли, занимая дорогу,
встречные оборачивались на нас,
потому что детей было слишком много, а я была молодая,
да к тому же лысая беззубая Ксюша
делала нашу процессию необычной и запутывала картину.

Кто-то предполагал, что это экскурсия из детдома,
кто-то вздыхал, что девочка, должно быть, больная,
кто-то догадывался, что это несчастный мальчик,
которого нам из Чернобыля прислали на воспитанье.

В самом начале лета я видела сон, будто дача сгорела.
Слава Богу – людей в ней не оказалось,
но были заперты две большие собаки.
И когда я проснулась – у меня не было никаких сомнений,
что это предупрежденье
и мне пора, наконец, приняться
за свое захламленное  жизнью сердце.

Первым делом я бросила курить и теперь кусала
веточки, грызла сухие травинки
и в сельпо покупала слипшиеся леденцы,
которыми мы набивали рот,
и пили шумную воду из ледяной колонки.

Только письма мне никакие не приходили...

И я перед сном совершала круг одинокий
по ночной пустынной дороге.
Иногда из-за тучи выходил молоденький месяц,
иногда небо становилось совсем прозрачным,
и я видела на его дне огромные звезды.
А когда я слышала тайный шорох, я всегда вспоминала,
как мой друг, от которого не было писем,
говорил мне,
что это растет трава,
шурша прошлогодней листвою.

И еще я думала, что всегда обманчив
оказывался мой внутренний голос:
каждый выстрел с его подачи давал промашку,
и начинал дуть ветер, откуда не ждали.
И когда я кричала, что все погибло,
самое главное только и начиналось,
а когда твердила: “А дальше, дальше?” – 
передо мной захлопывались ворота,
и никто не выходил, сколько бы я ни стучалась.

Наутро разразился скандал на даче:
собаки заводили любовные игры друг с другом,
брат мой их разливал водою.
Дети спрашивали:
– Зачем они так играют? –
А я плакала и умоляла брата,
чтобы он отвез собак в городскую квартиру.

А Катя ему попалась под горячую руку,
и он ей отвесил колоссальную оплеуху.
И Катя набросилась почему-то на маму
и ее во всем обвиняла.
– Да-да, – кричала она, – это вы виноваты,
это вы против меня настраиваете своего сына!

Я забрала детей, и мы пошли к кукурузному полю,
и прошли его, и подошли к погосту.
Дети, рассматривая могилы, кричали:
– Как рано умер Петровкин Коля – всего в три года! –
И еще читали: “Любимой мамочке от безутешного сына”.

Безответные лица глядели на нас с надгробий,
и кресты повсюду преграждали дорогу,
и я подумала: “Вот как с Сережей мы когда-то дружили,
а я и на похороны к нему не попала!”

В сельском храме уже начиналась служба,
и орарем размахивал вдохновенный дьякон,
и мы за Сережу на канун поставили свечку,
и дети к Матери Божией приложились.

А на даче уже все помирились:
мама подвязывала малину,
Катя чистила молодую картошку,
и брат уехал с собаками в город.

А потом и мы все разъехались, и дачу забили,
и дожди зарядили, и снега упали,
и покрыли холмик Петровкина Коли,
и кукурузное поле превратили в равнину,
и мамина пальма почему-то засохла,
и у Ксюши выросли волосы и большие взрослые зубы.

И, поднимая глухой воротник обветренной шубы,
я прохожу по декабрьской метели с хрустом
и проношу с собой благословенное лето,
где ровным счетом – ничего не происходило,
ничего не происходило,
ничего, кроме жизни,
а так – ничего – ровным счетом...

1986
***

С.Ф.
Маленькое кино, а Вы режиссёр. И сценарист. Стоите рядом с камерой. Впечатление, что Ваши стихи того периода, восьмидесятых более киношные, чем более поздние. Но это кино Михалкова, не Тарковского. Готовый сценарий. В ''Обломове'' тоже ничего не происходит, только жизнь.  Какая гениальная, исчерпывающая деревенское бытие фраза! ''Ничего не происходит кроме жизни'' ''Быт переходящий в бытие'' Просто видишь это кино.
Когда ребёнок спит, тоже ничего не происходит, а какая глубина и высота жизни.
***



09/08-17

Из КНИГИ "AMOR FATI"

Смерть представляется в одушевленном виде,
 то есть – живою.
Паче же – особой женского пола.
Старой девой или вдовой военного –
так, вполне пожилою.
Разгадывательницей кроссвордов
в журнале “Семья и школа”.

Непременной общественницей, активисткой в ЖЭКе.
Может быть, даже работницей городского собеса
иль профсоюза, шарящей по картотеке
подслеповато, с кариесом во рту,
без сугубого интереса.

И пока она, зябко придвинувшись к батарее,
не ожидая ни премии, ни презента,
в небесные сияющие галереи
оформляет очередного клиента,

он тоскует примерно о том, что на целой тверди
только тьма неопрятная, скуки косая сажень...
И о том, что смерти нарядной себе не выгадал,
 даже смерти
золотой шестокрылой смерти себе не нажил!
***

С.Ф.
''Смерть представляется в одушевленном виде,
 то есть – живою.
Паче же – особой женского пола.
Старой девой или вдовой военного –
так, вполне пожилою.
Разгадывательницей кроссвордов
в журнале “Семья и школа”.

Непременной общественницей, активисткой в ЖЭКе.
Может быть, даже работницей городского собеса
иль профсоюза, шарящей по картотеке
подслеповато, с кариесом во рту,
без сугубого интереса.''

Вот приходиться ломать голову, почему поэтесса увидела смерть работницею собеса с кариесом во рту. Как всегда, решение оригинальное и неожиданное. Только как теперь будут смотреть на сотрудников собеса в очередях? Конечно есть ассоциации  - картотека, приход человека в мир, уход. И нас это не минует. Но рагадывательница кроссвордов в журнале ''Семья и школа''?!
Можно предположить, что это ''костюмы'' предыдущих ''клиентов'' смерти, их тела, их вид и состояние. ''В чем застану, в том и сужу''  Здесь, в этом списке нет героинь, а есть смертельно скучающие люди, у которых уже никакой перспективы, никакого интереса в жизни, ибо разгадывать кроссворды можно только от безысходности и скуки. От таких людей ждать уже нечего, вот смерть их и забирает, приняв их же вид.

''И пока она, зябко придвинувшись к батарее,
не ожидая ни премии, ни презента,
в небесные сияющие галереи
оформляет очередного клиента, ''

Прозябание в нашем мире и ''небесные сияющие галереи'' Сюрприз за гробом и приятнон удивление. А пока Чеховская тоска, состояние.

''он тоскует примерно о том, что на целой тверди
только тьма неопрятная, скуки косая сажень...
И о том, что смерти нарядной себе не выгадал,
 даже смерти
золотой шестокрылой смерти себе не нажил!''

Мещанином был, мещанином и помрешь, и даже смерть не торжественное событие!
Тело Чехова привезли в вагоне, на котором была надпись ''Устрицы''. Он оказался исполнителем своих же рассказов, типа ''Смерти чиновника'', и обязательно бы поставил такой финал в свой рассказ, как жемчужину безысходности.
Но, что-то и Олеся Александровна заговорила о смерти, ''золотой шестикрылой''. ( Какое социальное расслоение! Но - ''Большому кораблю большое плавание'', а гению - золотую колесницу.)
Утешает пример  нищего Лазаря, который был отнесен Ангелами в Рай.
Но встаёт, встаёт тень Чехова и за спиной поэтессы.

***





11/08-17

ГРОЗА

Плотный воздух тяжелей, чем барий,
серебрист, непроницаем, глух.
И небесный грозовой розарий
пепельными розами набух.

От таких природных заморочек,
что ж душе-то маяться за так
и следить, как сурдопереводчик -
куст мятется, подавая знак?

Вот тогда и вылезут резоны:
всякий болен, беден, одинок…
У дороги Смерть стрижет газоны,
небеса уходят из-под ног.

Словно бы и мы в небесной драме
не зеваки с улицы, не сброд
и не самозванцы, каблуками
выбившие дверь на черный ход.

Это наши пепельные розы,
блеск стальной, больная бирюза.
Это наши громы, наши слёзы
возвращает летняя гроза!

И когда швыряет шаровые
молнии из огненной змеи -
узнаю напрасные, кривые
страхи суеверные мои.

Картина Альберта Бирштадта
***
''и следить, как сурдопереводчик -
куст мятется, подавая знак?''

Как неожиданно, образно, и задевающе струны души. И как бы между прочим. Одно слово - Гений

''Плотный воздух тяжелей, чем барий,
серебрист, непроницаем, глух.
И небесный грозовой розарий
пепельными розами набух.''

Чуть соприкоснулись два гиганта. У Олеси - барий, у Маяковского - радий. ( Но все-таки надо знать периодическую систему Менделеева.)
Строки передают состояние. ''пепельными розами набух'' Томление жизни за серебристой вуалью. Розы набухли, бутоны готовы раскрыться, разродиться грозой. И как жахнут! Восторг и убиться веником!

''Вот тогда и вылезут резоны:
всякий болен, беден, одинок…
У дороги Смерть стрижет газоны,
небеса уходят из-под ног.''

''небеса уходят из-под ног.'' - это нечто! Небесное смятенье, девятый вал. Но это среда обитания автора. И вот там все качает, даже ''небо уходит из под ног'' ( Во живут избанники Божии! У кого паркет, а у кого облака.)

"Словно бы и мы в небесной драме
не зеваки с улицы, не сброд
и не самозванцы, каблуками
выбившие дверь на черный ход.

Это наши пепельные розы,
блеск стальной, больная бирюза.
Это наши громы, наши слёзы
возвращает летняя гроза!"

От наших дел трясет небеса.

''И когда швыряет шаровые
молнии из огненной змеи -
узнаю напрасные, кривые
страхи суеверные мои.''

Буря в душе человека, буря в небе. Свое смятение Олеся Александровна изволила выразить в стихах, как Чайковский в музыке. Мы же восхищенные, восклицаем - Это про нас, про нас!

***



12/08-17
О книге ''Себе на зло''
С.Ф.
Сия книга питает моё тщеславие! ''Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит'' Хочется продолжения, ведь герои продолжают жить своею жизнью. Я пока не помер.

Олеся
Ох, Сергей!..
***



21/08-17
* * *

Да минуют вас обоюдоострые стрелы
моей тоски, целящейся вслепую и напролом
прущей сквозь все дозоры, переходящей пределы...
Да не коснется вашей руки мой ангел слепым крылом.

Да минуют вас все шакалы с голосом человечьим,
 все скимны,
делающие понимающие глаза
в провалах пустых глазниц,
все павианы, поющие вам льстивые гимны,
распугивающие птиц...

Да минуют вас приношенья – бездарных,
 спесь – неимущих,
панибратство глумливых, поддержка крикливых,
 огни
упований земных, в тесноте каморки пекущих
свои жирные-жирные ночи и бледные ломкие дни.

Да минуют вас страхи с глазами голодной рыси.
Бездны, травой полевой прикрытые,
 занавешенные плащом,
а еще – населенные голосами, глазами, ушами –
выси,
демоны воздуха, переплетающиеся плющом.

И покуда тьма взбирается на котурны,
примеряя маски свои ужасные, –
 в далекой вашей стране
да минует вас тяжкий, бессвязный, бурный
сон – обо мне!

1993

Картина Марка Шагала
***

С.Ф.

''да минует вас тяжкий, бессвязный, бурный
сон – обо мне!''

Вам Пушкин не является как Ваш прапра...дедушка?
''Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим!''
Родственные неожиданности. И родственное мышление.
Так ли Вы хорошо знаете свою родословную с позапрошлого века?
Но, очевидно, только Пушкин и может ответить на этот вопрос.
Я так понял, что у Вас в роду прибалтийские немцы, бароны фон Бишоп.
Дельвиг был бароном.
Пожалуй и он мог бы пролить свет на эту тайну, будучи наперсником Пушкина.
Два человека разделенные стадвадцатью годами почти одинаково по сути, по образности думают, как родственники, и оба гении! И с серыми глазами. Впору проверить ДНК.
***








22/08-17

МЕЖ СНОМ И ЯВЬЮ

VII

Позавидовал плешивый шелудивому,
взревновал колченогий к гугнивому,
дом спалил горбатый шестопалому,
наплевал в глаза унылый усталому.

Обманул сребролюбивый блудливого,
укусил гневливый горделивого.
толканул ленивый боязливого,
и разул сластолюбивый хвастливого.

Лишь лунатик никого не касается:
не косит, по сторонам не бросается.
Руки выпростал, а пальцы разжатые,
оттого вокруг – все тени рогатые.

В лунном свете во все окна заглядывают
и над спящими загадки загадывают.
А наутро, будто цЫган с лошадкою,
всяк отгадчик со своею загадкою!

Картина Марка Шагала
***

С.Ф.
Первые восемь строк это нормальная жизнь грешников, нормальное поедание друг друга. Что имеет отражение в картинах Брейгеля и Сальвадора Дали. ( В какое общество попала Олеся Александровна!)
А вот какой-то лунатик это ненормально. Не от мира сего, никого не ест, не пинает, не оплевывает. Каких-то коз изображает пальцами. Он и в этом  мире телом, но не присутствует душою и сознанием.  Немного на Олесю похож. Неужто автопортрет?
''В лунном свете во все окна заглядывают
и над спящими загадки загадывают.''

Таинственая, всепроникающая поэзия. Поэтесса-лунатик знает о глубинной сущности ''спящих'' больше чем они знают сами о себе.

''А наутро, будто цЫган с лошадкою,
всяк отгадчик со своею загадкою!''

''Поэтесса-лунатик'' зная о ''космической''сути каждого, о его сверхзадачи и назначении для космоса, духовного мира, это знание облекает в такие стофы, что они становятся загадкой Самсона. Но иначе сущность выразить нельзя, не те глаголы. Только ''лунатик'' ''лунатика'' поймет.
В общем, Олеся пророк, сумасшедшая и лунатик, с точки зрения нормальных грешников. Удивительно, что ее не постигла судьба пророков. Наверное потому что женщина, и уж очень хороши стихи!
***



Мастер-класс  24/08-17г.
На рассказ Солитер из романа. Мастер-класс

У Булгакова тайна. У Чехова кукиш. У Вас тоже тайна, но не тёмная как у Булгакова. Казалось бы вы трое описываете  одни и те же события, почти ''обыденность с шампанским'', а как по разному это звучит. И у Булгакова, и у Вас есть этот ''коэффициент вечности'' ( выражение прот. Всеволода Шпиллера), у Чехова нет. Дальше кукиша не идёт, стена. Я не могу вспомнить ни одной проповеди или письма, где о.Всеволод цитировал бы Чехова. Вот и у Вас, вроде бы ''Чеховские сюжеты'', его любимая ''пошлость'', но у Вас это интересно, красиво, жизнеутверждающе. ''Можно и котлету жарить во славу Божию'' - о.Всеволод. Ваши строки ударяют в сердце, и это непонятная тайна.