Еще раз про ураганы

Илья Либман
Должно быть климат меняется не в лучшую сторону, потому что до переезда в штаты я едва знал о стихийных бедствиях этой страны после прочтения  Волшебника изумрудного города и не более. Но на самом деле в штатах все время происходит что-то природно-анамальное: то горят леса в Калифорнии, и целые кварталы работников Голливуда вынуждены покидать свои жилища из-за едкого дыма, то очередной торнадо поднял в воздух крышу торгового центра в его рабочие часы, то наваливается засуха, и постер БЕРЕГИТЕ ВОДУ- ПРИНИМАЙТЕ ДУШ  ВМЕСТЕ бросается вам в глаза отовсюду, и городской инспектр готов  выписать штраф, если вы поливаете свою лужайку или моете свою машину не в ваш день недели. Но это все еще цветочки.
Помню свой первый пережитый ураган. Это случилось в штате Нью-Йорка в 1985 году. Ураган назывался Глория, был он почти на износе, потому что проделал долгий путь по побережью от Флориды до Нью-Йорка. В Нью-Йорке ураганы не случаются так уж часто, поэтому о них много говорят, но не знают толком, как к ним готовиться, а главным образом все уговаривают себя, что с ними  нью-йоркцами такого случиться не может, ведь они не какие-нибудь флоридяне. Так или иначе, случись в Нью-Йорке ураган как в Майами, то порушено было бы много. Однако, я отвлекся. Тем утром, несмотря на указания городской администрации и личного указания босса нашей компании – на работу не выходить, я подумал, что я человек новый в компании, и что лучше было бы мне выйти и поработать, чтобы зарекоммендовать себя. Работа моя была относительно недалеко от места проживания. Ехать надо было через лесопарк. Сел я в новенькую Хонду и покатил, но где-то на середине пути поднялся сильнейший ветер, и небо разом помрачнело. Кроме ветра я слышал в машине какой-то непонятный треск. Оказалось, что это падали деревья слева и справа от дороги. Потом одно большое  дерево упало поперек моего пути. Совсем как фильмах про засады. Я пытался развернуться чтобы ехать назад, но тут другое дерево повалилось с другой стороны. Я просидел в машине 5 часов пока местные пожарники не приехали со своими пилами.  Узнав на следующий день в компании из моего рассказа о попытке приехать на работу, мой босс оплатил мне за рвение как за 12 часов. Интересно заметить, что на работу все-таки приехал один старый глуховатый армянин, который объявлений не слышал.  Ему просто оплатили рабочий день, и он был сердит на меня за неравенство. Ураган Глория нанес ущерба на 900 миллионов долларов.
Про ураган Сэнди все знали примерно за неделю, но как всегда надеялись, что он не ударит по городу, но совершенно точно заденет Лонг Айленд.
Я в то время жил на Лонг Айленде, в полуторе километров от океанского берега.
С вечера 28 октября в Нью-Йорке были закрыты метро, и не работали пригородные поезда.
Представители местной полиции моего городка приходили во все дома прилежащей к океану жилой зоны и уговаривали жителей собрать все необходимое и ехать ночевать в предписанные больницы и школы. Семья из дома напротив сразу собралась и укатила. Примерно также поступили и многие другие семьи, в которых были маленькие дети.
Мы решили никуда не ехать в надежде, что  крыша выдержит. К тому же, куда девать двух кошек и двух собак? А что если к нам на улицу заявятся марадеры из соседнего городка?
Первыми приближение урагана почувствовали коты. Они поднялись на второй этаж, уселись в сухой джакузи и смотрели на дождь, лупивший в окно на крыше. Йорки подскуливала и путалась под ногами больше, чем обычно. Только молодой корги Арман думал, что это игра.
Я тайком ото всех надул пантонную лодку, купленную по случаю на блошинном рынке, и прикрутил ее на крыше к дымоходу.
Припарковал машины вплотную к воротам гаража и туго забил их выхлопные трубы  носками.
Первые порывы ветра сорвали трансформатор со столба, и оборванный кабель раскачивался, как огненноголовый питон, он искрил и шипел, когда касался деревьев.
Мы стояли у окна на втором этаже сгорящими свечами на подоконнике и наблюдали за картиной на улице. Корги наблюдал за нами. С уходом трансформатора на улице стояла кромешная темнота. Вдруг кроме порывов ветра мы услышали новый низкий звук – это улица наполнялась океанской водой. Слава Богу не так быстро. Минут через 40 вода достигла высоты середины ступицы заднего колеса и остановилась там. Ветер начал стихать.
После часа ночи я пошел спать. А на следующее утро воды на улицах уже не было. Я сел на машину и поехал купить еды на завтрак, так как в доме не было электричества и газа. Картина на улицах была как из футуристического фильма  - с вырванными с корнем из земли деревьями.
Во время завтрака у нас был «разбор полетов». Я рассказал про лодку на крыше. Домочадцы спросили меня, как бы все уместились в одну лодку.  Я ответил им серьезно, что взял бы на борт кошек и собак, а остальным пришлось бы бросать жребий, как на Титанике.
Мой хороший знакомый, владелец заводов, газет, пароходов по имени Маленький Наполеон жил  на побережье океана в 10 милях на запад от меня в восьми миллионом особняке. Он и его жена тоже не покинули своего дома, а при свете прожектора наблюдали с балкона, как океанские волны угнали их биммер и лексус а также коллекцию вин  из подвала и изуродовали до неузнаваемости сауну, баню, кинозал, плавательный бассейн с турбиной для создания течения и прочего по мелочам на несколко десятков тысяч долларов.
Разумеется, продажа бензина была лимитирована, и очереди за ним были бесконечны. Однако с ремонтами никто особенно ждать не стал, и как только отснятые видео о потерях и убытках для страховых компаний были сделаны, восстановительные работы закипели.
Строительные рабочие, мексиканцы в большинстве, по местному – мексы, были перекуплены со строек для производства ремонтов. Их работодатели торговали ими, как рабами: поденно и почасово. Когда фронта строительных работ для мексов не хватало, их использовали для стояния в очередях за бензином. потом эти места в очередях продавались.
Забыл сказать что в Бруклине во время наводнения погибло несколько десятков тысяч машин, стоявших на улицах, а предусмотрительные счастливчики сохранили свой транспорт, запапковав его на мостах над скоростными дорогами. Между желающими запарковаться там иногда возникали споры с драками.
Как результат урагана на несколько месяцев появился дефицит на покупку импортных автомашин и бензиновых электогенераторов, частично и на строительные материалы. Рост нового жилья снизился в связи с ремонтными работами в пострадавших от воды домах и зданиях.
Нью-Йоркское метро было залито водой. Без электричества оказалось более 3 млн человек.
Ущерб, принесенный Сэнди, превышает 50 миллиардов долларов. Ущерб от Катрины – 190 миллиардов долларов.
Ущерб от урагана Харвей будет еще выше.
Справка: национальный бюджет Российской Федерации на этот год 299 миллиардов долларов.