Сердце друга 82

Гунаев Иса
Впервые за последние почти десять лет, Сулиман был без оружия. Не привычно ему было в новом статусе. Он чувствовал себя беззащитной жертвой. Легкой добычей для недоброжелателя. Явных врагов у него не было, но не исключал, тем более после такого неспокойного прошлого, что может быть кто-то, кто ждал удобного момента ему навредить.
Большую часть свободного времени, Сулиман проводил дома, рядом с матерью, помогая ей по хозяйству. Они так истосковались по родной кровинке, что получали огромное удовольствие от совместного труда во дворе.
Жизнь по прежнему не сулила ничего хорошего. Войне еще не видно конца. Все чаще Сулиман в последнее время задумывался о поездке в Волгоград. Уговорить мать, на этот раз не составило бы труда. Мадина была согласна на все, лишь бы сын был рядом, лишь бы ему было комфортно.
Раз в неделю, а иногда и два, если в республике происходило боестолкновение, Сулиман должен был являться в Веденское РОВД, чтобы отчитаться о месте, и времени проведенном за определенный период. Так же это требовалось от всех амнистированных ополченцев, так так они еще стояли на учете. Иногда их вызывали и в Шалинское отделение милиции. Хотя они никакого отношения к ней не имели. Часами приходилось ждать своей очереди. Так как амнистированных, становилось все больше.
Эти отчеты и бесмыссленные, как казалось амнистированным ополченцам, допросы, уже многим начинали действовать на нервы. Что некоторые, даже начали подозревать что их просто вынуждают вернуться в лес. Некоторые, даже не скрывали что пожалели о том, что сдали оружие.
- Из нас сделали сусликов перед сусликами - сказал как то один из амнистированных, ожидавших своей очереди. - Кто бы мог подумать, что какой-то шакаленок будет мне ехидно улыбаться в лицо и задавать глупые вопросы? В последний раз я сегодня сюда приехал. Сложил оружие, дал расписку что не переступлю закон. И не переступал. Занимался своим делом. Не дают. Если не верят, нечего требовать. Ни расписки, ни соблюдения закона. А веришь, не мешай человеку жить.
Многие с ним согласились.
Сулиман лишь терпеливо ждал своей очереди. Сегодня он здесь был вместе с Хасаном. Приехали они в Шали еще рано утром, а домой поехали, лишь ближе к вечеру.
- Как я понимаю того парня, что возмущался этими играми в закон. - сказал Хасан, когда они вышли за территорию отделения милиции. - Уже второй раз мне попадается этот сопляк.
- Следователь?
- Да.
- Чеченец?
- Говорит на чеченском. Глупые вопросы то ладно. К ним я привык. Но его шакалий оскал. Правильно тот парень сказал. Перед сусликами, сусликами нас сделали. И сколько интересно, это будет продолжаться?
- Мда-а. Но если взвесить все плюсы и минусы нашей жизни? Да, морально тяжело это переносить. Но успокаивает то, что не бомбят дома вместе с ее обитателями, и зачисток так массово как раньше не проводят. Тем что мы сейчас не в лесу, может мы спасли хоть одну жизнь невинного человека. А были бы мы там, под предлогом что ведут войну с нами, издевались бы над людьми. Изначально моей целью было, выбрать из двух зол наименьшее. Лучше пострадаем только мы. Нам остается только, просить Всевышнего и надеяться что все таки, наступят мирные дни на нашей земле.
Так прошел очередной день "мирной" жизни Сулимана.
Не проходило и дня, чтобы Сулиман с Хасаном не виделись. То Сулиман вечером на чай заходил к нему. То Хасан к Сулиману. Вчера вечером, Сулиман был у Хасана, сегодня, ждал его у себя. Уже темнело на улице, но Хасана все не было. И Сулиман решил прогуляться а за одно, и к Хасану зайти. Здесь он узнал, что Хасан находится в соседнем селе Махкеты, на похоронах своего троюродного брата. Ехать в Махкеты уже было поздно, и, решив поехать на похороны утром следующего дня, Сулиман вернулся домой.
Вечером следующего дня, Сулиман с Хасаном возвращались с похорон домой. Они ехали на машине Хасана.
- Его менты убили - сказал Хасан.
Убитый брат Хасана, тоже был одним из амнистированных ополченцев. Уже прошло больше месяца, как его вызвали на очередной допрос в милицию, откуда тот не вернулся. В тот день он поехал один. Нашлись свидетели которые видели его в отделении, где и пропал его след. Спустя месяц, его нашли убитым в лесу. По словам следователя, брат Хасана вернулся к своим "лесным братьям". Но Хасан, и все кто знал убитого, были твердо уверены в том, что тот не возвращался в лес.
- Если бы он собирался к ним вернуться, по крайней мере мне, он об этом сказал бы - сказал Хасан. - Я то его хорошо знаю. Скорее всего, с ним свел свои счеты, кто-то из ментов.
- С чего ты это взял? - спросил Сулиман. - Есть догадки?
- Да. Его старшего брата, убили больше года назад. До сих пор не известно кто это сделал и почему. А Сайпуди, даже не искал кровника. Он считал что не реально его найти в этой суматохе. И вообще, семья была даже рада что нашли его, пусть и мертвым. Ведь у нас десятки тысяч людей не могут найти своих родственников. И судя по всему, сам убийца, или его близкий, служит в милиции. И таким подлым образом, решили себя обезопасить. Он мне говорил как-то о последнем визите в милицию, где ему задавали странные вопросы. Как он относится к обычаю кровной мести? Знает ли он кто убил его брата? Не ведет ли частное расследование? Думают, что сойдет им с рук невинная кровь. Что избавились от кровника.
Сулиман изучающе посмотрел на Хасана.
- В смысле? - спросил Сулиман.
- Не обращай внимания. - отмахнулся Хасан. - Просто, мысли в слух.
- Не вздумай, делов натворить. - попытался предостеречь Сулиман. - О семье подумай. Ты сейчас старший.
С тех пор, Сулиман с Хасаном потеряли покой. Хасан не мог смириться с убийством, и лживым обвинением брата. Сулиман же, переживал за друга. Как бы тот с горяча, не совершил необдуманных поступков.
Буквально накануне, Сулиман уже почти решился уехать из республики и посоветоваться с матерью. Он хотел забрать с собой мать и Хасана. Теперь он понимал, что Хасан никуда не уедет, и его нельзя оставлять одного.
Так, прошла еще неделя. Сулиман с Хасаном еще раз побывали в милиции. Как обычно, их расспрашивали и месте и времени проведенном за истекший срок.
Вечером того же дня, Хасан снова зашел к Сулиману, и вызвал его на серьезный разговор во двор. Они сели за стол под летней беседкой.
- Я не могу так больше - сказал Хасан.
- Как?
- Так. Они издеваются над нами. Забирают кого хотят, куда хотят, когда хотят. Кого хотят, избивают, кого хотят, убивают. Я не прощу им убийства брата. Он не был ни в чем виновен. Они его убили, только чтобы себя обезопасить. Скрыть свое преступление. Уйти от ответа.
- И что ты собираешься делать?
- Я вернусь в лес.
Сулиман встал и подошел к дровяной печке, что стояла тут же. Разжег костер, поставил на него чайник и вернулся к Хасану.
- И?
- Что "и"? - спросил Хасан.
- А дальше что?
- Что дальше?
- Ну-у. Пойдешь ты в лес. А дальше что? Какую цель ты преследуешь?
- Не пытайся меня отговорить Сулиман. Все эти дни и ночи я думал над убийством моего брата. Никогда я им этого не прощу. Ты единственный, с кем я этим делюсь, и я просто хотел, чтобы ты знал где я, и почему я там.
- Я не пытаюсь тебя отговорить. Я просто пытаюсь тебя понять. Что ты ждешь от ухода в лес? Ты хочешь за брата отомстить, или своей семье горе очередное принести?
- Я не понимаю тебя!
- Я тебя тоже не понимаю - сказал Сулиман. - Я понимаю что тебя мучает жажда мести. Не жажда крови, а именно жажда мести. Я уважаю этот обычай, так как сам с ней столкнулся и знаю ее, как говорится, изнутри. Обидчик должен знать, что не уйти ему от ответа. К сожалению, некоторые это понимают когда уже поздно.
Вода в чайнике уже закипала. Сулиман поставил кружки на стол, чайные пакетики и сладости к чаю.
- Когда мне было плохо на душе - продолжил Сулиман. - Когда не знал как поступить, я шел за советом к Хизиру. Да простит ему прегрешения Аллах. Но я никогда не мог даже подумать, что сын Хизира, может такую глупость выкинуть.
Хасан все это время вопросительно глядел на Сулимана.
- Жестокая реальность и несправедливость, затмили твой разум. - продолжил Сулиман. - По твоим словам, убийца твоего брата находится где-то в кабинетах. А ты собираешься искать его в лесу? Где логика?
- Что ты предлагаешь? - мысленно согласившись с собеседником, спросил Хасан.
- Я пока ничего не предлагаю. Чтобы что-то предложить, сначала нужно понять что человек хочет. Но ты же ничего толком не объясняешь.
Чайник уже закипел, и Сулиман разлил чай.
- Мне сначала пришла в голову мысль, устроиться на работу в милицию...
- Вот! Вот теперь я начинаю тебя понимать - перебил его Сулиман. - Пропавшую вещь, нужно искать там где ты ее потерял, а не там, где приобрел.
- Пойти работать в милицию - произнес мысль вслух Хасан. - Люди ведь знают что это они убили моего брата. Видят что они издеваются и над нами. И пойти к ним работать?
- В твоем нынешнем положении, это вполне разумное решение. Во первых, избавишься от этих издевательств с расспросами и допросами. И где гарантия, что в очередной раз мы не вернемся домой так же, как и твой брат? Кому-то в звании, кому-то в должности захочется подняться. И вообще, человеком, даже работая в милиции, можно оставаться. Уж по крайне мере будем знать, что от твоей руки, не пострадает невинный человек. Ну и, своего обидчика ты там найдешь, лучше и быстрее чем в лесу.
Хасан призадумался.
- Мне надо подумать - тихо произнес он.
- Конечно, надо. Думать надо всегда. Ведь все беды человека и есть от того, что он не думает, не читает, не слушает, не анализирует.
Выпив еще кружку чая, Хасан ушел к себе.
Он вернулся к Сулиману, вечером следующего дня.
- Я решил. - сказал он. - Всю ночь думал над нашим разговором. Я найду и накажу эту скотину.
- Без меня ты никуда не пойдешь. - сказал Сулиман.
- Ты со мной?
- Конечно. В беде и радости. Иначе, что мы за друзья?
* * *