Сердце друга 80

Гунаев Иса
Проснулся Сулиман, ближе к обеду следующего дня.
Он быстро умылся и вышел в коридор.
Сегодня здесь уже было достаточно людно. По коридору ходили как медперсонал, так и пациенты госпиталя. Сулиман поймал на себе удивленный взгляд одного из военных и понял, что он еще в пижаме. Хотя здесь и все пациенты тоже были в пижамах, он быстро вернулся в палату и переоделся в военную форму, которая была без опознавательных знаков, и снова вышел в коридор.
Он снова поймал на себе удивленный взгляд уже другого военного, который проходил мимо дверей его палаты. «А-а, – догадался Сулиман. – Наверное, их смущает мой внешний вид. Срочно нужно к парикмахеру. Но где и как? Надеюсь, Сергей и об этом позаботился».
Заметив Сулимана, к нему подошла уже другая медсестра.
- Сулиман Салманович? Добрый день, – приветствовала она его.
- Добрый день. Мне хотелось бы увидеться с Сергеем… - не мог вспомнить отчество Сулиман. – Владимировичем?
- Да. Он попросил нас позаботиться о вас до своего прибытия. Вы будете обедать?
- Да. Было бы неплохо.
- Пройдемте, – предложила медсестра и пошла вперед. – Вообще-то у нас положено ходить в пижаме. Но после обеда, вам все равно нужно будет сходить в парикмахерскую. Если конечно, пожелаете. Но после, здесь вы должны будете носить пижаму, - улыбнулась она.
- А парикмахерская…
- Это здесь, рядом. Я покажу.
Сестра провела его в помещение столовой, сама направилась на кухню.
Через минуту вернулась, подошла к Сулиману.
- Присаживайтесь, где вам будет удобно, – предложила сестра. – Вам принесут обед.
- А можно, я сяду за отдельный столик? - попросил Сулиман. – Мне не нравится, как на меня смотрят.
- Да, конечно. Но их можно понять. У нас впервые такой пациент. Вы наверное, разведчик?
- Ага. Внук Штирлица, – пошутил Сулиман. – Похож? Пошел на разведку, заблудился в лесу и два года не мог выбраться.
- А вы шутник, - улыбнулась медсестра. - Если хотите, я могу попросить повара принести обед вам в палату.
- Нет, спасибо. Правила для всех должны быть одинаковы.
- Ну, тогда приятного вам аппетита. Я буду на посту, как закончите обедать, подойдете, я покажу вам, где парикмахерская.
- Хорошо, спасибо, – поблагодарил Сулиман медсестру, которая направилась к выходу. – Боевик я.
За большим длинным столом, за которым сидел Сулиман, сидели еще трое пациентов. Они вопросительным взглядом смотрели то на Сулимана, то друг на друга.
- Серьезно? – остановившись у дверей, спросила сестра.
- Еще с пеленок.
Сестра посмотрела на него недоумевающим взглядом. Она не могла понять, шутит Сулиман, или говорит всерьез.
- Я жду вас на посту, – сказала она и вышла из столовой.
Сулиман сел за свободный столик, куда ему принесли обед.
Пообедав, он вернулся в палату, почистил зубы и подошел к медсестре.
- Я бы, в парикмахерскую сходил, – обратился к ней Сулиман.
Сестра вела запись в журнале.
- Да-да, сейчас. Одну минутку.
Закончив вести записи в журнале, медсестра поднялась и прошла вперед. Сулиман последовал за ней.
- А насчет боевика, вы надеюсь, пошутили? – спросила медсестра.
В ее голосе Сулиман не уловил даже тени злобы или ненависти. Простое женское любопытство.
- Почему же? – спросил он. – Так оно и есть. Но мы боевики только для вас. Для народа, мы ополченцы. И вообще, вы путаете боевиков с ополченцами.
- А разве это не одни и те же?
- Небо и земля. У нас одна вера, но разные понимания о ней. Разница в том, что боевики готовы только убивать, якобы за веру. Хотя наша вера не приемлет насилия. Ну а мы, готовы умереть за нее. И у нас, кроме веры, есть еще и народ. С его историей, обычаями, традициями, культурой. Но, вам это наверное не интересно.
- Очень даже интересно. К сожалению, дальше я не могу идти. Очень хотелось бы с вами пообщаться еще. Надеюсь, время будет. Я сегодня в ночь.
Медсестра показала Сулиману где находится парикмахерская, и вернулась на пост.
В парикмахерской, Сулиман коротко подстригся, но сбривать бороду не стал. По обычаю, на время траура нельзя было бриться. А трауром для него на тот момент, была смерть Хизира. Он только коротко подстриг бороду.
- А вы оказывается, симпатяга, – радостной улыбкой встретила его на посту медсестра. – Вообще-то, вам шли и длинные волосы с бородой. Просто сейчас намного моложе выглядите.
- Спасибо, – улыбнулся в ответ Сулиман. – А вы, вообще красавица.
- Ой, спасибо. Да. Сергей Владимирович предупрежден о том что вы проснулись, он обещал зайти.
- Да, спасибо. А мне что, никаких уколов, процедур не предписано?
- Вас ведь пока еще не обследовали. Пока вы просто находитесь под присмотром врачей.
- Понятно.
- А где вы научились русскому языку? Вы так свободно им владеете.
- Как где? Я с трех лет в России. В первом классе правда, учился здесь. Но русским свободно владеют и местные жители. Русский язык, здесь ведь государственный.
- Да. Но вы особенно, очень свободно общаетесь, и без акцента.
- Мне должно было бы быть стыдно не владеть им свободно. Ну, не буду вас отвлекать. Я пойду к себе?
- Да-да.
Сулиман вернулся в палату. Он еще раз посмотрел на себя в зеркало. «Действительно, – подумал он, – помолодел, лет на десять».
Он переоделся в пижаму, лег на койку. Спать ему пока не хотелось, и он включил телевизор.
Ближе к вечеру, наконец, появился Сергей.
Сулиман ждал его как никого больше. Так как ничего не знал ни о своей родне, ни о товарищах.
- О-о-о! – радостно воскликнул Сергей входя в палату. – Какой у нас Сулиманчик - красавчик.
Друзья крепко пожали друг другу руки.
- А почему подчистую не побрился? – спросил Сергей.
- Нельзя. Траур ведь. Нам нельзя бриться, когда умер близкий родственник.
- А кто умер?
- Хизир.
- Ты же вроде говорил, что вы не родственники.
- Да. Но Хизир был мне больше чем родственник. Я очень этого человека уважал. И мы многое потеряли с его смертью.
- Согласен. Такие люди как Хизир, не только вашему народу, но и всем, но вам особенно, тем более сейчас, очень нужны. Ваш народ ведь отброшен в образовании на несколько, наверное, даже десятков лет назад. Обнищал духовно.
- Да, - согласился Сулиман. - Год без образования это, минимум три года отставания от времени. Как у вас принято считать здесь, в горячей точке. Военным за год три года добавляется, а народ три года теряет.
- Это ты точно подметил. Ты всегда мне нравился своим интеллектом, – похвалил его Сергей.
- Спасибо! Сергей, ты мне говорил, что ничего личного. У тебя не будет проблем из-за такого отношения ко мне?
- Все под контролем. Не переживай. И за своих ребят тоже, можешь не беспокоиться. Я о них позаботился. Некоторые вернулись домой, некоторые еще здесь. И все ждут тебя, твоего решения.
- Не понял.
- Что ты дальше намерен делать? Продолжать борьбу, или хочешь вернуться к мирной жизни?
- Какая мирная жизнь, во время чумы? Но и от войны, я устал. Как и весь народ. Вы то отдохнули, пару лет. А мы продолжали бороться за свое место под солнцем. Я не готов сейчас дать тебе ответ на этот вопрос. Мне нужно время, чтобы восстановить физические силы и моральное равновесие. Если есть такая возможность, предоставь ее мне и моим товарищам. Война, к сожалению, еще продолжается. Трудно будет нам в "мирной жизни". Не скажу за других, но за себя отвечу. Если ваши военные не будут издеваться над мирными жителями, я не вернусь на тропу войны. Ну а с боевиками-эмирами, я не буду однозначно. Нам не по пути. А что ждет моих бойцов?
- Сначала. Правда с теми, кто не причастен к преступлениям. К торговле людьми, к расстрелам, не связанным с иностранными наемниками, будем проводить собеседование. Возьмем с них расписки, о том что они не будут принимать участия в боевых действиях против государства. И пусть решают дальше сами, как быть, как жить.
- Понятно. Конечно, я никому не могу приказать. Я выполнил свою миссию. Я водил их на боевые задания, и вытащил из бойни когда руководство покинуло республику, бросив нас и народ на произвол судьбы. И, я сложил с себя полномоыия командира. Разбирайтесь с каждым сами. И я надеюсь, это разбирательство будет в рамках закона.
- Конечно. Обязательно.
- А из моих ребят, никому срок не грозит? Я не могу сказать о ком-либо, что он участвовал в похищении и торговле людьми. Ну а о связях с эмирами, понятно. Они далеко не дружелюбны.
- Нет. Реальный срок никому не грозит, но на учете, разумеется, будут стоять.
- Это понятно.
- А что касается тебя... Ты, и такие ребята как ты, нам нужны. Больше своему народу, чем нам. Мы не должны дать распространиться ваххабизму по России. Кому как не вам, знать об их идеологии? У тебя есть опыт ведения войны, ты пользуешься авторитетом. И я считаю, что свой опыт и авторитет, ты должен направить на пользу своему народу.
- Согласен. За мир и счастье своего народа, я жизнь готов отдать.
- Охотно верю. Потому что этому есть не мало доказательств. Ну а, насчет дальнейшего. Какие у тебя планы? Ты продолжишь борьбу, или вернешься домой?
- Не дави на меня Сергей, - улыбнулся Сулиман. - Не торопи с твердым ответом. Я устал от войны, устал от жизни с "ружьем". Я хочу жить и трудиться как все нормальные люди. Для себя, для своей семьи, для своего народа.
- Понял. Подожду.
Побеседовав еще некоторое время, Сергей вручил Сулиману сотовый телефон.
- Что это? - спросил Сулиман. - Рация?
Сулиман впервые держал в руках сотовый телефон.
- Как что? Телефон. Будем поддерживать связь.
- Ты хоть объясни, как этой штучкой пользоваться. И что это вообще такое?
- Ты что? В первый раз видишь что-ли телефон?
- У нас в лесу конечно, было средство связи. Но на нем были приклады, затворы, курки, – пошутил Сулиман. – А из этой штучки, я ни разу не стрелял.
- Ну да, – рассмеялся Сергей. – Я тоже, молодец. Короче, здесь уже есть сим-карта, баланс пополнен, вот еще три карточки пополнения счета, – Сергей еще громче рассмеялся, увидев взгляд Сулимана.
- Нормально, – улыбнулся Сулиман. – А теперь попробуй все это, перевести на понятный мне язык.
Сергей еще долго смеялся, больше над собой, чем над Сулиманом.
Придя в себя, он вкратце объяснил Сулиману как пользоваться телефоном, и поздно вечером, покинул палату.
* * *